Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Simple History (Великобритания): был ли Т-34 лучшим танком Второй мировой войны?

Simple History назвал Т-34 лучшим танком Второй мировой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Красная армия в начале немецкого вторжения в 1941 году понесла тяжелые потери в том числе из-за нехватки современных танков, способных дать отпор наступающему врагу. Автор Simple History рассказывает, какие решения нашли советские конструкторы, чтобы создать легендарный Т-34, ставший одним из символов Победы.
Т-34 — легенда бронетехники времен Второй мировой войны
Расчет немецкой противотанковой пушки Pak замечает приближающийся советский танк. Опытные артиллеристы точно знают, что делать при обнаружении вражеского танка — они определяют дальность и наводят прицел, а затем заряжают орудие 37-миллиметровым снарядом. Командир дает сигнал, наводчик открывает огонь. Снаряд вылетает из ствола и попадает в движущийся танк.
Когда дым рассеивается, они понимают, что не произошло ровным счетом ничего, и советский танк продолжает приближаться. Члены расчета не могут понять, почему цель не уничтожена, заряжают и выпускают еще один снаряд. И снова он отскакивает от вражеской машины. Солдаты начинают беспокоиться, в недоумении переглядываются, стреляют снова и снова, но танк это не останавливает — он приближается практически вплотную, чем вызывает панику среди членов расчета. Побросав оружие, они в ужасе убегают подальше от незавидной участи оказаться раздавленными под гусеницами. Зеленое стальное чудище проезжает по артиллерийской установке и продолжает двигаться вперед, беспрепятственно и неудержимо.
Был июнь 1941 года, полным ходом шла операция «Барбаросса», но Вермахт неожиданно для себя столкнулся с доселе невиданным танком противника, разительно отличавшимся от других. То был советский Т-34, средний танк нового поколения, которому в самом начале производства пришлось пережить не лучшие времена, однако впоследствии он стал легендой среди себе подобных.
Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война между республиканцами и националистами. Первых поддерживал Советский Союз, вторых — Италия и нацистская Германия. В октябре в Испанию прибыло около 50 советских танков. 29-го числа произошло первое танковое сражение между советскими Т-26 и итальянскими танкетками CV-35. У советских машин был явное преимущество в плане брони, орудий и мобильности. Их 45-миллиметровая пушка была разработана как противотанковая и модифицирована для использования на танках, а на итальянских танкетках стояли восьмимиллиметровые пулеметы. Исход можно было предугадать: Т-26 доминировали на поле боя, и даже присланных нацистской Германией подкреплений в виде танков Panzer I было недостаточно, чтобы противостоять новым советским машинам. Последние имели также бóльшую огневую мощь и были способны подбить любой танк из тех, что выставлял против них противник.
Первые отправленные в СССР рапорты военнослужащих и военных советников имели в целом положительный характер. Несмотря на неопытность экипажей, отсутствие координации и поддержки со стороны пехоты, советским танкам удалось переломить ситуацию и помочь защитить Мадрид. Однако вскоре положение танков Т-26 и БТ-5 ухудшилось. Они стали сталкиваться с противотанковыми орудиями, которые нацистская Германия создала с помощью наиболее передовых технологий, а именно с новейшей 37-миллиметровой противотанковой пушкой Pak-36 (неофициальное название — «колотушка»). Рапорты стали приобретать все более тревожный характер, СССР нес огромные потери, ведь всего пары «колотушек» было достаточно, чтобы остановить целый танковый взвод. Требовались срочные меры.
В 1930-е Красная Армия располагала огромным парком танков, состоящим в основном из Т-26 и машин класса БТ. Их броня была не особенно надежной, двигатель — не особенно мощным, а ремонт запчастей всегда сопровождался проблемами. Зимняя война и бои у озера Хасан, а затем и на Халхин-Голе продемонстрировали все слабости советского танкового парка: хлипкая броня, плохая маневренность, бензиновые двигатели, склонные к возгоранию при попадании в них, и недостаточная огневая мощь.
Угнаться за новыми технологиями и идеями не всегда легко, но ведь можно модернизировать проверенные в боях старые конструкции. Одной из таковых был реверсивный привод. При передвижении по дорогам танки, подобно обычным автомобилям, использовали колеса, а на подходе к полю боя экипаж устанавливал на них гусеницы, чтобы расширить возможности маневрирования на пересеченной местности. После окончания боя гусеницы можно было снова снять, превращая танк в колесную машину.
