Когда-то давно (по меркам современного политического процесса), в марте 2009 года, Хиллари Клинтон, которая тогда занимала пост Госсекретаря США в администрации Барака Обамы, привезла с собой в Москву символичную красную кнопку. Она воплощала собой перезагрузку в отношениях США и России, хотя российские журналисты подметили тогда, что вместо слова «перезагрузка» на кнопке написали «перегрузка». Клинтон вручила ее Лаврову с этой пророческой надписью. Тот пошутил насчет ошибки, но все равно кнопку нажал.
Конечно, никакой перезагрузки в отношениях не произошло, да и не могло произойти, даже если бы американцы не сделали ошибку в русской надписи. Перезагрузки и «мы все начнем с нуля» существуют только в маркетинге и голливудских мелодрамах. Интересы нельзя перезагрузить, а можно их либо преследовать, либо отказаться от них. Но державы не отказываются от своих стратегических интересов, нажав на красную кнопку. Подобные встречи, несмотря на весь скепсис, нужны из-за двух категорий вопросов, которые на них решаются. Первая категория охватывает регулирование отношений двух ядерных сверхдержав. Они договариваются о границах игры, чтобы она не переросла в Третью и последнюю мировую войну. Вторая категория касается тех сфер, в которых они могут сотрудничать, несмотря на конфронтацию на других фронтах.
Результатом тогдашней перезагрузки стало подписание нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Кроме того, Россия включилась в транспортную сеть снабжения американских войск в Афганистане, а Соединенные Штаты поддержали стремление России вступить во Всемирную торговую организацию. Тем не менее ни США, ни Россия не отступились от своих стратегических интересов, которые ввергают их в противостояние. США продолжили расширение НАТО на восток, а Россия продолжила выстраивание своего евразийского интеграционного проекта. Эти шаги естественно привели две державы к конфронтации.
Дипломатия Хитрого койота
Законы международных отношений остаются неизменными и сегодня. Державы вынуждены периодически обрамлять свои отношения обоюдно приемлемыми рамками и ради самих себя, и ради мировой безопасности. Последние переговоры на высшем уровне, которые принесли конкретные результаты, состоялись еще при Обаме. Администрации Дональда Трампа не удалось решить ни одной стратегической проблемы между этими двумя сверхдержавами. Отчасти потому что Трампа все время его президентства обвиняли в шпионаже в пользу русских и в том, что он ставленник Кремля, который должен развалить Америку. Отчасти потому что он сам строил амбициозные планы, как обмануть Россию, Китай и всех остальных международных субъектов с помощью дипломатии в стиле хитрого койота.
Россия и ее руководство воспользовались четырьмя годами президентства Трампа для столь необходимой передышки в процессе обострения отношений с Соединенными Штатами. Так что Трампу не удалось ничего улучшить, но и намного ухудшить тоже. С возвращением американских демократов к власти при сомнительных обстоятельствах, которые еще больше подорвали стабильность Соединенных Штатов, возвращается и агрессивная, но предсказуемая внешняя политика. Снова по логике вещей напрашивается необходимость провести стратегические переговоры между США и Россией. Июньская встреча Путина и Байдена — официальное начало этого процесса, хотя можно сказать, что по сути он был запущен еще раньше, в январе 2021 года, когда еще на пять лет продлили упомянутый Договор о мерах по дальнейшему сокращению стратегических вооружений. Трампа не устраивали договоренности, достигнутые при администрации Обамы, и он хотел любой ценой ограничить развитие еще и китайских наступательных стратегических сил. Как мы видим, по крайней мере внешнеполитическая стратегия демократов хоть и более агрессивна, но зато более традиционна и приносит некоторые результаты, тогда как эксперименты Трампа в этой сфере, где действуют четкие правила и закономерности, создали атмосферу полной непредсказуемости и импровизации.
Виктория Нуланд известна мировой общественности как американский функционер, который раздавал печеньки украинским демонстрантам во время цветной революции на Украине в 2014 году. Тем самым Нуланд тогда запечатлела американскую поддержку этого контролируемого процесса (в конце концов, даже если бы протесты были «спонтанными», какое право имели США поддерживать демонстрантов в свержении законно избранного президента Украины). В данный момент мы наблюдаем совершенно другую перезагрузку, американскую и внутриполитическую. Дело в том, что США возвращают на руководящие посты старых демократических ястребов, приверженцев интервенций, зачастую доставая из нафталина кадры не только Обамы, но даже Билла Клинтона. Эта гериатрическая перезагрузка говорит о том, что американская политическая система дошла до последних стадий окостенения и демонстрирует все признаки эпохи позднего брежневского застоя в Советском Союзе конца 70-х. Трагикомичное состояние американской политической системы, которая, как считают ее собственные граждане, только и мечтает, что отравить их вакцинами, и которая, по мнению большинства республиканских избирателей, нелегитимна, так как президентские выборы были украдены, приносит смехотворные результаты. Так, Соединенным Штатам пришлось согласиться на исключение из своего черного списка некоторых российских руководителей, чтобы Виктория Нуланд, которой закрыли въезд в Россию, смогла прибыть в Москву на переговоры. Желая продемонстрировать силу и отправляя на переговоры в Москву таинственную «даму с печеньками» с киевского Майдана, Вашингтон снова показал слабость своих пиар-трюков. В отличие от балканских лидеров, которые, даже будучи президентами, спешат на встречи с заместителями министров и секретарей влиятельных государств, заместителя Викторию принял не президент, не премьер и даже не какой-нибудь министр Российской Федерации. Встречи состоялись на соответствующем уровне с заместителями министров, помощником президента и заместителем руководителя аппарата президента.
