В последние недели Европу терзает небывалый энергетический кризис. Над миллионами людей нависла реальная угроза того, что зимой им нечем будет отапливать свои дома. Цены на газ выросли по сравнению с началом года в пять раз. Американские танкеры с СПГ направляются вместо Старого континента в азиатские порты, и поэтому Европа ищет спасения в уже завершенном, но все еще не запущенном газопроводе «Северный поток — 2». Может ли он помочь решить проблему?
По мнению некоторых европейцев «Северный поток — 2», газопровод, проложенный по дну Балтийского моря, — лишь инструмент Кремля, а для других это эффективный способ удовлетворить энергетические потребности Западной Европы. Отчасти правы, как всегда, оба лагеря. Но нынешний энергетический кризис ставит более актуальные вопросы: что сдерживает запуск газопровода? Когда можно ждать первых кубометров газа? Смягчит ли газопровод «Северный поток — 2» текущий энергетический кризис?
После двух с половиной лет работ газопровод достроили несколько недель назад, и с тех пор немецкий регулятор проверяет, отвечает ли он всем требованиям и нормам. Процесс может затянуться. В самом неблагоприятном случае — до мая следующего года. Чтобы завершить оценку газопровода, у немцев есть время до января 2022 года, но затем их решение изучит еще и Европейская комиссия, у которой будет на это четыре месяца. К тому моменту зима и повышенный спрос на российский газ уже могут давно остаться в прошлом.
Как специалисты оценивают шансы на своевременный пуск газопровода?
Некоторые из них считают, что российский газ может начать поступать по «Северному потоку — 2» уже в этом году, но большинство ожидают запуска только в следующем. Консалтинговая компания Energy Aspects предполагает, что первая поставка в Европу по этой трассе будет в феврале 2022 года («Мы предполагаем, что это случится скорее позже, чем раньше»), а в инвестиционном банке «ВТБ Капитал» прогнозируют запуск в течение 2022 года.
Тем не менее Россия по понятным (экономическим) причинам добивается скорейшего одобрения газопровода, упирая на то, что его запуск может помочь выйти из европейского энергетического кризиса. «Немецкому регулятору стоит ускорить принятие своего решения», — процитировало издание «Нью-Йорк Таймс» российского президента. «Ну, конечно, если бы мы смогли увеличить поставки по этому маршруту, на 100% совершенно уверенно можно сказать, что напряженность на европейском энергетическом рынке, конечно, существенно бы понизилась, это повлияло бы и на цены на европейском рынке газа», — заявил Путин.
Почему же тогда газ пока не поступает по старо-новому (газопровод «Северный поток — 2» проложен параллельно с «Северным потоком — 1») пути? Главную роль, как уже было сказано, играет немецкий регулятор (BNetzA). Ранее там уже заявили, что все технические параметры газопровода в норме. Сейчас запуск газопровода «задерживает» изучение вопроса о том, выполнены ли требования регулятора. «Речь идет, прежде всего, о недискриминационном доступе к сети», — заявили представители регулятора.
Таким образом, запуск газопровода зависит от ответа на вопрос, не будет ли оператор газопровода ограничивать третьим сторонам доступ к своим сетям? Если этот вопрос удастся успешно и быстро уладить, то газ потечет по трубам, но все равно до конца неясно, как это скажется на кошельках европейских потребителей. Эксперты предполагают, что особого эффекта не будет. «Маловероятно, чтобы „Северный поток — 2" серьезно повлиял на счета за газ для европейских заказчиков», — подытоживает их предположения агентство «Рейтер».
Причин несколько. Главная — это сомнения в том, что в случае, если первые поставки газа придут в Европу уже в этом году, Россия сможет увеличить добычу газа на экспорт, в том числе ввиду своих внутренних потребностей. По мнению некоторых экспертов, у «Газпрома» есть дополнительные мощности для поставок уже сейчас, до открытия нового газопровода, и большую проблему, чем транзитные мощности, представляет недостаточная добыча газа. В таком случае открытие «Северного потока — 2» не окажет на стоимость газа в Европе, включая Чешскую Республику, особого влияния.
В российском «Газпроме» заявили, что смогут к концу текущего года отправить по «Северному потоку — 2» в Европу «всего» 5,6 миллиардов кубометров газа. Этого очень мало: европейское потребление природного газа только в первом квартале текущего года достигло около 132 миллиардов кубометров, и доля российского газа в европейском потреблении составляет примерно 40 %.