https://inosmi.ru/20211226/251207076.html
FP: российский «привет» из космоса по-прежнему нервирует США
FP: российский «привет» из космоса по-прежнему нервирует США
FP: российский «привет» из космоса по-прежнему нервирует США
Российские испытания противоспутниковой ракеты даже спустя месяц вызывают в США переполох. Автор Foreign Policy называет это демонстрацией противоспутникового... | 26.12.2021, ИноСМИ
2021-12-26T17:45
2021-12-26T17:45
2022-10-07T15:40
политика
такой близкий космос
foreign policy
сша и канада
сша
английский
россия
космос
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25043/58/250435802_0:385:2384:1726_1920x0_80_0_0_946b980e98b89cbe76f449105d940d3f.jpg
Если когда-либо будут выработаны механизмы регулирования космического оружия, Путин хочет оказаться среди лидеров.15 ноября Россия испытала и продемонстрировала свое противоспутниковое оружие, уничтожив один из своих недействующих спутников на высоте около 480 километров над поверхностью Земли. На этой высоте обломки спутника будут еще очень долго вращаться по орбите Земли. Соединенные Штаты сообщили, что в результате этих испытаний в космосе появилось более 1500 обломков. Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Германия, Япония и Южная Корея выступили с жесткими заявлениями в адрес России, обвинив Москву в безответственности и в том, что она поставила под угрозу действующие спутники, а также Международную космическую станцию (и астронавтов на ее борту) и китайскую космическую станцию, которая пока еще только строится. Кроме того, они раскритиковали Россию за дестабилизацию международного порядка. Все это поднимает вопрос о том, почему Россия решила провести испытания и продемонстрировать свое противоспутниковое оружие именно сейчас.Возможно, Россия пришла к выводу, что в контексте набирающего обороты соперничества крупных держав, в первую очередь соперничества между Соединенными Штатами и Китаем, усиливающуюся тенденцию по милитаризации космоса можно рассматривать как будущее войны. В то же время эта тенденция по милитаризации космоса неизбежно повлечет за собой внедрение жестких механизмов регулирования, которые ограничат разработку и применение подобных средств. Демонстрация технологических возможностей до появления новых международных норм контроля может оказаться очень важным шагом по политическим причинам и по соображениям национальной безопасности.Уничтожив свой спутник в космосе, Россия достигла двух целей. Она укрепила свой оборонный потенциал и потенциал сдерживания и показала свою военную мощь, прежде чем испытания, демонстрация и применение противоспутникового оружия могут быть запрещены или существенно ограничены международными механизмами контроля. Кроме того, публично продемонстрировав действие такого оружия, Россия также гарантировала себе участие в любых международных процессах регулирования.Со времен холодной войны обладание космическими технологиями было важным показателем статуса крупной державы. На начальных этапах сверхдержавы продвигали технологические достижения в космической области в мирных целях как средство проецирования влияния и показатель компетентности. За последние годы освоение военно-космических технологий превратилось в одну из ключевых целей развивающихся стран и держав средней руки.Многие из них делают шаги в сторону вепонизации космоса (то есть, использования космоса в военных целях, прим.ред). В 2007 году Китай провел испытание противоспутникового оружия, уничтожив недействующий китайский спутник. Китай стал третьей страной в мире, продемонстрировавшей действие своего противоспутникового оружия после Соединенных Штатов и Советского Союза, которые создали такое оружие еще в эпоху холодной войны.В марте 2019 года Индия провела испытание противоспутникового оружия, уничтожив один из своих спутников на высоте 290 километров над поверхностью Земли. Реакция международного сообщества на эти испытания Индии оказалась довольно сдержанной, и она сводилась в основном к заявлениям о необходимости повысить уровень безопасности и внимательно отнестись к проблеме обломков. Державы средней руки разработали стратегии активной обороны, позволявшие создавать собственное противокосмическое оружие — то есть технологии, призванные наносить постоянный или временный, обратимый ущерб космическим объектам и их наземным системам поддержки. К примеру, Франция приняла Стратегию космической обороны, позволившую ей сконцентрироваться на военно-космической деятельности с целью продвижения своих коммерческих, промышленных и геостратегических интересов.