Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хьюстон, у нас проблемы: что нефтяные боссы говорят о мировом энергетическом кризисе (The Economist, Великобритания)

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкНа территории ОАО "НК "Роснефть"
На территории ОАО НК Роснефть - ИноСМИ, 1920, 10.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Могут ли цены подскочить до 200 долларов за баррель? – интересуется The Economist, комментируя намерения Запада отказаться от российской нефти. За пропавшими баррелями стоит обращаться к ОПЕК. Но генсек этой организации заявил, что никто не может восполнить возможную потерю российской добычи.
Редакционная статья
В своей речи в Хьюстоне генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Мухаммед Баркиндо рассуждал о выдающихся геополитических событиях последних нескольких недель. Руководители тысяч нефтяных компаний собрались в мировой нефтяной столице на ежегодную энергетическую конференцию CERAWeek под эгидой поставщика финансовой информации S&P Global. Он заметил, что картель ОПЕК с момента своего основания в 1960 году пережил семь болезненных циклов роста и обвала нефтяных цен, и выразил опасения, что кризис в России чреват еще одной "катастрофой".
Его предостережение прозвучало в знаменательный день в истории энергетики. 8 марта Америка ввела полный запрет на импорт российской нефти, а Великобритания пообещала ввести его поэтапно в течение нескольких месяцев. Президент Джо Байден заговорил об ударе по "главной артерии российской экономики". Ни одна из стран ЕС к эмбарго не присоединилась, но в тот же день Европейская комиссия обнародовала новую энергетическую стратегию, призванную сократить зависимость от российского газа на две трети в этом году и положить ей конец "не дожидаясь 2030 года". Вообще, Россия поставляет Евросоюзу до 40% ископаемого топлива. Путин парировал указом от 8 марта, пригрозив прекратить экспорт товаров, а это может обрушить мировые рынки, учитывая огромную роль России во всем – от пшеницы до никеля. Цена на нефть марки Brent, международный эталон, взлетела выше 130 долларов за баррель. "Когда всё это кончится, при любом исходе, мировая нефтяная промышленность будет другой", – подытожил энергетический аналитик и вице-председатель S&P Global Дэниел Ергин (Daniel Yergin).
В краткосрочной перспективе не исключена реабилитация "Большой нефти", которую принято винить в климатическом кризисе. Из-за нависшей перспективы нефтяного шока даже "зеленой" администрации Байдена пришлось приголубить прежде нелюбимых энергетических гигантов. Предполагалось, что на слете в Хьюстоне чиновники – вплоть до посланника президента по климату Джона Керри – раскритикуют нефтяников за чересчур вялые шаги по обезуглероживанию. Однако они не только не стали неодобрительно цокать языками, но даже потихоньку призвали нефтяные компании добывать побольше сырой нефти, чтобы компенсировать потерю "сомнительных" поставок из России. Баркиндо с радостью процитировал недавний твит Илона Маска, миллиардера в электромобилестроении, что "нам нужно немедленно увеличить добычу нефти и газа". Один из присутствующих в зале нефтяников буквально млел от речей в духе "А мы вам говорили". Джон Хесс (John Hess), глава одноименной нефтяной компании, заявил, что "в период энергетического перехода нам нужна сильная нефтегазовая промышленность дома".
Раньше Россия слыла надежным партнером. Теперь, по словам Ергина, она считается "не только ненадежной, но и нежелательной". Если российская нефть станет неприкасаемой, нервно размышляли нефтяные боссы за кофе и коктейлями, нефть в этом году может подорожать до 200 долларов за баррель. Они волнуются, потому что при всей сценической браваде в частном порядке многие нефтяники опасаются, что российский кризис обернется похоронным звоном по всей отрасли. Новая стратегия ЕС уже с удвоенной силой развивает экологические альтернативы. Затяжной период волатильности и высоких цен отталкивает потребителей, нервируют инвесторов и грозит убедить американских политиков раз и навсегда отказаться от ископаемого топлива.
Будет ли нефть дорожать и впредь? Это зависит от целого ряда факторов, начиная с эмбарго. Америка импортирует из России лишь незначительное количество нефтепродуктов, и с этим можно легко справиться. Главный экономист американской нефтяной компании ConocoPhillips Хелен Карри (Helen Currie) считает, что запрет со стороны США большого влияния не окажет, потому что американские нефтепереработчики уже находили способы "оптимизировать" выпавший импорт. На конференции в Хьюстоне канадские энергетические компании заявили, что могут увеличить производство, чтобы заменить треть утраченного российского импорта "хоть завтра".
Ситуация изменится, если Америка сплотит мир вокруг глобального эмбарго. Однако такой исход представляется маловероятным. ЕС желанием не горит, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Китай и Индия осудить российскую операцию отказываются, а американские санкции ненавидят и ни за что к ним не присоединятся. Кеннет Медлок (Kenneth Medlock) из Университета Райса отметил, что расчеты по недавней газовой сделке между Россией и Китаем будут вестись в евро, а не в долларах – это знак, что им по силам обойти американские санкции. Страны могут увеличить импорт российской нефти марки Urals, в том числе и потому, что она торгуется со скидкой относительно Brent, по данным S&P Global, возможно, в результате "самосанкций" некоторых трейдеров, убоявшихся "грязной" российской нефти.
