Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Economist (Великобритания): как скажется штамм "Омикрон" на восстановлении мировой экономики?

© Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Перейти в фотобанкВ миграционном центре в деревне Сахарово началась вакцинация трудовых мигрантов от COVID-19
В миграционном центре в деревне Сахарово началась вакцинация трудовых мигрантов от COVID-19
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что штамм "Омикрон" легче заражает людей, чем предыдущие штаммы COVID-19, мировая экономика восстанавливается, считает журнал Economist. Это связано и с меньшей смертоносностью нового штамма, и с тем, что в мире уже накоплен опыт локдаунов и карантинов. Люди адаптируются к опасности, повышая деловую активность даже при "Омикроне". Но не во всех странах.
Судя по наиболее часто встречающимся случаям, влияние штамма "Омикрон" может быть ограниченным и недолговечным.
Конец ноября снова напомнил первые дни пандемии, хоть и не в прежнем объеме. Мировые фондовые рынки просели на 5% после того, как стала известна информация о появлении так называемого штамма "Омикрон", а инвесторы стали опасаться, что могут быть введены новые ограничения с самоизоляцией граждан. Твердые валюты, такие как доллар и иена, укрепились. Цена на нефть упала примерно на 10 долларов за баррель, такое падение подчас ассоциируется с надвигающейся рецессией.

Не так страшен штамм

Спустя два месяца влияние штамма "Омикрон", после долгого пребывания в центре внимания, оценивается все более объективно. Пока что ситуация не столь драматична, как многие опасались. Вот и влияние вируса на экономику не так велико. 18 января нынешнего года цена барреля нефти марки Brent приблизилась к 88 долларам, что является самым высоким показателем за семь лет. И хотя в течение последних дней на мировых фондовых рынках велась активная распродажа, сами эти рынки находятся на том же уровне, что и в конце ноября. А если и наблюдаются тревожные процессы, то они, судя по всему, говорят об опасениях, связанных с повышением процентных ставок, а не с COVID-19. Банк Goldman Sachs составил индекс курсов акций европейских компаний (например, авиаперевозчиков и отелей), которые преуспевают в периоды, когда граждане не боятся вирусов и охотно посещают общественные места. Этот индекс является хорошим показателем, отражающим обеспокоенность по поводу воздействия COVID-19 на экономику; и, увы, в последние недели вышеупомянутый индекс Goldman Sachs вырос по сравнению с показателями фондовых рынков.

Воспоминания о довирусном рае: привыкаем не паниковать

Тем не менее общие экономические данные подтверждают осторожный оптимизм. Николас Волошко (Nicolas Woloszko) из аналитического центра Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей зажиточные страны, составляет еженедельный индекс ВВП для 46 стран со средним и высоким уровнем дохода, используя информацию Google по всем параметрам (начиная от цен на жилье, показателей занятости и кончая вопросом о том, насколько экономическая неопределенность влияет на решения людей). Воспользовавшись этим индексом, который, как оказалось, хорошо согласуется с официальными данными, мы определили, что ВВП в указанных странах в настоящее время примерно на 2,5% ниже допандемийного тренда. Эта ситуация немного хуже той, что наблюдалась в ноябре прошлого года, когда ВВП был всего на 1,6% ниже допандемийного уровня. Тем не менее ситуация намного лучше той, что была год назад, когда соответствующий показатель был ниже на целых 5%.
Существуют несколько факторов, которые помогают понять причины, по которым худшие опасения относительно мировой экономики до сих пор не оправдались. Большая неопределенность со штаммом "Омикрон" объясняется неясностью в главном. А именно — в том, какой именно из характерных для "Омикрона" факторов будет перевешивать: отрицательный (увеличение трансмиссивности) или положительный (снижение вирулентности). В зависимости от удельного веса каждого из этих факторов мы узнаем ответ на главный вопрос: будет ли наблюдаться резкое увеличение показателей госпитализации и смертности от COVID-19. Однако до сих пор лишь немногие государства настаивают на необходимости введения радикальных ограничений на передвижение людей.