Среди предложенных мер значилась разработка активных и пассивных мер для защиты спутников, включая создание средств для принятия активных мер в космосе. Соединенное Королевство тоже приступило к реструктуризации своего космического агентства и средств. Хотя британское правительство не стало публично объявлять о разработках противокосмического оружия, оно все же признало значимость космоса, создав в июле собственное Космическое командование. Правительство Японии приняло закон о создании новой военной организации для защиты японских спутников, и это военно-космическое подразделение вошло в структуру Воздушных сил самообороны страны.*** Набирающая обороты тенденция к милитаризации космоса вызывает серьезную тревогу касательно стабильности и безопасности космоса. Стремительная коммерциализация космического рынка, особенно ускоряющаяся тенденция к запуску коммерческих многоспутниковых систем, усиливает страхи перед возможным воздействием огромного количества космического мусора, который вращается по орбите вместе со спутниками. Таким образом, стабильность и безопасность космической среды имеют огромное значение для правительств и коммерческих корпораций.Испытания китайского противоспутникового оружия в 2007 году на высоте около 800 километров над поверхностью Земли привлекли внимание международного сообщества к проблеме космического мусора. В декабре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 62/217 о «Международном сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях» одобрила «Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора». В декабре 2008 года, спустя несколько месяцев после того, как Соединенные Штаты уничтожили недействующий американский спутник на гораздо меньшей высоте, Евросоюз предложил принять международный кодекс поведения в космосе. Этот кодекс обсуждался несколько лет, но процесс так и не был завершен.Тем не менее, весьма существенным результатом этого международного процесса стало принятие нормы о необходимости воздерживаться от того, чтобы оставлять после себя лишний мусор в космосе. За этим последовали другие инициативы по регулированию деятельности в космосе, в результате чего в 2019 году ООН приняла «Руководящие принципы долгосрочной устойчивости космической деятельности» (Guidelines for the Long-term Sustainability of Space Activities).Однако у правового статуса противоспутникового оружия до сих пор нет четкого определения. Дискуссии касательно вепонизации космоса велись еще в эпоху холодной войны. Договор по космосу, подписанный в 1967 году, требует, чтобы вся деятельность в космосе велась исключительно в мирных целях. Однако в этом договоре нет четкого определения, какие именно цели считаются мирными.Хотя этот договор запрещает использование в космосе оружия массового уничтожения, в частности ядерного оружия, и запрещает размещение оружия на небесных телах, милитаризацию космоса он не запрещает. Многие страны рассматривают использование спутников в военных целях — к примеру, в целях разведки, — как стабилизирующую и никому не угрожающую деятельность, потому что это позволяет получать важнейшую информацию для наблюдения и контроля ситуации на Земле. Этот договор также не запрещает эксперименты и демонстрации силы, подобные той, которую в ноябре осуществила Россия.В течение многих лет Россия и Китай выступали против возможного развертывания оружия космического базирования, включая американские перехватчики баллистических ракет — особенно после того, как в 2002 году Вашингтон вышел из Договора по противоракетной обороне. В этом контексте Россия и Китай пытались продвигать различные инициативы в рамках Комитета по разоружению в Женеве, чтобы добиться подписания соглашения по контролю над вооружениями, который дополнил бы Договор по космосу, и предотвратить вепонизацию космоса.К примеру, в 2008 году они представили проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, который, однако, был весьма неоднозначным в аспекте противоспутникового оружия. Позже стало ясно, что этот проект касался только оружия космического базирования и что он не охватывал противоспутниковое оружие и другие системы наземного базирования.