Почему отношения продолжают ухудшаться?
Президент России Владимир Путин много раз говорил, что с коллегой Байденом его связывают конструктивные отношения, и что последние переговоры прошли в позитивной атмосфере. Действительно в отношениях двух сверхдержав наступили бы последние дни, если бы вернулась риторика 50-х, когда Советский Союз и Соединенные Штаты откровенно пользовались враждебной лексикой. Почему же теперь, несмотря на приятную атмосферу, сдержанную риторику (особенно с российской стороны) и продолжение переговоров, отношения США и России продолжают ухудшаться? Ответ прост: ни Россия, ни Соединенные Штаты не напуганы настолько, чтобы отступать со своих стратегических позиций. Все эти саммиты, вроде встречи Путина и Байдена в Женеве, визита Нуланд и самых разных чиновников в Москву, напоминают аналогичные саммиты времен холодной войны, когда структура международных отношений была биполярной (сейчас она многополярна, но нет институтов, которые могли бы правильно обрамить это фактическое состояние). Когда политико-экономические системы СССР и США были одинаково стабильны, прогресс достигался только в самых необходимых сферах глобальной стратегической безопасности и равновесия. Чем более нестабильным становился СССР, тем больше он был готов отказываться от своих международных позиций на переговорах. Первый всеобъемлющий договор об ограничении ядерного оружия, который предполагал многочисленные совместные проверки и открытость двух сверхдержав друг для друга, явился результатом встречи Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году. Тогда СССР постепенно входил в фазу самостоятельного разрушения и преобразования политической элиты в капиталистическую. США были готовы согласиться на стратегический ядерный паритет, когда стало понятно, что СССР занял оборонительную позицию. Сегодня подобный стратегический договор невозможен, поэтому предыдущий продлили на пять лет. Вполне вероятно, что в скором будущем США пойдут по пути СССР и пересмотрят свою роль в мире и свою внутреннюю политико-экономическую систему. Сейчас обе державы стоят на своих позициях, и трудно даже поддерживать в функциональном состоянии дипломатические представительства США в Москве и России в Вашингтоне, не говоря уже о подписании какого-нибудь амбициозного договора.
Но Виктория Нуланд приехала в Москву не раздавать печеньки, а провести переговоры. Помимо стратегического равновесия, о котором шла речь, она затронула темы, касающиеся прямого столкновения американских и российских интересов, в частности в потенциальных вооруженных конфликтах. Украина, Афганистан и Сирия — вот эти горячие точки. Поэтому в переговорах с Нуланд участвовал и заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Фомин, и заместитель руководителя аппарата президента Дмитрий Козак. Тем временем пришла новость о том, что глава Пентагона Ллойд Остин в скором времени посетит Украину и Грузию и передаст им заверения США в том, что двери НАТО останутся открытыми для этих государств, откровенно конфликтующих с Россией. Самые высокопоставленные российские руководители много раз повторили, что будут расценивать вступление этих стран в НАТО как пересечение красных линий Кремля. Поэтому Нуланд предложила не сотрудничество в упомянутых регионах, а определенный механизм во избежание эскалации конфликта, в том числе вооруженного, в случае, если США и Россия не отклонятся от вектора своей внешней политики.
Результаты визита Виктории Нуланд в Москву и переговорного процесса, связанного с ним, не известны и не могут быть известны общественности. Речь идет о продолжении женевских переговоров Владимира Путина и Джозефа Байдена на техническом уровне. Только когда будут достигнуты согласованные решения, и когда их зафиксируют на бумаге, только тогда их придадут огласке, и свои подписи под ними поставят президенты, а не заместители министров. Участившиеся переговоры российских и американских представителей можно толковать двояко. С одной стороны, это говорит о том, что отношения двух стран все более напряженные, а с другой, что руководители обоих государств осознают всю опасность и пытаются найти какие-то общие точки, которые сделают невозможной бесконтрольную эскалацию конфликта. Если эти встречи участятся, значит, не за горами стабилизация отношений между США и Россией. Россия, конечно, остается на тех же позициях, на которых стояла еще при администрации Барака Обамы. Ближайшее будущее покажет, удастся ли Соединенным Штатам вернуть доверие собственных граждан к американской политической системе, стабилизировать пошатнувшуюся сеть союзников и вернуть экономическое процветание, или США встанут на путь отступления, как когда-то СССР.