Глава НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко сообщил, что компания подала заявку на участие в процессе сертификации оператора российского газопровода «Северный поток — 2».
Процедура сертификации предусматривает предоставление документов на соответствие нормам, установленным в странах Европейского союза. Для подачи документов привлекаются все заинтересованные стороны — и «Газпром», и компания Nord Stream 2, и все желающие поучаствовать в процессе. К слову, точно также, как и «Нафтогаз, заявку подала и польская компания PGNiG для того, чтобы предоставить аргументы, которые, по мнению польской стороны, свидетельствуют о несоответствии европейским нормам.
Но это не значит, что «Нафтогаз» будет участвовать в сертификации. Потому что сертификация — этот тот же судебный процесс, в котором есть адвокаты и обвинители «Северного потока — 2». И эта заявка — по сути, свидетельство того, что в процессе затронуты его интересы и он хочет предоставить документы о том, как именно эти интересы были нарушены. Но она никак не повлияет на его остановку, ведь трубопровод уже достроен.
Более того, решение о сертификации все равно будет принимать федеральный орган Германии — после этого соответствующее решение будет направлено в Еврокомиссию на утверждение. Весь этот процесс займет, по меньшей мере, еще пять месяцев.
В данном случае, Германия должна подтвердить, что все документы, которые подготовлены оператором СП-2, не противоречат законодательству Германии и ЕС. Или же будут приняты решения об устранении несоответствий.
Но это не означает того, что в это время газ не будет поставляться в тестовом режиме. Потому что, кроме процесса сертификации, параллельно идет тестирование трубопровода на безопасность. А для этого нужно проверить, насколько хорошо работает труба в разных режимах, которые предусматривают отличные друг от друга режимы прокачки на разных мощностях. Поэтому труба уже заполнена газом и теперь будут проводить пробные прокачки, из-за которых не исключено, что до конца года в таком режиме на территорию Германии попадет, по меньшей мере, пять с половиной миллиардов кубометров газа.
А раз газ уже прокачан, то почему бы его не использовать по назначению?
Геннадий Рябцев, директор специальных проектов научно-технического центра Психея, эксперт по государственной политике в топливно-энергетическом комплексе