Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай и Иран преподали США урок

© AFP 2016 / StrПредседатель КНР Си Цзиньпин и президент Ирана Хасан Роухани во время встречи в Тегеране, 23 января 2016
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Ирана Хасан Роухани во время встречи в Тегеране, 23 января 2016 - ИноСМИ, 1920, 24.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Катарский телеканал Al-Jazeera называет историческим событием вступление в силу соглашения о стратегическом сотрудничестве между Ираном и Китаем. Соглашение рассчитано на 25 лет и ставит целью углубление сотрудничества в области обороны, экономики, сельского хозяйства, медицины и кибербезопасности. Объем запланированных китайских инвестиций в Иране должен составить 400 миллиардов долларов. Кроме того, документ содержит секретные параграфы по военному сотрудничеству. Одновременно Китай продолжает наращивать закупки иранской нефти в нарушение санкций, наложенных Соединенными Штатами.
По мнению Al-Jazeera, соглашение имеет особое значение в нынешней международной обстановке, когда США ужесточают санкции в отношении как Ирана, так и Китая.
На церемонии в китайском городе Уси 15 января старт программе дали министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян и глава китайского МИД Ван И. Иранский министр отметил, что с этого дня начинается претворение в жизнь плана стратегического сотрудничества, подписанного в марте прошлого года. По его словам, соглашение знаменует успех "азиацентричной" внешней политики, важнейшим инициатором которой является Китай. Об активизации азиатского вектора в политике КНР свидетельствует тот факт, что незадолго до визита иранского министра в Китае побывали главы МИД Саудовской Аравии, Кувейта, Омана и Бахрейна, а также генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и министр иностранных дел Турции.
Тем временем в Вене продолжаются переговоры по возобновлению ядерной сделки с Ираном и снятию с него санкций в обмен на ограничение ядерной программы. Представитель Ирана заявил, что это возможно сделать только при поддержке Китая и России.
Согласно американскому аналитическому изданию The Diplomat, Китай чрезвычайно активно содействует снятию санкций с Ирана, увеличивает закупки иранской нефти и на дипломатическом уровне поддерживает Иран в его конфронтации с Америкой. Однако в этой "связке" есть существенный нюанс: если Иран вынужден ориентироваться исключительно на Пекин, то Китай продолжает работать на всех направлениях, одновременно развивая отношения с Саудовской Аравией, Израилем и другими ближневосточными странами. Таким образом Иран становится для Китая частью более широкого плана глобальной экспансии — как политической, так и экономической.
Обозреватели отмечают, что Китай стал главным торговым партнером не только Ирана, но и арабских стран Ближнего Востока, в первую очередь Саудовской Аравии. За несколько дней до визита иранского министра иностранных дел в Китае побывал глава саудовского МИД принц Фейсал бен Фархан бен Абдалла Аль Сауд. Он подтвердил статус Китая в качестве крупнейшего торгового партнера и импортера сырой нефти из Саудовской Аравии. В прошлом месяце стало известно, что Китай помогает Саудовской Аравии в развитии собственной ракетной программы, которая поможет королевству частично покончить с зависимостью от зарубежных поставок. Хотя Саудовская Аравия закупает основную часть вооружений в США, она надеется с помощью китайских технологий противодействовать атакам иранских дронов, которые осуществляются с территории соседнего Йемена.
Тем не менее, согласно The New York Times, Иран имеет особое значение для далеко идущих планов Пекина. Эта страна занимает важнейшее геостратегическое положение в регионе Персидского залива и может сыграть ключевую роль в китайском инфраструктурном проекте "Один пояс, один путь". Как Китай, так и Иран выступают против миропорядка, основанного на доминировании Соединенных Штатов. Кроме того, Китай является для Ирана важнейшим торговым партнером и импортером нефти. За последние годы в результате американских санкций экономическая зависимость Ирана от Китая резко возросла. Все это вызывает тревогу в Вашингтоне, который считает китайскую геополитическую экспансию угрозой номер один. Кроме того, поддержка Китая не позволяет Америке оказать максимум экономического и политического давления на Тегеран.
На днях прошли уже третьи совместные военно-морские маневры России, Ирана и Китая, которые стали демонстрацией крепнущего сотрудничества трех стран. Избранный в июне прошлого года президент Ирана Ибрахим Раиси, которого западные СМИ окрестили "сторонником жесткого курса", заявил, что Иран продолжит политику ориентации на Восток (look East), основанную на укреплении связей с Китаем и Россией. В этом контексте важным событием в минувшем году стало решение принять Иран в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена.
Американское аналитическое издание Foreign Policy пишет, что президент США Байден больше не может игнорировать опасность, исходящую от углубляющегося сотрудничества Ирана и Китая. Foreign Policy пишет: "Развивая связи с Ираном, Китай укрепляет позиции на Ближнем Востоке, подрывает влияние Соединенных Штатов, получает доступ к иранской нефти и другим видам сырья. В свою очередь, Иран получает китайские инвестиции на миллиарды долларов, которые вкладываются в инфраструктурные и энергетические проекты, что сводит на нет эффективность американских санкций".
Особенно беспокоит американцев военный аспект сотрудничества Ирана и Китая. Полученные благодаря китайским инвестициям и закупкам энергоносителей средства Тегеран направляет на развитие своей ракетной и ядерной программы, производство дронов и военную экспансию в регионе, прежде всего в Сирии и Йемене. Просочившиеся в западную прессу секретные пункты соглашения о стратегическом сотрудничестве Ирана и Китая предполагают совместные военные маневры, разработку вооружений и обмен разведывательными данными. Это не может не тревожить Соединенные Штаты, Израиль, Саудовскую Аравию и ОАЕ. По мнению западных военных экспертов, если Иран будет уверен в надежности своих средств ПВО, он сможет, не опасаясь авиаударов, совершить прорыв в своей ядерной программе.
Согласно американским разведывательным источникам, как минимум одна из баллистических ракет, использованных в прошлом году при атаке на военную базу США "Айн-аль-Асад" в Ираке, была создана с использованием китайской ракетной технологии. Кроме того, согласно американскому еженедельнику Newsweek, Иран передал мятежным хуситам в Йемене дроны-камикадзе с дальностью действий до двух тысяч километров. Они уже применялись для нанесения ударов по Саудовской Аравии и ОАЕ.