Украинские власти регулярно заявляют о намерениях рано или поздно вернуть Донбасс. Но предпочитают не вдаваться в детали. И не совсем откровенны с обществом. Если бы сегодня произошло чудо и «ДНР» и «ЛНР» вошли в состав Украины, то это могло бы спровоцировать политическое землетрясение общегосударственного значения. Поэтому перед тем как возвращать оккупированные территории, нужно дать откровенный ответ на вопрос: какой Донбасс на самом деле нужен Украине?
Кузница «русского мира» на Украине
После восстановления независимости в 1991 году политика украинских властей по преодолению последствий многолетнего пребывания Украины в статусе колонии Москвы была лишена системности и последовательности. Ментальность жителей отдельных территорий и в дальнейшем была в плену советско-русских мифов. Информационное поле Донбасса и Крыма контролировалось российскими или пророссийскими медиа. Согласно переписи населения 2001 года украинцами назвали себя около пятидесяти процентов населения этих регионов.
Еще в девяностых годах было очевидно: Донбасс принадлежал к тем областям, где при определенных условиях и при внешней поддержке возможны проявления сепаратистских настроений и попыток отделиться от Украины. Ситуация не была критической, но украинская власть не решалась изменить статус-кво и прибегнуть к украинизаторским мерам в отношении жителей Донбасса. Интегрировать их ментально в украинское информационное пространство и существенно ограничить влияние со стороны России. Беспомощностью и пассивностью Киева сполна воспользовался Кремль.
Жителей Донбасса готовили к отделению от Украины задолго до российской агрессии 2014 года. Распространялась литература о существовании мифического донбасского народа и особой миссии донбассовцев. Примером такой идеологической диверсии стала книга тогдашнего руководителя Украинского филиала Института стран СНГ Владимира Корнилова «Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта». Накануне 2014 года участились случаи организации псевдонаучных конференций пророссийского направления.
В ноябре 2012 года в Донецке состоялся форум «Донбасс в евразийском проекте», который принял резолюцию о референдуме по присоединению Украины к Таможенному союзу и «воссоединению с Россией и Белоруссией». Именно на этой конференции прозвучал тезис о том, что «Донбасс — органическая часть "русского мира", эпицентр Новороссии — последний оплот и залог единения Украины и России». А четвертого ноября того же года в Донецке состоялся «Русский марш», организованный активистами организаций «Донецкая республика», «Славянское единство», участники которого несли прототипы флага современной ДНР.
В апреле 2013 года соавтор книги «Донбасс: Русь и Украина» Сергей Бунтовский заявил: «Донбасс не потерял своей самоидентификации. Донбассу нужен новый проект. Но мы не можем реализовать его в составе современной Украины».
Вследствие этого жители Донбасса длительное время до роковых событий 2014 года жили в отличной от Украины информационной среде. Массовая лояльность к «русскому миру» ковалась годами при полной пассивности украинской власти.
«ДНР» и « ЛНР» — резервации пещерной украинофобии
В мае 2014-го года Фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» совместно с Центром им. Разумкова провели опрос граждан Украины относительно выбора внешнеполитического вектора развития. Результаты исследования четко продемонстрировали обособленность мыслей большинства жителей Донбасса на фоне других регионов страны.
Уже тогда Донбасс выделялся из всех частей Украины абсолютной поддержкой интеграции в Таможенный союз. С мая 2013 года по май 2014 года поддержка членства Украины в Таможенном союзе вместе с Россией выросла среди жителей Луганской и Донецкой областей с шестидесяти двух процентов до шестидесяти восьми процентов. В то же время количество сторонников интеграции в ЕС составляло мизерные тринадцать процентов.
Ментальность жителей Донбасса также резко контрастировала с большинством регионов страны. В мае 2013 года лишь двадцать семь процентов жителей Донецкой и Луганской областей чувствовали себя европейцами, тогда как шестьдесят два процента — нет. Через год желание дистанцироваться от европейского сообщества лишь возросло. Увеличилась доля тех, кто категорически не считает себя европейцем — с тридцати трех процентов в мае 2013 года до пятидесяти пяти процентов в мае 2014 года.
Создание самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» открыло путь к тотальному вытеснению и ликвидации остатков украинской идентичности в регионе и вызвало массовую миграцию значительной части проукраински настроенного населения. По официальным данным, количество внутренне перемещенных лиц из оккупированного Донбасса превышает один миллион четыреста тысяч человек. Конечно, это не значит, что все, кто не уехал из «ДНР» и «ЛНР», являются носителями российской идентичности. Но не стоит тешить себя иллюзиями, что на оккупированном Донбассе есть мощная украинская «пятая колонна».
С 2014 года на части территорий Донецкой и Луганской областей происходит активный процесс индоктринации населения (насыщение определённым, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов — прим. перев), которое там осталось. Украинские медиа полностью исчезли из информационного пространства. Работают только российские и подконтрольные боевикам СМИ. У жителей Донбасса нет доступа к альтернативной картине мира. А та, которая им предлагается, — однобокая и враждебная к Украине.