В 1937-38 гг. на Харьковском заводе №183 проектировали новый танк посредством модернизации уже существующего и неплохо себя зарекомендовавшего. В данном случае речь идет о БТ-7, которому изменили конструкцию башни и броневой плиты, а также профили и углы, расширили гусеницы и реконструировали опорный каток. Он перестал походить на класс БТ и стал основой для новой линейки танков. За счет наклона броневой плиты инженеры создали куда более серьезную защиту. Эта концепция не была новой, но до того момента практически не использовалась.
  1. 1
    Поляки о применении Т-34 на учениях: россиянам можно только позавидовать (Defence 24)
  2. 2
    TNI: Т-34 — грозный советский танк, сокрушивший Гитлера
  3. 3
    Какой танк выигрывал чаще «Пантера» или Т-34? (ИноСМИ)
Так обретал форму будущего Т-34. Расчет оправдался: во время госиспытаний в подмосковной Кубинке А-32 превзошел по показателям проект А-20. Реверсивному приводу предпочли усиление броневой защиты и огневой мощи. Испытания состоялись в сентябре 1939 года, и в том же месяце Вермахт пересек польскую границу и развязал Вторую мировую войну, что также послужило стимулом к ускорению работы над танками.
А-32 получил официальное обозначение Т-32. Несмотря на превосходные показатели на испытаниях, в декабре того же года государственная комиссия потребовала внести некоторые изменения, а именно усилить броню до 45 мм для возможности установки более простой и дешевой пушки Ф-32, увеличения количества пулеметов, улучшения обзора и усиления танковых деталей. После плановых доработок танк переименовали в Т-34.
В январе 1940 г. новый танк был готов к испытаниям. Вторую модель собрали уже в следующем месяце. В ходе испытаний было выявлено множество дефектов, проблем и общих недочетов, вроде плохой видимости из-за запотевания стекол, некачественно выполненные патронные ленты и короткий срок службы двигателя. Причин отложить производство было предостаточно. Не дожидаясь исправления всех перечисленных недостатков, в условиях строжайшей секретности была организована 750-км танковый пробег Харьков — Москва, причем одним из танков управлял сам конструктор Михаил Кошкин. Некоторое время спусти он умер от пневмонии, которую заработал в ходе того пробега, проехав на танке Т-34 сотни километров при плохом самочувствии. Его должен был сменить Александр Морозов. Путешествие закончилась глубокой ночью на Ивановской площади Кремля. На следующее утро госкомиссия, в которую входил сам Сталин, приняла окончательное решение: танк показал себя прекрасно и произвел хорошее впечатление.
31 марта 1940 года Комитет обороны выдал распоряжение о серийном производстве танка Т-34 Харьковским заводом. Так родилась легенда, так начался путь к совершенству.
22 июня 1941 г. Германия начала операцию «Барбаросса». На тот момент это было крупнейшее вторжение в истории, в котором приняли участие около 3,5 миллиона человек, 3400 танков и 2700 единиц авиации. Три армейские группы взяли курс на Ленинград, Смоленск и Украину, стремясь подорвать советскую оборону и уничтожить Красную Армию. Последняя к нападению оказалась не готова. Формально у нее было около 23 тысячи танков, в основном устаревшие Т-26 и модели класса БТ.
Первые бои были в основном игрой в одни ворота, немецкие танки наносили противникам серьезный урон благодаря лучшему оснащению, высокому уровню организации бронетанковых частей и более высокому профессионализму экипажей. Советским войскам не хватало средств поддержки и материально-технического обеспечения, а большинство танков Красной армии нуждались в ремонте — от косметического до капитального.
Однако 23 июня Вермахт столкнулся с неизведанной новой угрозой — танками Т-34, вызвавшими шок и ужас среди противотанковых расчетов и танковых экипажей. Даже стреляя в упор наиболее мощными из имевшихся у них снарядов, они не наносили врагу особого урона. Пробитие не гарантировала даже минимальная дальность прямого выстрела.