Ограничения есть, но не больше, чем прежде

Количественный показатель, составленный швейцарским банком UBS, проводит ранжирование глобальных ограничений (от нуля до десяти) и показывает, что за последние недели средний глобальный балл ограничений вырос с 3 до 3,5. Нидерланды оказались единственной развитой страной, которая ввела надлежащий карантин (хотя и он был частично снят 14 января). В начале первой волны омикрон-штамма экономисты опасались, что возобновление локдауна в ключевых производственных хабах, таких как Вьетнам и Малайзия, усугубит перебои в логистических цепочках. До сих пор правительства обеих этих стран сохраняли более мягкие ограничения, чем во время предыдущих волн пандемии, да и статистика заболеваемости в обеих странах оставалась относительно низкой. Кроме того, банк UBS обнаружил, что доля международных туристических маршрутов с ограничениями на въезд, связанными с COVID-19, в мировом масштабе составляет 31% — этот показатель практически не изменился, начиная с октября прошлого года.
Девушка на станции Московского метрополитена - ИноСМИ, 1920, 28.01.2022
Al Jazeera (Катар): какие маски обеспечивают наилучшую защиту от "омикрона"?Катарская медицинская корпорация Hamad заявила, что маски играют важную роль в борьбе с COVID-19, пишет Al Jazeera. Главный вопрос: какие именно средства защиты рекомендовано использовать, чтобы противостоять новому штамму? В статье также собрана вся актуальная информация о распространении и особенностях "омикрона".
Похоже, возросло количество тех, кто, судя по действиям этих людей, с удовольствием готов рисковать. Goldman Sachs составляет "эффективный" индекс локдауна, который учитывает не только императивные меры правительств, но и личный выбор граждан. На данный момент упомянутый глобальный индекс "народной беспечности" подрос примерно до того же уровня, который был зафиксирован во время глобальной волны дельта-штамма. Напомним, что эта волна накатила прошлым летом. И хотя уровень инфицирования за сутки при дельта-штамме и при "Омикроне" отличался в четыре или пять раз, уровень бдительности народа приблизительно одинаков.
Даже в редких местах, где быстрое распространение COVID-19 фиксируется вообще впервые, образ жизни людей по большому счету не меняется. Что уж говорить об уже пострадавших городах типа лежащего на тихоокеанском побережье США Сан-Франциско. Количество заразившихся коронавирусом в Сан-Франциско на протяжении большей части осени характеризовалось двузначными числами. После этого был скачок, но люди живут по-прежнему. Хотя в настоящее время этот показатель заражаемости в Сан-Франциско в среднем составляет около двух тысяч человек в день, в спортзалах и ресторанах посетителей по-прежнему немало.

Сколько же американцев болеют?

Судя по свежим показателям зараженности коронавирусом, можно сказать, что в настоящее время около 5-10% американцев болеют СOVID-19. Столь высокий уровень заболеваемости коронавирусом стал причиной появления новой проблемы, которая не наблюдалась во время появления предыдущих штаммов: повсеместное наблюдаемое отсутствие работников на своих рабочих местах. Согласно опросу домохозяйств, проведенному в начале нынешнего года Бюро переписи населения США, 8,8 млн американцев не работали по следующим двум причинам: они либо осуществляли медицинский уход за теми, кто заразился COVID-19, либо сами болели этим заболеванием. В конце 2021 года 138 игроков Национальной баскетбольной ассоциации (NBA) не могли выполнять свои спортивные обязанности по причинам, связанным с коронавирусом, хотя с тех пор это число и сократилось. В Сан-Франциско некоторые магазины, пусть их количество и не велико, опять открылись для бизнеса, однако уже на протяжении нескольких месяцев они испытывают нехватку рабочей силы. Результат: многие вынуждены закрываться досрочно из-за нехватки персонала.
Измерить то воздействие, которое вышеупомянутый фактор (т. е. отсутствие работников) окажет на итоговые показатели, довольно-таки сложно; судя по всему, оно будет ограниченным и кратковременным. Во-первых, его воздействие может быть сглажено за счет нескольких других факторов. Некоторые из тех, кто находится в изоляции, будут работать из дома. Если какой-нибудь определенный ресторан закрыт, то у потенциальных посетителей остаются альтернативы, куда пойти. А у тех, кто болен, остались коллеги, которые еще не успели заразиться коронавирусом и которые могут хоть на время их заменить. В итоге общий отрицательный эффект может оказаться небольшим. В исследовании, опубликованном 10 января другим банком, а именно JPMorgan Chase, например, было высказано предположение о том, что нехватка рабочей силы может снизить январский ВВП Великобритании на 0,4%.

Воздействие вируса падает

Тем не менее, глобальная тенденция ослабления воздействия COVID-19 на человеческую популяцию сохраняется, и в Великобритании, так и в некоторых городах США, влияние штамма "Омикрон" на экономику, вероятно, быстро ослабеет. К тому же, как показали опросы, компании вовсе не склонны демонстрировать какую-то сильную обеспокоенность. Например, как показали поступившие данные, мы не видим достаточного количества признаков, которые бы говорили о снижении деловой уверенности у бизнеса.
Несмотря на более высокие, чем ожидалось, общие показатели, восстановление мировой экономики после карантина 2020 года по-прежнему идет, хоть и неравномерно. Разрыв между наиболее и наименее успешными игроками как никогда велик. После того, как волна омикрон-штамма в ЮАР схлынула, ВВП этой страны вырос и теперь соответствует докризисной тенденции. Британская экономика, похоже, тоже успешно восстанавливается. В других странах борьба все еще продолжается, будь то из-за медленного усвоения данных государством стимулов, низкого коллективного иммунитета или же простого невезения. Согласно оценке ОЭСР, экономики Испании и Греции по-прежнему (и это поразительно) находятся на 10% ниже "допандемийного" уровня. Омикрон-штамм не смог сильно затормозить экономическое восстановление, однако некоторым странам все еще далеко до нормального состояния.