Поставки газа в гомеопатических объемах, которые запустили поляки и украинцы, это лишь средство экстренной помощи Молдавии, которая столкнулась с дефицитом сырья. «Газпром» был использован в ее отношении как газовое оружие Путина. На ситуацию пора отреагировать Европе.
Польско-украинско-американская помощь
26 октября Молдавия впервые в своей истории получила нероссийский газ. Миллион кубометров поставили через пункт пропуска на молдавско-украинской границе благодаря победе в тендере Польского нефтегазового концерна (PGNiG), который поддержала американо-украинская Группа «Энергетические ресурсы Украины», выступающая посредником в торговле газом на Днепре. Данные на тему коммерческого контракта засекречены, по подсчетам газеты «Коммерсант», 1 тысяча кубометров газа в его рамках стоила примерно 1100 долларов. Российское издание спешит объяснить действия «Газпрома», несущего ответственность за возникновение в Молдавии дефицита сырья. Оно заявляет, что концерн мог предложить даже пять миллионов кубометров по цене 800 долларов за 1 тысячу кубометров в рамках прежнего газового контракта, но молдаване отказались его продлевать.
«Коммерсант» напоминает также о претензиях российской компании в связи с долгом «Молдовагаза» в размере 709 миллионов долларов, о котором «Газпром» вспомнил как раз тогда, когда Кишинев столкнулся с перспективой возникновения нехватки газа. Напомню, что в рамках утратившего силу в 2020 году договора «Газпрома» с «Молдовагазом» цена составляла порядка 175 долларов за 1 тысячу кубометров. Следует подчеркнуть, что появление дуэта PGNiG — ЭРУ становится элементом выстраивания более широкого фронта, призванного помочь региону освободиться от газа из России, по образцу союза Польши, Украины и США, договорившихся о поставках СПГ. В этом можно усматривать результат закулисных действий Варшавы, Киева и Вашингтона в рамках политического договора о газовом сотрудничестве в регионе.
Рецидив в действиях «Газпрома», или газовое оружие в действии
К таким действиям «Газпром» обращается не в первый раз. Россияне вспоминают о долге компаний, которые закупают у них газ, в период политических кризисов или осложнения ситуации в экономике. Так было с долгами «Нафтогаза» накануне подписания Виктором Януковичем соглашения об ассоциации ЕС — Украина. Пока он намеревался подставить под ним свою подпись, долги были проблемой, но как только под давлением Кремля он отказался это делать, о задолженностях забыли. Когда Януковича свергли, а его место занял Петр Порошенко, долги «Нафтогаза» вновь стали предметом спора.
Нечто подобное происходило, когда Белоруссия обсуждала с «Газпромом» газовый договор и хотела получить скидку. Долг внезапно стал важным козырем, но когда переговоры завершились так, как хотелось россиянам, вновь перестал представлять проблему. Дело в том, что россияне готовы предлагать льготные цены странам, которые в целом проводят политику, соответствующую интересам Кремля, лучшим примером чего служат Армения или Белоруссия. Когда та или иная страна проводит политику, расходящуюся с российскими интересами, поставки газа превращаются в предмет спора, а этот спор служит достижению политических целей Владимира Путина.
Именно в таком контексте следует рассматривать газовые угрозы России. Молдавия могла получать российский газ, но лишь подписав новый долгосрочный контракт. Между тем новая прозападная правящая команда в Кишиневе решила отказаться от поставок из России, надеясь на поставки из ЕС при помощи Румынии. Этот план не удалось довести до конца из-за задержек с запуском трубопровода, о которых я писал в другой своей статье.
Румыния не начала добычу, которая бы позволила начать поставки северному соседу, кроме того, молдавскую газотранспортную сеть опосредованным образом контролирует «Газпром», владеющий половиной акций «Молдовагаза». Это, как и в случае отрезка газопровода «Ямал — Европа» в Польше, пережиток прошлого.
Газовая дестабилизация ведет к дестабилизации политической
До сих пор 98% необходимого ей газа (в целом это 3 миллиарда кубометров в год) Молдавия покупала у России. Трубопровод из Румынии позволил бы поставить 1,5 миллиарда кубометров, а недостающий объем можно было бы закупить на спотовом рынке. Следует отметить, что запуск «Северного потока — 2» дал бы россиянам возможность и далее сокращать транзит газа через Молдавию, как через Украину, чтобы дестабилизировать ее газовый сектор, а, как следствие, политическую ситуацию.
Напомню, что Молдавия, покрывая дефицит, использовала технический газ, позволяющий сохранить давление в газопроводах. Сырье необходимо ей для отопления и работы ТЭЦ. Энергетический кризис может спровоцировать взрыв общественного недовольства, а тот — привести к отставке прозападного правительства. Россия использует газ в качестве оружия, а спор, который «Газпром» стремится представить как чисто экономический, имеет очевидную политическую подоплеку.
Что предпримет Европа?
Европейская комиссия обязана отреагировать на ситуацию в Молдавии, поскольку та выступает членом Энергетического сообщества. Это организация объединяет страны, не входящие в Евросоюз, которые интегрируются с ним в газовом и электроэнергетическом секторе, адаптируя свои законодательные нормы, вводя соответствующие стандарты, а также развивая транспортную инфраструктуру.
Теоретически Еврокомиссия могла бы подключиться к переговорам с «Газпромом», как она делала это в рамках трехсторонних переговоров с Украиной и Россией, предшествовавших появлению временного договора с «Нафтогазом» на период до 2024 года.
Также она могла бы поддержать процесс запуска газопровода Румыния — Молдавия и изменение формы собственности «Молдовагаза» по образцу решений, эффективно использовавшихся на Украине. Кроме того, Комиссия могла бы изучить масштаб злоупотреблений «Газпрома» на рынке Восточно-Центральной Европы, частью которого является молдавский газовый сектор. Есть вероятность, что компания злоупотребляла своим влиянием на молдавскую газотранспортную систему. Такой шаг стал бы ответом на призывы таких стран, как Польша, которые требуют начать новое антимонопольное расследование в отношении концерна из Петербурга.