При этом Красная Армия столкнулась с множеством проблем, в том числе нехваткой запчастей, топлива и бронебойных снарядов. Приходилось довольствоваться тем, что было в наличии, а именно фугасными боеприпасами и любым доступным топливом. Иногда немецкие противотанковые орудия приходилось попросту опрокидывать. Противостоять Т-34 могло только одно орудие, а именно мощная 88-мм зенитная установка, имевшая достаточную бронепробиваемость и мощность, чтобы подбить любой из новых танков Красной Армии. К счастью для немцев советская тактика была в то время посредственной, атаки — плохо спланированными и скоординированными, смежным подразделениям не хватало слаженности, экипажам недоставало опыта. При этом Люфтваффе имела абсолютное превосходство в воздухе, в результате чего в ходе авианалетов множество Т-34 было потеряно. Самолеты кружили над полем боя, не встречая практически никакого сопротивления, поскольку советские ВВС были разбиты: за день они потеряли 1200-2000 самолетов, многие из которых накрыло ковровыми бомбардировками и обстрелам прямо на взлетно-посадочных полосах. Среди потерь было много новых самолетов Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, и на протяжении следующих месяцев Красная армия вынуждена была иметь дело с ужасающими последствиями.
Так, из примерно 1000 имевшихся в наличии на момент начала операции «Барбаросса» Т-34 уцелели единицы, многие были повреждены или уничтожены, брошены или сданы на поле боя. Члены экипажей не способны были устранить элементарнейшие механические поломки, у некоторых из них совсем не было опыта вождения танка, а кое-кто и вовсе до начала войны подобных машин не видел. Даже если механические проблемы удавалось устранять, запчастей и средств МТО все равно не было.
Люфтваффе разбомбила и вывела из строя бóльшую часть складов и военных объектов западных районов СССР. К тому же советское производство сосредоточилось на одних только танках, а о запчастях забыли. Из-за ссор и разного рода бюрократических препятствий не все Т-34 сходили с конвейера оснащенные новейшими пушками Ф-34; некоторым устанавливали старые модели.
Жаркие и пыльные летние месяцы сменились осенними дождями. Немецкие танкисты вскоре поняли значение русского слова «распутица», т.е. полное отсутствие приличных дорог и море грязи. Танки застревали в ней, теряя гусеницы, а грузовики и легковые автомобили утрачивали способность двигаться вообще. В логистике наступил полнейший хаос. А вот Т-34 показали себя с лучшей стороны, их широкие гусеницы лучше подходили для подобных условий, создавая меньшее давление на грунт, а мощный дизельный двигатель обеспечивал бóльшую мобильность на пересеченной местности.
И все же советское производство танков переживало непростые времена, многие заводы разобрали и отправили на восток, на Урал и в Сибирь. Те, что продолжали работать, изо всех сил старались собрать как можно больше танков и отправить их на фронт. До конца года было произведено около 2 тысяч Т-34, но этого было недостаточно после тех тяжелых потерь, что СССР понес под Киевом, Вязьмой и другими городами.
В октябре 1941 года немцы начали операцию «Тайфун», главной целью которой было уничтожение оборонявших Москву советских солдат и захват самого города. Наступление возглавили танковые группы, прорывая разбитую и разрозненную советскую оборону. Полковник Михаил Катуков и его 4-ая танковая бригада заняли позиции под Тулой в 170 км от Москвы. Бригада была сформирована незадолго до этого и имела в своем составе в том числе 22 танка Т-34.
Около Мценска наступала 2-я немецкая танковая армия, однако ее ожидал неприятный сюрприз. Советская пехота заманила противника на открытое пространство, и внезапно с флангов из леса появились танки и нанесли сокрушительный удар. Советский танкист Любушкин уничтожил в том бою пять немецких танков. Отличился и другой танковый ас Дмитрий Лавриненко.
Немецкое командование было удивлено и даже шокировано. Командир 2-й танковой армии генерал Хайнц Гудериан был в ярости из-за приостановки наступления на Тулу и потери набранного темпа. Ситуацию он оценил как бесперспективную. Превосходство советских танков обрело опасную форму. Тактика действий постоянно менялась. В ноябре 1941 года немцы направили специальную комиссию для оценки средних и тяжелых танков СССР, в результате чего им пришлось ускорить разработку и внедрение танка «Пантера». Появились возможности применения новой танковой тактики. Т-34 окапывались и маскировались с использованием муляжей и ложных позиций. Экипажи получили приказ открывать огонь только в том случае, когда было гарантировано точное попадание, с расстояния метров в 200-300. Т-34 могли подбивать вражеские танки с расстояния более километра, а немецким для гарантированного попадания требовалось подойти намного ближе.
