Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как ЕС должен ответить на российскую угрозу: статья главы европейской дипломатии (Европейська правда, Украина)

Верховный представитель ЕС Боррель назвал неприемлемыми требования России, выдвинутые в адрес США и НАТО

© AP Photo / John Thys, Pool via APГлава внешней политики ЕС Жозеп Боррель
Глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель - ИноСМИ, 1920, 17.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Верховный представитель ЕС Жозеп Боррель в статье для «Европейской правды» назвал предложения, выдвинутые Москвой в адрес США и НАТО, неприемлемыми. По его мнению, Россия должна принять сложившийся после холодной войны порядок, и не пытаться вернуть утраченные позиции. Боррель не против переговоров с Москвой, однако никаких тем для обсуждения, кроме капитуляции Кремля, он не предлагает.
Россия обратилась к США и НАТО с предложениями относительно будущего безопасности в Европе, которые противоречат принципам европейской архитектуры безопасности. Их сопровождает военное наращивание сил на границе Украины и открытая угроза со стороны России прибегнуть к военным действиям, если эти требования не будут выполнены.
Сотрудничая с США и НАТО, сейчас ЕС должен определить, что мы можем сделать для поддержания безопасности европейского порядка и принципов, лежащих в его основе, и которые сегодня явно под угрозой. Этот вопрос является приоритетным в повестке дня встречи министров иностранных дел и обороны стран ЕС на этой неделе в Бресте (Франция).
По этой встрече понятны две вещи: мы должны прийти к единой позиции ЕС, а также обосновать свою роль, подкрепив ее конкретными направлениями действий: то есть не только относительно того, что мы думаем или хотим, но и относительно того, что мы намерены делать.
Амбиции российской власти заключаются в том, чтобы бросить вызов политическому порядку и безопасности, который установился после холодной войны.
Москва хочет вернуться к Основополагающему акту НАТО — Россия 1997 года, который сопровождал расширение НАТО на Центральную и Восточную Европу, а также к Парижской хартии 1990 года, которая кодифицировала (принципы европейской безопасности после окончания холодной войны.
Существует три принципа, которые Россия приняла раньше и которые сейчас ставит под сомнение.
Первый — это право каждого государства свободно выбирать, принадлежать или не принадлежать к определенной международной организации и быть участницей договоров или союзов, что признано Парижской хартией.
Бросая вызов этому основополагающему принципу, Москва действует как ревизионистская держава. В глазах России этот запрет должен касаться не только стран бывшего Советского Союза, но и стран-членов Евросоюза, таких как Швеция или Финляндия.
Второй и третий принципы — это неприменение силы и уважение к территориальной целостности всех государств.
Россия нарушает эти три основополагающих принципа на Украине, как она это сделала в Грузии. И Россия не просто делает заявления, а сопровождает это увеличением военного давления на украинской границе и угрозами Киеву относительно нового вторжения, если ее требования не будут удовлетворены сполна.
  1. 1
    Корреспондент: Россия воплотила фантазии Оруэлла
  2. 2
    Bloomberg: Путин настроен на войну с Украиной
  3. 3
    Столтенберг: Россия вызвала кризис и должна проявить гибкость (Главред)
Кроме того, Россия хочет изобразить Европейский cоюз малозначимым и добиться стратегического разъединения Соединенных Штатов и Европы. Она также стремится к нашему признанию того, что имеет решающее влияние на Украину и Белоруссию, не говоря уже о Центральной Азии. Тот факт, что Центральная Азия входит в заявленный периметр российской безопасности, подтверждает, что вопрос НАТО является поводом, поскольку ни одно центрально-азиатское государство не является кандидатом на членство в НАТО.
Если коротко, то восстановление советского геополитического ледника в Европе и попытка разъединить США и ЕС могут быть стратегическими целями Москвы.
Но они очевидно неприемлемы. Так почему мы все еще должны обсуждать их с Москвой?
Во-первых, потому что отсутствие обсуждений никогда не помогает. На этой неделе состоялся начальный цикл переговоров: в понедельник — между США и Россией в Женеве, далее, в среду — переговоры НАТО и России в Брюсселе. Позиции далеки друг от друга, но мы можем предположить продолжение серии интенсивных многоуровневых переговоров и консультаций, в которых ЕС продолжит играть свою полноценную роль.
В минувшие выходные я разговаривал с госсекретарем Блинкеном и сделаю это снова после встречи в формате «Gymnich» (название неформальных встреч министров иностранных дел стран ЕС) — координация ЕС и НАТО сильна на всех уровнях. Также генеральный секретарь Европейской службы внешних связей (ЕСВС) Саннино беседовал с заместителем государственного секретаря США Шерман и генеральным секретарем ОБСЕ Шмид.
Во время неформальных встреч министров иностранных дел и обороны на этой неделе в Бресте мы будем работать над конкретной ролью и вкладом Евросоюза.
Нам нужно прийти с четкими позициями по поводу того, чего мы хотим достичь в этих дискуссиях относительно архитектуры европейской безопасности, даже больше — с четкими действиями и вкладом ЕС. Чтобы достичь этой цели, мы, европейцы, должны быть едиными и сформулировать собственный ответ на случай, если Россия воплотит свои угрозы в отношении Украины или более широкого европейского порядка безопасности.
Что касается содержания, то, конечно, с Россией можно обсудить договоренности безопасности в Европе и способы их улучшения.
Первой задачей будет возвращение к общим принципам архитектуры безопасности, которые вытекают из Хельсинских соглашений, Парижской хартии, Основополагающего акта НАТО — Россия или Венского документа ОБСЕ о мерах укрепления доверия.
Второе — это создание более эффективного механизма кризисного управления с Россией. ЕС имеет весомый опыт в этой сфере. При наличии доброй воли прогресс в этом направлении вполне возможен.
Третье — это создание постоянных и оперативных механизмов предотвращения конфликтов, а также мер укрепления доверия, чтобы поведение любой из сторон, в частности в отношении военных маневров, не было неверно интерпретировано.
В отношении самих отношений ЕС и России лидеры Евросоюза уже заявили, что любые дальнейшие шаги против Украины будут иметь реальную цену и серьезные последствия.
Кроме принятия скоординированного пакета санкций, мы также должны быть готовы к ускорению различных направлений действий в общих рамках стратегии «отталкивания, сдерживания и взаимодействия» в отношении России.
Мы не являемся военным альянсом, но у нас есть пути и средства для продвижения как наших интересов по безопасности, так и интересов наших партнеров.
Это включает и готовность к расширению нашего сотрудничества по противодействию дезинформации и киберугрозам, которые исходят из России; усиления нашей устойчивости и энергетической безопасности благодаря быстрому развитию возобновляемых источников энергии у себя дома и большей диверсификации путей и источников импорта, а также из-за усиления нашей поддержки Украины и ее суверенитета, чтобы у нее было больше возможностей в противостоянии давлению России.
Вместе с НАТО и ОБСЕ Европейский союз является ключевым игроком в сфере европейской безопасности.
Нам нужно воспользоваться этой возможностью кризиса с Россией, чтобы укрепить наше единство и решимость защитить наши интересы по безопасности, а также интересы континента в целом.