Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как делят 2,3 миллиарда долларов британского кредита на развитие ВМС Украины: желания, риски и переплаты (Defense Express, Украина)

© РИА Новости Игорь Маслов / Перейти в фотобанкВ порт Одессы вошли военные корабли НАТО
В порт Одессы вошли военные корабли НАТО - ИноСМИ, 1920, 07.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина планирует получить у Британии миллиардный кредит на развитие ВМС, пишет Defense Express. Автор статьи разбирается, на что пойдут эти средства и сколько придется отдавать. Он сетует, что украинские оружейники практически отстранены от участия в сделке.
На днях Верховная рада ратифицировала рамочное межправительственное соглашение между Украиной и Великобританией по официальной кредитной поддержке развития возможностей Военно-морских сил Вооруженных сил Украины. Поэтому самое время начинать говорить о деталях. Чтобы заблаговременно обойти рифы, которые могут существенно обесценить итоговый результат от использования действительно значительных кредитных ресурсов.
По "финансовым" параметрам это соглашение предусматривает, что Украина получит на развитие ВМСУ 1,7 миллиарда фунтов стерлингов (или 2,28 миллиарда долларов по текущему курсу) под 2,6% годовых. Кредитные платежи по этому соглашению могут выполняться в евро, долларах США или же британских фунтах стерлингах. Распорядителями кредитных денег от нашего государства будет Минфин Украины.
В соглашении есть опция, что при необходимости лимит в 1,7 миллиардов фунтов стерлингов может быть "превышен". Однако отдать заимствованные средства надо будет в течение десяти лет. Минимум пятьдесят процентов кредитных денег должны быть потрачены на покупку именно британских "товаров и услуг".
Договоренности по развитию и укреплению ВМСУ были достигнуты два года тому назад – во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Лондон в 2020 году был подписан меморандум об усилении сотрудничества между Украиной и Великобританией в военной и военно-технической сферах. Его подписали министры обороны двух стран.
Спасательное буксирное судно Кременец, корвет Луцк и корабль управления Донбасс ВМС Украины в Стрелецкой бухте Севастополя. 2014 год - ИноСМИ, 1920, 09.08.2021
Корветы не спасут: эксперт объяснил ошибку в перевооружении ВМС Украины (Главред, Украина)Украина разучилась строить военные корабли. Сразу несколько стран построят ей скромный прибрежный флот. Сержант морской пехоты Тарас Чмут считает, что корветы не спасут Украину от России, пока на украинском флоте нет ЗРК, противокорабельных и гидроакустических комплексов, а также торпедных аппаратов.
В ноябре 2021 года посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко по поручению кабинета министров подписал украинско-британское рамочное соглашение, детализирующее финансовую сторону договоренностей. Направления поддержки и перечень проектов, которые были озвучены в СМИ по итогам голосования по этой сделке двадцать седьмого января 2022 года в Верховной раде, в целом совпадают с нашими собственными данными. Речь идет о:
– финансировании реализации государственного инвестиционного проекта по поставке двух противоминных кораблей, их доставке и обслуживанию;
– совместном строительстве восьми ракетных катеров;
– доставке и установке систем вооружения на существующие корабли;
– консультационной и технической поддержке строительства военно-морской инфраструктуры, включая доставку оборудования;
– совместном строительстве фрегата.
Как именно планируют поделить те 1,7 миллиарда фунтов стерлингов, которые Украина планирует взять в кредит на десять лет?
По информации Defense Express, предварительный расклад выглядит так:
– 250 миллионов фунтов стерлингов предлагается направить на строительство на Украине двух военно-морских баз;
– 600 миллионов фунтов стерлингов – на совместное строительство восьми ракетных катеров;
– 700 миллионов фунтов стерлингов – на закупку ракетного вооружения;
– 150 миллионов фунтов стерлингов – на все остальные проекты, включая консультационную и техническую поддержку строительства военно-морской инфраструктуры и катеров.
На фоне этого определенные детали реализации этих планов требуют отдельного внимания. Речь идет о:
– формировании и доведении до британской стороны непосредственных потребностей ВМС Украины и технических требований к новым ракетным катерам и к их оснащению образцами вооружений. С учетом типовых сценариев их применения средств против ЧФ РФ, включительно с вертолетами с управляемым вооружением или катерами, кораблями с артустановками и ракетным вооружением;
– привлечении отечественных конструкторских и производственных мощностей в проекты создания, изготовления и сопровождения корабельных платформ и ракетного вооружения, даже с учетом ограничений, что "минимум пятьдесят процентов кредитных средств должны будут потрачены на покупку именно британских "товаров и услуг";
– применении критерия "эффективность – стоимость" при оценке решений, предлагаемых в рамках кредитных проектов для усиления ВМС ВС Украины.