Антуан Хальф (Antoine Halff) из французской аналитической компании Kayrros подтверждает, что европейские, японские и южнокорейские покупатели российской нефти тщательно избегают. Но до него доходят слухи, что крупные торговые дома потихоньку принимают поставки. Судя по данным Kayrros, объемы сырой нефти в пути за последние две недели выросли – по мнению Хальфа, это говорит о том, что российские танкеры, которых не принял первоначальный пункт назначения, двинулись на поиски новых покупателей. В целом, говорит он, из 4,5 миллионов баррелей российской нефти в сутки из рынка может выпасть до 3 миллионов.
За пропавшими баррелями явно стоит обращаться к ОПЕК. Однако Баркиндо резко осудил такой ход мыслей, заявив в Хьюстоне, что "никто не может восполнить" возможную потерю российской добычи, которую оценил примерно в 8 миллионов баррелей в сутки, включая нефтепродукты: "Таких больших мощностей в мире нет". Основная часть того дефицита в 2 миллиона баррелей в сутки, что можно восполнить, приходится на Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Однако их лидеры недовольны политикой США на Ближнем Востоке и вовсе не торопятся на выручку Америке – как сообщается, даже не берут трубку, когда звонит Байден. (А Баркиндо явственно дал понять, что из соглашения ОПЕК+ Россию все равно не выгонят, отметив, что картель сохранял нейтралитет даже во время войны между его непосредственными членами – Ираном и Ираком в 1980-х, а также Ираком и Кувейтом в 1990-91 годах)
Если не арабские шейхи, то, может, американские сланцевики? Так называемые "фрэкеры", которые работают методом гидроразрыва, доставят нефть на рынок намного быстрее, чем их коллеги-буровики в нефтеносных песках или на шельфе. Ожидается, что после обвала несколько лет назад сланцевая добыча в США вырастет в этом году примерно на 750 000 баррелей в сутки. Но даже дальнейшего роста не хватит, чтобы скомпенсировать утрату российской нефти. Глава американской нефтяной компании Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд (Scott Sheffield) говорит, что отрасль может увеличить добычу на 1,5 миллионов баррелей в сутки за полтора года, но лишь в том случае, если администрация Байдена "сменит философию и подход к ископаемому топливу". Кроме того, говорит он, потребуется убедить многострадальных инвесторов, в прошлом терявших миллиарды на рискованных сланцевых компаниях, что более высокие цены на нефть оправдают рост добычи. Наконец, и Шеффилд, и исполнительный директор американской компании Occidental Petroleum Вики Холлаб (Vicki Hollub) отмечают проблемы в снабжении всем, что нужно для гидроразрыва, – от стали и песка до водителей грузовиков.
Остаются стратегические резервы. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (МЭА), квазиофициальный орган, представляющий страны-потребители энергии, объявило, что высвободит около 60 миллионов баррелей нефти – примерно 4% их общих запасов. 9 марта МЭА объявило, что готово пойти еще дальше. Хотя такие запасы никак не компенсируют необратимые потери российского производства, они будут иметь большое значение в ближайшие нескольких месяцев, пока кризис не уляжется или не появятся альтернативные источники. По мнению Хальфа, бывшего сотрудника МЭА, рост цен на фоне новостей о выпуске 60 миллионов баррелей говорит, что это "ужасно мало". Более крупная партия в размере 120 миллионов баррелей технически осуществима со скоростью 2 миллиона баррелей в сутки или даже быстрее. Хесс ратует за немедленный выпуск 120 миллионов баррелей в этом месяце и еще 120 миллионов в следующем – с перспективой дальнейшего роста при необходимости.
Тогда в краткосрочной перспективе нефть может и не взлететь. Цена на марку Brent упала 9 марта более чем на 5% – отрасль явно обдумывает перспективы. Но даже если российский кризис разрешится довольно скоро – а это под большим вопросом – мир может застрять в ненадежном, шатком, разрозненном и нестабильном рынке нефти на долгие годы. Цены могут снова вырасти. И если они превысят 150 долларов за баррель и останутся на том же уровне, считает Холлаб, это напрочь перечеркнет спрос – а эта перспектива вызывает "немало опасений и тревог".
Этот страх явно ощущался и среди нефтяных боссов в Хьюстоне – они бы предпочли, чтобы и предложение, и цена оставались стабильными. "В жизни не видывал более пессимистического сборища", – отозвался Боб Дадли (Bob Dudley), бывший глава британского нефтяного гиганта BP, который возглавил Инициативу по климату нефти и газа, куда вошли энергетические компании, обеспокоенные выбросами парниковых газов. Как сообщил на этой неделе воротилам от энергетики глава крупнейшего американского экспортера сжиженного газа Cheniere Джек Фуско (Jack Fusco), "турбулентность только начинается".