Поэтому в 1941 года на поле бое доминировали именно Т-34. Затем они сыграли важную роль в декабрьском контрнаступлении советских войск под Москвой. Их выкрасили в белый цвет, а сверху посадили по группе солдат, и в таком виде они стали пересекать немецкие рубежи. То же самое наблюдалось и в 1942 году, но при этом в рядах немецкой армии стали появляться довольно опасные машины. Для противостояния Т-34 немцы представили новый тяжелый танк Panzer VI Tiger с 88-мм пушкой и 100-мм лобовой броней. Противником он оказался более чем достойным. Чтобы перехитрить «Тигра», Т-34 приходилось использовать скоростное и маневренное преимущество.
Другая техника вроде Panzer IV Ausf. F2, StuG III Ausf и противотанковая пушка Pak. 40 стала непосредственным ответом на угрозу советского танка Т-34. По сравнению со старыми 50-мм и короткими 75-мм орудиями, все они были оснащены более длинными 75-мм пушками, что дало возможность вступать с Т-34 в дуэль.
Советские конструкторы пытались выправить ситуацию и улучшить данный танк. Главным требованием высшего командования было наращивание производства без особого влияния на него каких-либо модификаций. Поэтому внедрять их нужно было постепенно и обстоятельно.
Модель 1942 года имела ряд технических усовершенствований, некоторые из которых были призваны упростить производственный процесс и снизить стоимость изделий. Танк получил литую башню, новый люк механика-водителя, новую конструкцию гусеничного звена, новую крышку коробки передач и абсолютно новую конструкцию колеса. Боковую броню усилили до 45 мм.
Одним из крупнейших заводов по производству танков был Сталинградский (в видеоролике — Волгоградский. — Прим. ИноСМИ.) тракторный завод, на долю которого приходился выпуск почти половины всех Т-34. Этот огромный завод также упрощал процесс производства танков, создавая уникальные формы и конструкции различных деталей.
Недалеко от Сталинграда, а затем и в самом городе произошли масштабные сражения. Танки фактически стали символом боев, а огонь по приближавшимся немецким войскам вели даже с территории завода. 21-22 ноября 1942 года колонна Т-34 пересекла реку Дон по ближайшему к городу мосту и успешно окружила находившиеся в Сталинграде вражеские войска.
В первой половине 1943 года Т-34 прошли очередную модернизацию, получив новую шестиугольную башню, которая позволяла двум членам экипажа разместиться внутри с бóльшим комфортом, и новые люки, которые при открытии напоминали уши Микки-Мауса. Также танки получили дополнительные внешние топливные баки круглой формы, бронированные корпуса для пулеметов и поручни, чтобы держаться во время движения.
Летом того года на танках начали появляться дополнительные командирские башенки для предоставления командиру экипажа большего кругового обзора. В таком виде Т-34 ждали следующего крупного сражения, наряду с другими серийными советскими танками. Таковым стало грандиозное бронетанковое сражение под Прохоровкой, которое выявило все сильные и слабые стороны конструкции машины. Именно здесь имело место последнее крупное наступление немцев на восточном фронте и наступил переломный момент всей войны.
После битвы Т-34 отправились на запад в сторону Германии и Берлина. Они продемонстрировали прекрасное соотношение огневой мощи, брони и мобильности. Общая длина танка составляла 6, 68 м, ширина — 3 м, высота — 2,45 м, а вес — около 26 тонн, что почти вдвое больше веса машин класса БТ. Однако в отличие от последних, Т-34 был оснащен 76,2-мм пушкой, которая значительно превосходила более раннюю 45-мм модель по бронепробиваемости и огневой мощи. Его лобовая броня имела толщину 40-45 мм для корпуса, 60 мм для башни и 40-52 мм для боковой части. По сравнению с броней БТ-7 (всего 6-13 мм), конкурентное преимущество было колоссальным. Именно толщина брони делала танк столь мощным и неубиваемым. Использование наклонной брони продемонстрировало весь свой потенциал. Номинальная 45-мм толщина лобовой брони корпуса под углом в 60 градусов превращалась в 90-мм преграду для вражеского снаряда, что давало Т-34 явное преимущество перед немецкими танками и противотанковыми орудиями. Дистанция, с которой он мог начать вести огонь на поражение, была значительно больше.