Собственно, вроде бы это же аксиомы. Но общение с различными должностными лицами и представителями нашей "оборонки", непосредственно или косвенно соприкасающимися или осведомленными с самыми дорогими составляющими этого проекта – строительство/закупка новых ракетных катеров и вооружения к ним – говорит о следующем.
1. С середины прошлого года и по сей день ставка сделана непосредственно на проекты новых ракетных катеров от британской компании Babcock, специалисты которой должны доработать платформу P50U под требования наших Вооруженных сил. Как утверждается, новые катера "проектируются специально для Украины, они будут оригинальными и будут иметь длину ориентировочно от пятидесяти до шестидесяти пяти метров, что будет обеспечивать скорость в сорок узлов".
При этом украинское профильное КБ – Николаевское предприятие "Исследовательско-проектный центр кораблестроения" с сорока пятилетним опытом проектирования морских платформ различного назначения, от авианосцев до катеров – к этой работе пока не привлечено.
Несмотря на реальный опыт работы, понимание технологических ограничений и путей создания ракетных катеров с учетом отечественной и международной кооперации, все ограничилось знакомством – без определения формата дальнейшего взаимодействия с британской стороной.
Надеюсь, что ситуация будет исправлена – потому что разработка, сопровождение и изготовление новых корабельных проектов требует активного и ответственного участия украинской стороны. Эти проекты – не для спасения компании Babcock.
2. Голос командования ВМС ВС Украины должен быть более громким в отстаивании требований к проектируемым катерам, их оснащению и вооружению. В частности, это касается как возможностей ракетного ударного вооружения, так и наличия и потенциала систем противовоздушной обороны, что обязательно должны быть установлены на катера P50U.
3. Относительно ударного ракетного вооружения – со времени наших предыдущих публикаций и по сей день ситуация также не изменилась. Пока сохраняется логика, что противокорабельным вооружением ракетного катера P50U, удовлетворяющим требованиям ВМС Украины, станут не крылатые противокорабельные ракеты со значительной дальностью, а новые управляемые ракеты Brimstone Sea Spear, по которым ведет работы филиал компании MBDA в Великобритании.
MBDA уже провела ряд испытаний морского варианта Sea Spear. Среди прочего, есть сообщения, что в 2014 году MBDA провела залповый пуск нескольких ракет Brimstone Sea Spear со стационарной морской платформы – для отражения атаки пяти вражеских целей, имитировавших скоростные вооруженные катера FIAC (Fast Inshore Attack Craft).
Было заявлено, что успешные испытательные пуски продемонстрировали способность Sea SPEAR поражать многочисленные отдельные цели. Других сообщений об актуальном состоянии проекта Sea Spear пока нет.
Для морских платформ на сайте MBDA ракета Brimstone представлена в версии Sea Spear. Максимальная дальность пуска не указана, но она имеет те же габариты, что и ее воздушная и наземные "сестры", а значит, вполне вероятно, что и дальность пуска Sea Spear – до двенадцати километров, а реально – до десяти километров.
При этом морская версия Sea Spear как комплекса вооружений еще не является серийным образцом и есть основания утверждать, что на самом деле речь идет о завершении всех работ MBDA с ракетой Brimstone для морского использования в версии Sea Spear – за счет украинского кредита и проведения "закамуфлированной" опытно-конструкторской работы.
Об этом подробнее говорилось в материале "Украина дорого заплатит за морские ракеты Brimstone Sea Spear по британским кредиту". "Для наших новых ракетных катеров на Черном море нужна „длинная ударная рука‟, а нам предлагают „короткий‟ палец", – привожу цитату одного из наших специалистов, опыту, которого доверяю.
Ракеты Sea Spear планируют установить, как на восемь новых ракетных катеров P50U, так и на одиннадцать катеров ВМС Украины типа "Гюрза" и "Кентавр". Именно этим и объясняют необходимую на это сумму в 700 миллионов фунтов стерлингов.
4. Что касается систем ПВО на новых ракетных катерах, то пока это белое пятно неопределенности. Не вдаваясь в детали, скажу так. Требования к собственным системам ПО для этих категорий имеются, но итогового решения – что же там будет – нет. Хотя логика проектирования, естественно, требует понимания того, как именно и за счет каких средств будут решаться задачи обнаружения и уничтожения воздушных целей на дальностях больших, чем десять-двенадцать километров.
Финансирование под системы ПВО на эти катера, в отличие от тех же Brimstone Sea Spear, еще не заложено вообще. Кажется, пора исправлять этот пробел. То ли французским "Симбадом", то ли новым украинским проектом от ГосККБ "Луч".
Это – лишь часть из вопросов, на которые надо найти быстрые и правильные ответы. Акцентирую на них для того, чтобы на фоне разговоров об укреплении наших военно-морских возможностей в итоге мы получили, все-таки ощутимый результат. Потому что все это будет делаться за счет британского кредита только де-юре. На самом деле – за наши с вами деньги. Занимаем вроде бы чужие, отдаем свои...