Все эти инициативы так и не материализовались по нескольким причинам. Во-первых, многие страны восприняли их как попытки продолжить разработку и применение противоспутникового оружия и других систем наземного базирования. Во-вторых, стратегическая напряженность между Соединенными Штатами, Китаем, Россией и другими влиятельными державами делали достижение соглашения по этому вопросу весьма маловероятным.В официальных заявлениях, которые прозвучали после демонстрации Россией ее противоспутникового оружия в этом году, Москва сделала акцент на том, что этот шаг был направлен на укрепление ее оборонного потенциала. Более того, российские чиновники заявили, что Соединенные Штаты, Китай и Индия ранее уже демонстрировали подобное оружие. Россия также подчеркнула, что правительство Соединенных Штатов отказывается сотрудничать и поддерживать предложения Москвы и Пекина касательно контроля над вооружениями в космосе.В 2017 году Генеральная Ассамблея ООН создала Группу правительственных экспертов, в которую вошли представители 25 стран и задача которой заключалась в предотвращении гонки вооружений в космосе, в том числе в предотвращении развертывания оружия в космосе. В марте 2019 года Индия провела свои испытания противоспутникового оружия — прямо во время второго раунда переговоров этой группы. По итогам переговоров консенсус так и не был достигнут. Соединенные Штаты и Россия выразили беспокойство по поводу проведенных Индией испытаний, однако они все равно продолжили укреплять сотрудничество в этой страной.*** Недавние испытания российского противоспутникового оружия и та мощная негативная реакция, которую они получили от Вашингтона и его союзников, подчеркивают то, какое значение крупные державы придают деятельности в космосе в контексте усиливающегося соперничества за мировое лидерство и технологическое превосходство.В прошлом моменты интенсивного соперничества между крупными державами служили благоприятной почвой для совершенствования международных механизмов регулирования. 1 ноября ООН приняла британскую инициативу, поддержанную Соединенными Штатами, по созданию рабочей группы открытого состава для обсуждения этих вопросов или, возможно, даже для разработки юридически обязывающего договора. Эта инициатива была приняла Первым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН, занимающимся вопросами разоружения и международной безопасности, и за нее проголосовали 163 члена комитета.Россия и Китай проголосовали против этой инициативы, однако они не исключили возможного участия в этой рабочей группе. Теперь необходимо, чтобы Генеральная Ассамблея одобрила создание этой рабочей группы на заседании в декабре. В случае одобрения первая встреча этой группы состоится в 2022 году, а затем и в 2023 году. На этот раз вероятность того, что международное сообщество выработает и одобрит более жесткие меры регулирования космических вооружений, выше. Искренняя обеспокоенность ухудшающейся ситуацией с космическим мусором — в дополнение к активизации оборонной, гражданской и коммерческой деятельности в космосе, — скорее всего, заставит крупные державы запретить такие действия и эксперименты, которые Россия осуществила в ноябре.Будучи ведущей космической державой и активным участником международных дискуссий касательно контроля над вооружениями в космосе, Россия, очевидно, осведомлена о том ущербе для среды, который наносят испытания противоспутникового оружия на большой высоте, создавая массу обломков. Возможно, Россия учла этот момент и была готова к критике международного сообщества.В действительности Россия была заинтересована во внимании международного сообщества. Одним из результатов внедрения механизмов регулирования, запрещающих испытания и применение противоспутникового оружия, может стать то, что другие страны лишатся возможности догнать Кремль и что нынешние космические державы, включая Россию, сумеют сохранить за собой статус лидеров.Деганит Пайковски — научный сотрудник и преподаватель факультета международных отношений Еврейского университета в Иерусалиме. Она также является внештатным научным сотрудником Института космической политики (Space Policy Institute) при Университете Джорджа Вашингтона и автором книги «Власть космического клуба» («The Power of the Space Club»).
россия
космос
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2021
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25043/58/250435802_55:0:2356:1726_1920x0_80_0_0_43b14993dc3a9ca68f8c6791a7b7d20e.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
политика, такой близкий космос, foreign policy, сша и канада, сша, английский, россия, космос