Похоже, многие в своих суждениях исходят из того, что правительство Польши стремится к выходу из ЕС. Но что, если его цель, напротив, заставить Евросоюз поменять курс и делать то, что хочет Польша? Для этого и устраивают хаос.
Цель — такой Евросоюз, в котором не иссякает поток субсидий, но при этом каждая страна делает только то, что хочет. А чтобы этого добиться, польское правительство, похоже, решило, что нападение — лучшая защита.
Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) распинался в Европейском парламенте о том, как ЕС преследует и травит Польшу. Если верить ему, именно Польша придерживается принципов ЕС, а вот Европейская комиссия хочет усилить свою власть, причем жесткими методами.
Короче говоря, бывшее коммунистическое государство пытается внедрить картину альтернативной реальности, создает собственный небольшой пузырь фейков — точно так же, как с успехом делал Дональд Трамп, когда был президентом США.
Лопата не всегда действительно бывает лопатой. Она вполне может оказаться и цветочным горшком.
Наглость и самоуверенность Польши в чем-то даже вызывают симпатию. Редко увидишь председателя Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) столь сильно подавленной и обеспокоенной, как когда она, стиснув зубы, твердит польскому премьер-министру, что ЕС не намерен бездействовать перед лицом вопиющего вызова со стороны Польши.
В мире преобладает мнение, будто правое консервативное правительство в Варшаве стремится сделать так, чтобы Польша вышла из состава Европейского союза. Полэксит.
Но у этой гипотезы явно имеется своя ахиллесова пята. Ни в одной другой стране нет такой мощной поддержки ЕС, как среди поляков. У партии, которая шла бы на выборы с повесткой, включающей в себя выход из ЕС, просто не было бы ни единого шанса. И правящей партии «Право и справедливость» это тоже касается.
Смерть Евросоюза
Вот более реалистичная версия происходящего: польское правительство считает, что находится в авангарде борьбы, призванной заставить ЕС измениться изнутри. В этом у Польши есть сильный союзник — Венгрия. Еще ряд стран были бы не прочь последовать за Польшей, но не осмеливаются — например, Словакия и отчасти Болгария и Румыния. Вероятно, этот курс мог бы воодушевить и других.
Если все больше стран начнут воспринимать ЕС как своего рода клуб, где можно наслаждаться привилегиями и при этом игнорировать все, что тебе не по нраву, Европейский союз ждет медленная смерть.
Однако Варшава и Брюссель тянут одеяло каждый на себя с тех пор, как в 2015 году к власти в Польше пришла «Право и справедливость». Польша мало-помалу подавила свободу прессы, демократию и независимость судебной власти. Брюссель же кнутом и пряником пытается вернуть Польшу на «путь истинный», заставив ее соблюдать демократические принципы, под которыми она подписалась, когда в 2004 году стала членом Европейского союза.
Все тщетно.
Последней провокацией со стороны Польши стало решение конституционного суда, согласно которому польские законы должны быть превыше норм ЕС. Это выстрел в самое сердце ЕС с его основополагающими принципами. Ведь чтобы работала правовая система, охватывающая 27 стран — членов Евросоюза, все должны знать, что последнее слово всегда за законодательством ЕС.
Когда ученик балуется и не слушает учителя, его могут выгнать из класса, а в крайнем случае ученика исключают из школы. А вот Польше можно вести себя как угодно плохо, хулиганить сколько угодно, но из Евросоюза ее не исключат.
Путь закрыт
На самом деле в распоряжении Брюсселя есть всего два вида наказаний.
Самое серьезное — лишить страну — члена ЕС права голоса. Рабочее название этой меры — «атомная бомба», и это лишь доказывает: никто не верит, что к ней когда-либо придется прибегнуть.
В случае Польши уже запущена юридическая процедура, в результате которой страна может лишиться права голоса. Но вот где подвох: все остальные страны — члены ЕС должны единогласно поддержать это решение. А пока Венгрия стоит на стороне Польши, этот путь, по сути, закрыт. Как в отношении Польши, так и в отношении самой Венгрии.
Второе наказание — назначить штраф или лишить страну экономической поддержки. А из стран ЕС Польша получает больше всего денег, так что это был бы болезненный удар. В бюджете ЕС до 2027 года для Польши предусмотрена сумма, соответствующая 1200 миллиардам шведских крон.
Но даже если отменить выплаты, нет никакой гарантии, что это подействует нужным образом.
В лучшем случае поляки больше не станут голосовать за «Право и справедливость» на следующих выборах. Но не исключен и прямо противоположный эффект.
Уязвимое место
Правительство Польши, практически полностью контролирующее общественные средства массовой информации, может в таком случае выставить ЕС главным злодеем, который стремится нечестным путем поставить Польшу на колени. И поддержка ЕС в результате уменьшится.
Также Польша способна парализовать деятельность ЕС, налагая вето на все вопросы, требующие единогласной поддержки стран-членов, а таких вопросов в ЕС большинство.
Брексит обернулся для ЕС тяжелым кризисом, но сейчас британцы больше не могут ставить палки в колеса европейского сотрудничества. А вот Польша может, причем в наивысшей степени.
При этом деньги для Польши — единственное по-настоящему уязвимое место, по которому другие страны ЕС могут нанести удар.
Со стороны прочих членов ЕС было бы неразумно продолжать слать миллиарды из карманов своих налогоплательщиков в страну, которая так вопиюще нарушает объединившие их всех правила.