Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евросоюз требует диалога с РФ «на троих»: вопрос доверия и стратегического суверенитета?

Евросоюз требует диалога с РФ «на троих»

© РИА Новости Дмитрий Лельчук / Перейти в фотобанкПорт Мукран — логистический центр «Северного потока — 2»
Порт Мукран — логистический центр «Северного потока — 2» - ИноСМИ, 1920, 31.12.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг поздно вечером по московскому времени состоялся телефонный разговор между президентами Владимиром Путиным и Джо Байденом. 50-минутная беседа состоялась по инициативе Москвы; на повестке среди прочего — конфликт вокруг Украины и восстановление «дипломатического взаимодействия» между Россией и Соединенными Штатами.
По сообщению пресс-службы Белого дома, президент Байден в ходе переговоров призвал к деэскалации конфликта между Москвой и Киевом, а также предупредил, что Соединенные Штаты и их союзники «решительно ответят» в случае если «Россия продолжит дальнейшее вторжение в Украину».
В свою очередь помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил журналистам по итогам телефонного разговора между президентами РФ и США, что Владимир Путин предупредил американского коллегу о том, что введение новых «беспрецедентных» антироссийских санкций в отношении России может фактически привести к полному разрыву двусторонних отношений. По словам Ушакова, глава Белого дома во время этой беседы неоднократно подчеркивал недопустимость развязывания ядерной войны: «Американцы из этого исходят, понимая, что США и Россией накоплены самые крупные ядерные потенциалы в мире». Президент Байден также заверил своего российского коллегу, что Соединенные Штаты не намереваются размещать в Украине ударные наступательные вооружения. войны, — отметил Ушаков. 
Возобновление стратегического диалога Россия-США 
Это уже второй эпизод прямого общения между двумя лидерами за минувший месяц: 7 декабря прошли двухчасовые переговоры в формате видеоконференции, в ходе которых были затронуты российско-американские отношения, ситуация вокруг Украины, расширение НАТО на восток, вопросы стратегической стабильности, а также кибербезопасность. Таким образом, можно констатировать, что Москва вернулась в максимально комфортный для себя и давно привычный формат двустороннего диалога по вопросам стратегической стабильности с Соединенными Штатами. Эта ситуация очевидным образом беспокоит высокопоставленных европейских дипломатов и чиновников: европейцы опасаются, что Евросоюз может остаться «за бортом» предстоящих консультаций по безопасности в Европе.
В середине декабря Москва передала Вашингтону и странам-участницам НАТО список требований по вопросам безопасности, в числе прочих предусматривающих правовые гарантии того, что альянс не будет продолжать расширение на восток и воздержится от предоставления членства Украине.
На 10 января запланированы российско-американские переговоры в Женеве, центральной темой обсуждения которых должна стать ситуация вокруг Украины и режим контроля над вооружениями. Двумя днями позже должен пройти Совет Росси-НАТО, на котором предполагается обсудить вопросы безопасности в Европе. На 13 января запланировано обсуждение архитектуры европейской безопасности уже в расширенном формате Россия — ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Очень показательна в этой связи и реакция Белого дома на предложение Москвы провести упомянутый телефонный разговор между президентами РФ и США. По словам пресс-секретаря Совета по национальной безопасности США Эмили Хорн, президент Байден поддержал эту идею, поскольку убеждён, что «когда речь идёт о России, прямой диалог между лидерами незаменим». 
У Европы сейчас нет единой позиции в отношении Москвы
Не секрет, что у Европы, несмотря на громкую риторику, нет сейчас единой позиции по России, как нет её, например, и в новом правительстве Германии, унаследовавшем от Меркель бремя поддержания «конструктивного диалога» с Москвой в условиях всё больше обостряющейся ситуации в отношениях РФ с Западом. Три ключевые фигуры нового кабинета разошлись в своих оценках возможного «их ответа Чемберлену» со стороны Берлина и Брюсселя: «красный» канцлер, социал-демократ Олаф Шольц продолжает линию Меркель, настаивая на том, что вопросы сертификации газопровода "Северный поток — 2" должны решаться исключительно в плоскости европейского антимонопольного законодательства и не иметь политической окраски.
  1. 1
    Россия и Израиль: тридцать лет снова вместе
  2. 2
    CBC: как обреченный корабль дважды стал героем
  3. 3
    Nikkei Asia: Китай не втянется в украинский конфликт ради России
  4. 4
    Toronto Star: Россия борется с самогоном. И вот почему
  5. 5
    Yle: россияне испугались мировой войны
В то время как «зелёные» вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек и министр иностранных дел Анналена Беброк уверены, что проект такого уровня по определению носит геополитический характер и, соответственно, санкции в отношении "Северного потока — 2" могут рассматриваться как эффективный инструмент давления на Москву. «Красно-зелёного» консенсуса по российской тематике достичь пока не удалось, что, по мнению многих, ослабляет позиции Берлина в переговорном процессе. 
Ещё один участник окончательно забуксовавшего «нормандского формата» президент Франции Эммануэль Макрон занят предстоящими весной президентскими выборами, а также обвальным ростом количества заболевших новым штаммом «омикрон», который преодолел в Пятой республике психологическую отметку в 200 тысяч. Министр здравоохранения страны Оливье Веран подсчитал, что согласно данным статистики, каждую секунду минимум двое граждан Франции получают положительный тест на ковид, и так круглосуточно! Нагрузка на национальную систему здравоохранения колоссальная, с учетом предстоящих выборов Макрону крайне важно избежать «неправильных шагов», поэтому полностью сосредоточиться усилия на украинском векторе не получится.