При изготовлении и соединении броневых секций использовалось несколько техник. Их либо отливали, либо сваривали, либо фиксировали болтами. Последний метод использовался в межвоенный период, а все его недостатки были выявлены на ранних этапах Второй мировой войны. Соединенная болтами броня могла треснуть при попадании снаряда, в результате чего во все стороны летели болты и шрапнель.
В самом начале производства танков Т-34 использовалась литая броня. Необычной была лобовая пластина, которая представляла собой большую металлическую деталь, согнутую до нужной формы с помощью большого пресса. Позже от этого отказались и стали использовать сварку и болты, чтобы упростить процесс и усилить броню.
Позже подход изменился, и две пластины стали соединять посредством 100-мм крепления, которое приваривалось и прикручивалось болтами. Однако на разных заводах технология была разной. К примеру, у экземпляров, сходивших с конвейера Сталинградского тракторного завода, лобовая и задняя пластины накладывались на боковые. Рационализирован был и кожух рекуператора.
На ранних этапах производства Т-34 использовались два основных вида орудия. Первых из них — Л-11 — представлял собой качественный рывок по сравнению с более ранними 45-мм орудиями танков серии БТ и Т-26. Однако и у него было множество недостатков, включая более низкую скорость снаряда и сложность конструкции. Более простой и эффективной была пушка Ф-34, имевшая лучшие баллистические показатели и более легкая в производстве. Она оставалась основным орудием советских танков вплоть до появления 85-мм пушек Д-5 и С-53, использовавшихся на танках Т-34-85. Они могли пробивать 92-мм вертикальную броню с расстояния 500 м, что делало ее серьезным противником любого вражеского танка (по состоянию на 1941 г.).
Советская армия провела испытания на ранее захваченных немецких танках, и главным выводом стало следующее: выпущенные из Ф-34 осколочно-фугасные и бронебойные снаряды могли пробить или повредить любой немецкий танк с расстояния до 1000 м. Боевая нагрузка танка Т-34-76 составляла 77 снарядов для основного орудия и 4725 снарядов для двух 7,62-мм пулеметов.
Максимальную скорость в 53 км/ч Т-34 развивал благодаря алюминиевому дизельному двигателю водяного охлаждения В-2 мощностью в 500 лошадиных сил. В начале производства не обошлось без проблем и неполадок, но на более поздних этапах их удалось устранить. Сам танк получил довольно надежный и хороший двигатель. Благодаря системе запуска на сжатом воздухе и отсутствию поддерживающих гусеницу роликов получилась отличная комбинация как в грязное осеннее время, так и в суровых зимних условиях. Дизельные двигатели также были меньше подвержены возгоранию при попадании снаряда в отличие от своих бензиновых собратьев. Однако из-за общего дефицита В-2 некоторые танки Т-34 приходилось оснащать бензиновыми двигателями Микулина М-17, которые ставили еще на машины БТ класса. Т-34 имел широкие гусеницы и меньшее среднее удельное давление на грунт, а при весе около 26 тонн он имел довольно неплохое соотношение мощность и массы — около 19 лошадиных сил на тонну. Он имел пять опорных колес большого диаметра и по одной ведущей звездочке с каждой стороны, что придавало машине отличительный вид.
В 1941 году Т-34 имел явное преимущество перед вражескими танками: легкая броня и легкое вооружение немецких Panzer I и Panzer II не оставляли им шансов против Т-34. Несколько лучше дело обстояло у Panzer III, но и его 37-мм и 50-мм орудия уступали советской 76,2-мм пушке. К тому же Т-34 мог пробивать их лобовую броню с больших расстояний. Уступал советской машине и Panzer IV, его коротка 75-мм пушка была способна стрелять только низкоскоростными осколочно-фугасными снарядами. Panzer 35(t) и Panzer 38(t) уступали во всех отношениях, тем более с учетом их хрупкой брони. Одной из проблем была мобильность — немецкие танки с трудом пробирались по российскому бездорожью, грязи и глубокому снегу. Из-за узких гусениц они постоянно застревали, а также испытывали трудности на старте движения.
