Если бы белорусская оппозиция получила Нобелевскую премию мира, как некоторые надеялись, антиправительственные протесты вновь охватили бы Минск, что привело бы к усилению антикремлевских настроений. Этот сценарий подчеркивает те сложности, с которыми сталкивается Россия в попытках оказать влияние или господствовать над своими постсоветскими соседями. Несмотря на три десятилетия независимости, Кремль, очевидно, не считает своих соседей полностью суверенными государствами. Разговоры о «красных линиях» предполагают, что Москва может применить силу, чтобы помешать соседям однажды вступить в состав НАТО или Евросоюза.
Сложившийся после окончания холодной войны образ свободной, открытой и мирной Европы оказался под вопросом из-за войн России с Грузией и Украиной и из-за риска конфликта с другими странами. Москва претендует на сохранение сферы своего влияния на территории бывшего СССР, но ее интересы и тактика варьируются. Каковы приоритеты России? И что должен делать Запад?
В 2008 году Россия развязала войну с Грузией после того, как альянс НАТО пообещал, что Грузия и Украина станут его членами. Тогдашний президент Михаил Саакашвили неустанно критиковал Кремль, и это, вероятно, подтолкнуло Москву к активным действиям.
В 2014 году Россия захватила и аннексировала Крым и развязала войну в восточных областях Украины после того, как Киев попытался заключить договор об ассоциации с Евросоюзом. Однако агрессия со стороны России не помешала новому правительству Украины, возникшему после революции Майдана, подписать этот договор.
В 2020 году в Белоруссии начались масштабные народные протесты после того, как диктатор Александр Лукашенко в очередной раз украл выборы, а его правительство продемонстрировало свою некомпетентность в борьбе с COVID-19. Однако президент Владимир Путин поддерживает и Лукашенко, и его жестокие методы подавления протестов. Москва видит в Минске жизненно необходимый якорь безопасности. Хотя эти две страны входят в состав Союзного государства, в их отношениях нет любви.
Если бы режим Лукашенко внезапно утратил контроль над страной, Россия могла бы вмешаться, даже если бы она опасалась возможных рисков и затрат на военную оккупацию. В отличие от Грузии и Украины Белоруссия никогда не имела тесных связей с западными странами и не стремилась стать членом НАТО.
Центральная Азия стала источником растущего беспокойства России после вывода американских войск из Афганистана. Боевики-исламисты могут хлынуть из Афганистана на беспокойный российский Северный Кавказ, а истощивший свои ресурсы Талибан* (запрещенная в России организация) может экспортировать наркотики в Россию, что само по себе является серьезной угрозой.
В Центральной Азии действует ряд организаций, возглавляемых Россией. Казахстан и Киргизия являются членами Евразийского экономического сообщества, и вместе с Таджикистаном они входят в состав Организации Договора о коллективной безопасности — военного альянса, имеющего весьма сомнительную ценность. Страны Центральной Азии в той или иной степени ведут многовекторную внешнюю политику, которая позволяет им балансировать среди крупных держав. Россия могла бы позволить Соединенным Штатам пользоваться ее базами в Центральной Азии, чтобы бороться с угрозами, исходящими из Афганистана.
Китай активно реализует свою инициативу «Один пояс, один путь» в Центральной Азии и на Южном Кавказе, и у него есть военная база в Таджикистане. Как и в случае с Арктикой, Москва, вероятно, испытывает некоторую тревогу в связи с ростом присутствия Китая в регионе, который традиционно относился к сфере влияния России.
В прошлом году на Южном Кавказе Москва не спешила реагировать на военный конфликт Армении и Азербайджана, однако она помогла сторонам заключить перемирие, одним из пунктов которого стало развертывание 2500 российских миротворцев у линии фронта. Турция помогла Азербайджану одержать победу в той войне, и она стремится увеличить свое влияние в этом регионе. Недавние трения между Ираном и Азербайджаном из-за изменений границ, ставших результатом войны, могут заставить Россию нервничать. 2 октября на фоне роста политической поляризации Грузия вновь провела конкурентные, но не слишком свободные и справедливые выборы.
Народ Молдавии, очевидно, хочет, чтобы его страна двигалась в западном направлении. Новое правительство, возглавляемое выпускницей Гарварда президентом Майей Санду, имеет определенно проевропейскую направленность. Российская военная база в сепаратистском Приднестровье дает России возможность оказывать некоторое влияние.
Хотя Украина, Белоруссия и Грузия, возможно, и являются основными приоритетами для России, у Москвы меньше возможностей для маневров, чем можно предположить, глядя на ее мощь. Украинцы и грузины выступают за укрепление связей с Европой, а белорусы хотят, чтобы в их стране проводились честные и свободные выборы и чтобы диктатуре был положен конец. России не хватает политической и социальной привлекательности, чтобы их переубедить, и ей не хватает финансового капитала, чтобы остановить процесс расширения экономического влияния Китая на юге.
Что в этой ситуации нужно делать Западу? Варианты действий ограничены, однако они все же есть. Запад может продолжить поддерживать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех бывших советских республик, включая Россию. Такая поддержка позволяет укреплять благосклонное отношение к Западу среди жителей этого региона, хотя и не везде.
Поощрение демократического развития и уважения к правам человека — это важнейший приоритет Запада, как подчеркнул президент США Джо Байден. Армения, Грузия, Молдавия и Украина, возможно, заслуживают того, чтобы Запад вложил свою энергию в их демократическое развитие. Если не считать стран Балтии, именно эти государства достигли наибольшего прогресса в этом отношении.
Что касается безопасности, предоставление американского оружия и военной подготовки Украине и Грузии может укрепить позиции этих стран на случай возможной агрессии в будущем. Прежние попытки Соединенных Штатов сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом привели к разочаровывающим результатам, однако у них все же есть общие интересы на территориях, окружающих Россию.
Есть довольно мало простых решений для вызовов, присущих постсоветскому региону, на который Россия до сих пор оказывает столь сильное влияние. Но некоторые сложности в отношениях Москвы с ее соседями могут обернуться удобными возможностями для Запада. Нельзя упускать возможности для продвижения демократии и укрепления безопасности. Запад крайне заинтересован в том, чтобы вести на постсоветском пространстве такую стратегию, которая будет способствовать сотрудничеству между соседями и препятствовать империалистическому поведению.
* террористическая организация, запрещенная на территории РФ.
Кеннет Яловиц — научный сотрудник Центра Уилсона и бывший посол Соединенных Штатов в Белоруссии и Грузии.
Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой организации RAND Corporation и бывший посол Соединенных Штатов в Казахстане и Грузии.