Как никогда ярко проявился и фланговый «водораздел» в ЕС: Восточный фланг Евросоюза давно занимает наиболее «радикальную» по отношению к Москве позицию и сейчас Вильнюс и Таллин настораживает сам факт установления странами Запада диалога с Россией по вопросу предоставления правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО. На днях премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что с точки зрения безопасности «очень пугает то, что такие переговоры с Россией вообще идут». «Наши союзники обещали нам, что таких переговоров вести не будут и что предъявление таких требований неприемлемо», — подчеркнула эстонский премьер. Она также отметила, что Эстония занимает «менее наивную» позицию в отношении Москвы, нежели некоторые её союзники, так что им просто «нельзя молчать» в сложившейся ситуации. 
Евросоюз требует диалога с Россией «на троих»: вопрос стратегического суверенитета и доверия к союзнику?
Крайне недовольны текущим переговорным форматом с Россией и в Брюсселе: Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал требования о гарантиях безопасности для РФ и нерасширении НАТО на восток «чисто российской повесткой дня с совершенно неприемлемыми условиями, особенно в отношении Украины». По его словам, «если Москва хочет начать обсуждения архитектуры безопасности в Европе и говорить о гарантиях безопасности, то это не те обстоятельства, которые касаются только США и России. Евросоюз должен присутствовать на этих переговорах, такие переговоры только тогда будут иметь смысл, если они пройдут в тесной координации и при участии ЕС» — подчеркнул глава европейской дипломатии в интервью немецкому «Die Welt», опубликованному во вторник. «ЕС должен присутствовать на этих переговорах, такие переговоры только тогда будут иметь смысл, если они пройдут в тесной координации и при участии ЕС», — подчеркнул высокопоставленный дипломат. Боррель также настаивает на том, что переговоры с Россией должны затрагивать не только расширение альянса и ситуацию вокруг Украины, но и все нарушения договора начиная с подписания
Хельсинского заключительного акта участниками Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе 1975 году. Поскольку Евросоюз не согласен с «многими событиями во внешней политике России, а также с некоторыми событиями, которые Москва считает внутренним делом». Официальный Брюссель не только опасается остаться на вторых ролях при обсуждении новой архитектуры безопасности в Европе, что автоматически надолго закроет вопрос о столь желанном достижении европейского стратегического суверенитета. 
«Европейские вопросы» не только к России, но и к США?
Дело и в том, что доверие к заокеанскому союзнику у многих в Европе за четырёхлетний срок пребывания Дональда Трампа в Белом доме оказалось подорвано. Европейцы уже не уверены, что на фоне серьёзных внутренних проблем, ослабленной пандемией экономики, сильнейшего ментального раскола американского общества и сосредоточении на противостоянии с Китаем Вашингтон будет готов действовать «за себя и того парня». Новый председатель Мюнхенской конференции по безопасности (полномочия к нему перейдут в феврале), бывший постпред ФРГ при ООН и советник канцлера Ангелы Меркель по внешней политике (с 2005 по 2017 год) Кристоф Хойсген высказал в интервью от 28 декабря опасения, которые сегодня многие разделяют в Европе. О том, что Соединенные Штаты в настоящее время не могут эффективно урегулировать международные конфликты, поскольку вынуждены в первую очередь сосредоточиться на вопросах внутренней политики и расколе американского общества. Национальные системы здравоохранения и образования нуждаются в срочном реформировании, новая климатическая повестка генерирует серьёзные трудности для американской экономики, необходимо решать и серьёзные инфраструктурные проблемы. «На этом фоне понятно, что Байден может уделять внешней политике лишь очень ограниченное внимание», — подчеркнул дипломат. Не добавляет оптимизма сторонникам подобных взглядов и тот факт, что в финальную версию принятого на днях 300-милллионного оборонного бюджета США на следующий финансовый год не вошли санкции по "Северному потоку — 2". По мнению Хойсгена, Берлину, Брюсселю и Вашингтону следует четко определиться со своей позицией: ответ Запада должен быть «очень жёстким», поскольку Россия «интерпретировала бы мягкую реакцию как слабость». Соответственно, западные санкции также должны включать и «рестрикции в отношении газопровода "Северный поток — 2", и исключение России из международной платежной системы Swift», — отметил Хойсген. 
 По мнению дипломата, Москва сейчас считает Европу и США ослабленными из-за смены правительства в Германии и «бесславного ухода из Афганистана» западных союзников, и на этом фоне «стремится к экспансионизму и восстановлению российской империи, напоминающей Советский Союз». 
Военная активность альянса у российских границ 
В свою очередь, на фоне очередного роста напряженности между Россией и НАТО Министерство обороны РФ обвинило альянс в значительном увеличении военной активности и — как следствие — об опасности вооруженного конфликта. «В последнее время Североатлантический союз принял практику прямой провокации, которая чревата перерастанием в вооруженное противостояние», — заявил в ходе недавнего брифинга для военных атташе и представителей иностранных посольств заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин. По данным российского министерства обороны, альянс проводит ежегодно 30 «крупных маневров со сценариями боевых действий против России». На территории Восточной Европы постоянно дислоцируются 13 000 солдат из стран-участниц НАТО, 200 танков и 30 самолетов и вертолетов. Фомин отметил, что Россия «будет готова к переговорам на равных в любой момент», подчеркнув при этом, что НАТО «в течение многих лет отвергала все предложения Москвы о переговорах», предпочтя пойти по пути конфронтации.
Таким образом, возвращение на повестку дня дипломатических усилий и возобновление диалога РФ-США пусть даже параллельно с «предупреждениями» с обеих сторон на фоне декабрьского роста напряженности уже может рассматриваться пусть как маленький, но шажок вперёд. Остается надеяться, что это шаг на пути возвращения от глобальной политики санкций к классической дипломатии и нормальному переговорному процессу как важнейшей составляющей международных отношений.