Демонизация Украины и всего, что с ней связано, — основное направление идеологической обработки здешних масс. Особенно активно российские боевики и марионеточные администрации работают с молодежью. При поддержке Кремля молодое поколение воспитывается в русле ненависти к Украине. Формирование пророссийского сознания начинается с детсадов, где детям рассказывают о «героизме боевиков». Школьники принимают участие в различных организациях, где их накачивают милитаризмом и ненавистью к Украине.
Оккупационные марионеточные администрации «ДНР/ЛНР» формируют из Украины образ врага, высмеивают и унижают украинскую власть и армию, пугают экономическим крахом и обнищанием. Сеют язык ненависти, распространяют фейки и манипуляции.
Продолжается дальнейшая мифологизация событий Второй мировой войны в русле примитивной советской пропаганды. В публичном пространстве активно циркулируют темы фашизма, нацизма и их «украинских пособников». НАТО и США преподносятся как исконные враги народа Донбасса, для которых главная цель существования — уничтожение героических жителей края. «ДНР / ЛНР» превратились в оазис советско-российской мифологии с элементами параллельной реальности. Критика действий оккупационных властей не практикуется. А элементарная новость о запуске новой линии на заводе, лавы на шахте или даже таксофон преподносятся как выдающаяся победа трудящихся.
В оазисах пещерной украинофобии, в которые превратились оккупированные территории, особое внимание уделяется вопросам дружбы и интеграции с Россией. В «ДНР / ЛНР» празднуют «День русского языка», «День России», проводят фестивали русской культуры, всячески поощряют поездки в РФ. Местная пропаганда постоянно говорит о получении российского гражданства и его преимущества, акцентирует на стратегический курс интеграции с Россией как едином векторе развития.
Какой Донбасс нужен Украине
Допустим, учитывая различные обстоятельства, оккупированные территории Донбасса вернулись в состав Украины. Вернулись вместе с жителями, населяющими нынешние «ДНР» и «ЛНР». Вместе с участниками боевых действий против украинской армии. И вместе с сотнями тысяч человек, которые уже имеют российское гражданство. То есть в пределах Украины внезапно окажется большое количество людей, желающих ее погибели. Сомнительно, что украинцы будут радоваться такому подарку судьбы. Так что же с ним дальше делать?
В августе президент Зеленский дал совет всем жителям Донбасса, которые хотят быть частью России. «Если ты всю жизнь находился на Украине, но чувствовал, что это Россия, то ради своих детей и внуков уже сейчас уезжай искать себе место в России», — призвал Зеленский. Также глава государства заверил, что Донбасс никогда не будет российской территорией и только украинская власть сможет навести порядок на этих землях. Сказано как будто метко и неплохо. Но на деле реализовать такую позицию будет значительно сложнее.
Украине нужен Донбасс. Но прежде всего нужно вернуть оккупированные территории Донецкой и Луганской областей. Другое дело с населением, которое там проживает и массово зомбированно российской пропагандой и пропитано ненавистью ко всему украинскому. Нужны ли такие люди Украине? Есть ли у государства ресурсы для их содержания и социального обеспечения? Имеем ли мы возможность очистить сознание этих людей от украинофобии, которая закладывалась годами и десятилетиями? Интегрировать их в украинское пространство и украинскую систему ценностей. Нужны ли нашей стране носители «русского мира» и чужой враждебной идентичности, которые будут исполнять роль «пятой колонны» Москвы? И что с ними делать, когда украинская власть когда-то восстановит контроль над «ДНР» и «ЛНР»? Постановка правильных вопросов значительно увеличивает вероятность правильных ответов.
Очевидно, придется работать по нескольким направлениям. С одной стороны, дать возможность и, возможно, даже выделить средства для добровольного переселения в Россию всех тех, кто идентифицирует себя русским или хочет жить в составе «русского мира». Хочешь в Россию — пожалуйста.
Для всех, кто останется, можно применить опыт стран Балтии. Если личность не принимала непосредственного участия в боевых действиях против Украины и не совершала других антиукраинских преступлений, она может спокойно и дальше жить на Донбассе, не боясь преследования со стороны карательных органов. Возможно, следовало бы воздержаться от автоматического предоставления всем жителям «ДНР/ЛНР» — жертвам или активным соучастникам многолетней российской пропаганды — полноценных избирательных прав. Разрешать голосовать на локальных выборах, но не на выборах президента и Верховной Рады. Также надо будет решить вопрос, кого и когда допускать к работе в силовых структурах.
Сначала надо системно поработать над сознанием масс, которое поражено огромной порцией ненависти ко всему украинскому. Вернуть Украину и украинскую идентичность в Донбасс. Искоренить дух сепаратизма и «пятой колонны» Москвы. Ничего не поделаешь. Национальная безопасность — превыше всего. Статус гражданина Украины еще нужно заслужить. В этой ситуации мы не можем позволить себе роскошь рисковать будущим страны.