Т-34 представлял новое поколение танков, способных уничтожать любой тип машин, которые мог противопоставить ему противник. Однако и у него были некоторые недостатки. Внутри было довольно тесно, особенно в башне, к тому же отсутствовал командирский купол, что препятствовало хорошему круговому обзору, а, следовательно, и осведомленности об окружающей обстановке.
В то время танковое производство сталкивалось с многочисленными проблемами, такими как недостаток контроля качества, дефицит деталей и трудности с массовым производством. Многие новые детали и системы не подвергались тщательным испытаниям, что влекло появление дефектов и проблем, которые инженерам постоянно приходилось устранять. К тому же была необходимость в оптимизации производства и его переносе на Урал и Дальний Восток.
Родной для Т-34 Харьковский завод был передислоцирован на Урал в сентябре — октябре 1941 года из-за риска попадания под контроль немцев. Поток отчетов, поступавших от боевых подразделений, жаловавшихся на разного рода проблемы и неполадки, не прекращался. Иногда речь шла о сроке службы двигателя, иногда — об эргономике, иногда — о появлении в броне трещин. Все отчеты принимались к рассмотрению инженерами и специализированными комитетами. Вкупе с довоенными идеями модернизации базовой конструкции танка это привело к появлению новой модели и новой волне модификаций.
С первого дня производства танков Т-34 существовали планы по его модернизации, касавшиеся улучшения качеств двигателя, орудий, брони и даже подвески. Вторжение и начало боевых операций нарушили все планы и сместили приоритеты. Вместо внесения основательных изменений, осуществлявшиеся модификации были направлены на повышение боевых качеств без потери темпов производства. Первые серьезные улучшения и изменения произошли в 1942 года. Тогда СССР испытывал нехватку резины, поэтому в течение длительного времени использовались стальные опорные колеса. Результатом были высокая степень износа гусениц, шум и дискомфорт, но все же выпуск не прекращался, и танки отправлялись на передовую. Были спроектированы новые гусеницы с вафельным рисунком, но на стальных опорных колесах они использовались редко.
Одним из наиболее значительных изменений и улучшений стала новая шестиугольная башня, которая ранее планировалась для установки на танки Т-34М — тот самый, что никогда не был запущен в производство, но обеспечил испытательную базу для разработки новых идей. Появилась шестиугольная башня в середине 1942 года, пространства для экипажа в ней было чуть больше, броня — крепче, да и сама конструкция стала проще по сравнению с оригинальной моделью. При изготовлении башен применялось две техники: штамповка и литье. Литая версия создавалась с использованием большой 45-мм пластины, форму которой придавали с помощью пресса мощностью 5 тысяч тонн. Штампованная версия — с использованием двух основных методов: литья либо множества отдельных компонентов, либо в три группы (стены, крыша и кольца). Различия были заметны и зависели от завода изготовления. Лобовая броня башни стала толще на 18 мм (с 52 до 70 мм), а боекомплект основного орудия вырос до сотни снарядов.
Также в 1942 году были заменены люки механика-водителя и самой башни. В старых моделях использовался одинарный люк, что могло представлять смертельную опасность в случае вызванной попаданием снаряда поломки или заклинивания. На новой шестиугольной башне были дополнительные люки, в зависимости от наличия и времени выпуска танка. В открытом состоянии они напоминали уши персонажа вселенной Диснея Микки-Мауса, в связи с чем немцы дали танку Т-34 соответствующее прозвище.
Изменения коснулись и топливного бака, включая его вместимость. Прямоугольные внешние топливные баки были заменены новыми цилиндрическими, благодаря чему общий запас топлива увеличился до 150 литров. Среди более простых изменений были шасси и поручни на башне, позволяющие легко подниматься и держаться.
1942 год был сложным для СССР периодом, поскольку Вермахт начал получать новые, более эффективные в борьбе с Т-34 вооружения. Panzer III получил 50-мм орудийный ствол, а Panzer IV — удлиненную 75-мм пушку. Также немцы приняли на вооружение новые самоходные противотанковые орудия вроде StuG III AusG и установок «Мардер». Они стали непосредственным ответом на угрозу Т-34, в результате чего сражения перестали быть игрой в одни ворота.
С появлением тяжелого танка «Тигр» советское руководство стало полностью отдавать себе отчет в том, что их передовая модель постепенно потеряет преимущество перед собратьями и что необходимо предпринимать решительные меры.
Реальным вызовом стала Курская битва в 1943 году.