Следующей весной исполнится восемь лет, как действуют антироссийские санкции, введенные из-за украинского кризиса.
Санкции принесли России много пользы, считает приехавший с визитом в Финляндию министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, побеседовавший с Yle.
«Благодаря тому, что западные страны ввели антироссийские санкции и ограничили импорт технологий, мы начали развивать свою промышленность», — с улыбкой говорит Мантуров.
Он признает, что санкции не были приятной новостью, однако они помогли России начать целеустремленно двигаться к большей самодостаточности.
В марте 2014 года США и ЕС ввели санкции против России из-за конфликта на востоке Украины и присоединения Крыма.
«Локализация» вынуждает иностранных импортеров оставаться в конце очереди
Россия хотела сократить зависимость от импорта еще до санкций, призывая иностранные компании перенести производства в страну. Так называемая политика локализации требовала от предприятий как минимум сборки товаров в России.
«Теперь мы переходим к следующему шагу», — говорит Мантуров.
Требования политики локализации ужесточаются: например, производителям автомобилей необходимо произвести в России определенную долю деталей, одной сборки уже недостаточно.
Иностранным компаниям приходится прогибаться под требования о локализации, если они хотят работать на российском рынке. Используется принцип кнута и пряника.
Если требования не выполняются, государственные структуры не могут приобретать продукцию компании.
Если же условия по локализации выполняются, предприятие получает ряд преимуществ — например, в государственных программах закупок. Тогда в тендере могут выиграть компании, работающие из-за рубежа.
Тема локализации, или, другими словами, крепнущего в России протекционизма, часто поднималась во время визита Мантурова на заседании финско-российской межправительственной экономической комиссии.
По количеству торговых барьеров Россия занимает второе место в мире
Генеральный директор Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) Яана Реколайнен (Jaana Rekolainen) говорит, что изменения законодательства, связанные с локализацией, вызывают много вопросов. На деле идет речь об увеличении торговых барьеров.
«Для европейских компаний Россия — второе место по количеству торговых ограничений», — напоминает Реколайнен.
Больше ограничений встречается только в Китае.
Предприятия, занимающиеся экспортом из Финляндии в Россию, считают эти нововведения нарушением принципов конкуренции, но министр смотрит на ситуацию иначе.
«Это не помеха торговле. Фирмы, инвестирующие в местное производство, получают таким образом дополнительные преимущества».
Денис Мантуров встретился в Хельсинки с министром международного развития и внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари (Ville Skinnari) и министром экономического развития Микой Линтиля (Mika Lintilä).
Финский экспорт восстанавливается
Антироссийские санкции были введены ЕС в середине марта 2014 года. Изменения негативно сказались на финско-российской торговле.
Россия отреагировала ответными санкциями, которые приостановили экспорт продовольствия в Россию, в том числе и из Финляндии.
Но, несмотря на санкции, этой весной торговые отношения Финляндии и России начали улучшаться.
В период с апреля по июнь экспорт Финляндии в Россию вырос на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Импорт из России вырос более чем на 30%.
Рост экспорта можно частично объяснить восстановлением после коронавирусного кризиса. Также причина заключается в значительном росте экономики России.
Банк Финляндии прогнозирует стремительный рост экономики России в этом году. Прогнозируемый рост ВВП — 3,7%.
Стремительное восстановление после кризиса, связанного с коронавирусом, подняло показатели финского экспорта в Россию выше докризисного уровня. Для финского машино- и приборостроения это означает хорошие перспективы. В России работают около 900 финских фирм.
«Российская обрабатывающая промышленность хорошо развивается, в ней есть много важных для финнов сфер — например, деревообработка, металлообработка и горнодобывающая промышленность», — перечисляет генеральный директор ФРТП Реколайнен.
Из-за событий в Крыму и кризиса на Украине за первый квартал 2014 года экспорт упал на 23%, а импорт — на 28% в сравнении с тем же периодом предыдущего года. Торговые отношения складывались так плохо, что летом 2016 года показатели упали наполовину в сравнении с периодом до санкций.
Импорт зерновых культур сменился экспортом
ЕС неоднократно продлевал санкции. В сентябре было принято решение продлить санкции до следующего марта. Российские ответные санкции будут действовать до конца следующего года.
«Валио» — одна из финских компаний, ощутивших на себе политику локализации.
Россия ввела санкции против ЕС в качестве ответа на антироссийские санкции. Они сильно ограничивают, к примеру, импорт сельскохозяйственной продукции.
Когда ответные санкции остановили ввоз продукции «Валио» в Россию, главный рынок «Валио», фирма открыла в России завод по производству плавленого сыра.
Ограничение импорта входит в список интересов российского сельскохозяйственного сектора, но для потребителей снижение конкуренции означало сокращение выбора и рост цен.
По информации Банка Финляндии, в сельском хозяйстве цены растут быстрее, чем раньше. Инфляция снизила покупательную способность на 6%.
Но и у этой истории есть обратная сторона.
«Мы развиваем российское сельское хозяйство и теперь являемся серьезным игроком в этой отрасли. Например, в прошлом году мы отправили на экспорт 120 миллионов тонн пшеницы, хотя раньше было больше импорта», — говорит Мантуров.
По его словам, подобные примеры можно также найти в медицинской промышленности, биотехнологиях и автомобильной промышленности.
Министр Мантуров напоминает, что в 2012 году, когда Россия вступила в ВТО, существовали договоренности о локализации, которая может давать работающим в стране предприятиям конкурентные преимущества. Таким образом отечественная промышленность получает больше возможностей для развития. Правила будут действовать до тех пор, пока российская экономика не достигнет уровня других стран — членов ВТО.
«Это произойдет скоро, и тогда мы вновь расширим долю импорта в государственных закупках», — обещает министр торговли Мантуров.