Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The New York Times: этот американец руководит в России сетью пиццерий Papa John's и никуда уходить не собирается

© Image by Shahroz-Khan from PixabayПицца
Пицца
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Компания Кристофера Винна руководит пиццериями Papa John’s в России – всего их 190, пишет The New York Times. "От вкусной пиццы не откажется никто, – считает Винн. – У нас полностью локализованная цепочка поставок, и я считаю, что мы все делаем правильно".
На прошлой неделе компания Papa John’s International заявила, что приостановит свою деятельность в России по примеру других известных американских брендов вроде McDonald’s и Starbucks.
Однако все 190 ресторанов Papa John’s в России по-прежнему открыты и подают пиццу как ни в чем ни бывало. И закрываться не собираются.
Большинство заведений Papa John’s принадлежат россиянам по договору франшизы с компанией Кристофера Винна (Christopher Wynne). А этот уроженец Колорадо живет и работает в России с начала 2000-х. И хотя конфликт с Украиной продолжается, а мировые продовольственные бренды и ритейлеры уходят из России и прекращают поставки товаров, в работе 45-летнего Винна мало что изменилось.
"Лучшее, что я могу сделать как человек, – это проявить сочувствие к ближним, моим сотрудникам, партнерам и клиентам, и не осуждать их за решения политиков", – сказал он.
По словам Винна, в тот день в конце февраля, когда Россия признала две украинские области независимыми, страну охватила тревога: у многих россиян на Украине есть друзья и родственники. Однако, по словам Винна, посетители валили как обычно.
И несмотря на кучу санкций, которые сильно затруднили международные финансовые операции, внутренние платежи по кредитным картам и интернету работают исправно, говорит он.
"Подавляющее большинство россиян мыслят очень трезво и прекрасно понимают, в какой мрачной и тревожной ситуации они оказались, – сказал он. – Но от вкусной пиццы они не откажутся".
У Винна дом в Москве, и он планирует в этом году открыть в России еще от 20 до 40 ресторанов. При этом он признает, что планы могут сорваться из-за двух факторов: в российской экономике может наступить глубокий спад (кроме того, он отметил низкое доверие потребителей, поскольку многие потеряли работу), а российское правительство может принять ответные шаги против американских и европейских брендов, которые приостановили работу в стране.
Винн надеется, что его компании PJ Western, – а ее выручка в 2020 году составила 59 миллионов долларов, и по ее франшизе работают 9 000 человек, – эта участь не коснется, поскольку компания продолжает работу.
"Но тем, кто закроются, грозит пристальное внимание правительства", – предположил он.
На прошлой неделе президент Владимир Путин предостерег, что активы покинувших Россию компаний правительство может национализировать.
Таким образом, у Винна есть мощный финансовый стимул не закрывать свои рестораны. У компании немало партнеров и инвесторов. Среди них звезда "Вашингтон Кэпиталз" Алекс Овечкин, ранее выражавший Путину поддержку, финская инвестиционная компания CapMan и российская Baring Vostok. Его активы оцениваются в 85 миллионов долларов, но, по данным Комиссии по ценным бумагам и биржам за 2021 год, у него имелась краткосрочная и долгосрочная задолженность на сумму свыше 88 миллионов долларов.
В России Винн с начала 2000-х. Бывший специалист по нераспространению ядерного оружия при Национальной администрации по ядерной безопасности в Вашингтоне, он приехал в Москву с подержанными компьютерами на 20 000 долларов и начал ими торговать. В 2007 году ему представилась возможность выкупить долю во франшизе Papa John’s, и он ею воспользовался.
Он основал PJ Western и стал главным франшизодержателем Papa John’s в регионе, а под его крылом оказалось четыре ресторана. По контракту он получил возможность подписывать дополнительные соглашения и открывать новые точки.
Последние 15 лет Papa John's в России стремительно развивается. Сегодня в стране насчитывается более 190 заведений, и Винн расширяется в Польше и Германии. В прошлом году PJ Western продала свои точки и теперь получает от партнеров лицензионные платежи в обмен на маркетинговые услуги и помощь в управлении сайтами и цепочками поставок, говорит Винн.
За последние два десятилетия ряд известных и узнаваемых американских брендов в сфере быстрого питания закрепился в России именно по франшизе. Стопроцентно капиталистическая модель, заточенная под предпринимателей и крайне популярная в США, пришлась в России ко двору: россияне и граждане других стран начали открывать по лицензии рестораны KFC, Pizza Hut, Starbucks, Burger King и Papa John's.
Однако на прошлой неделе давление на продовольственные компании и рестораны усугубилось, многие осудили российскую кампанию на Украине и объявили, что приостанавливают работу и временно закрывают свои точки. McDonald’s решение о временном закрытии всех ресторанов далось тяжело, хотя с точки зрения логистики ей как раз проще: она владеет 84% своих заведений в стране. В итоге закроются все 847, и на прошлой неделе McDonald’s сообщила инвесторам, что будет тратить по 50 миллионов долларов в месяц на аренду, зарплату сотрудникам и другие расходы.
Однако для других сетей быстрого питания закрытие носит скорее символический характер – во многом как раз потому, что они работают по франшизе.
Так, Restaurant Brands International заявила, что "приостанавливает поддержку" российского рынка, однако последствий для 800 ресторанов Burger King в России не уточнила. По сообщениям за 2019 год, 550 из российских точек Burger King принадлежат консорциуму во главе с инвестиционным подразделением российского государственного банка ВТБ. Сайт ВТБ за пределами России недоступен.
В заявлении Restaurant Brands International говорится: "Решать за наших франшизополучателей мы не можем. Что касается бизнеса в России, то мы можем лишь подтвердить, что полностью соблюдаем все принятые санкции".
Точно так же на прошлой неделе Yum Brands заявила, что закрывает 70 собственных ресторанов KFC и 50 ресторанов Pizza Hut. Что будет с ресторанами по франшизе, а их в России более 900, пока не ясно. В 2018 году российские СМИ сообщали, что ВТБ вошел в инвестиционный консорциум и приобрел 180 ресторанов KFC. На просьбу прокомментировать Yum Brands не откликнулась.
Помимо политики, нежелание российских партнеров закрываться обусловлено еще и тем, что они сами, а не материнская компания, вкладывались в развитие и шли на риски. Материнская компания может давать деньги на рекламу и оказывать стратегическую и иную поддержку, однако за аренду и электричество платит франшизополучатель. Он же несет расходы на строительство в соответствии с корпоративными стандартами, а также выплачивает премиальные и заработную плату сотрудникам.
Таким образом, временное закрытие ресторанов в России едва ли повлияет на общий доход крупных компаний вроде Papa John’s или Yum Brands, но для их более мелких партнеров это чревато финансовым крахом.
"Эти предприятия принадлежат в основном россиянам или российским организациям, которые не разделяют ни наших убеждений, ни требований, – сказал Майкл Сейд (Michael Seid), основатель MSA Worldwide, глобальной консалтинговой фирмы по франшизам. – У российских операторов есть долги, плюс они должен платить работникам зарплату. Они будут поступать в собственных интересах, а разбираться будут позже".
За две недели российской операции на Украине, сказал Винн, из разговоров с руководителями Papa John’s в США стало ясно, что они нервничают. В прошлую среду Papa John's временно разорвала связи с компанией Винна, заявив, что перестанет "оказывать российскому рынку операционную, маркетинговую или деловую поддержку".
"Мы очень быстро разошлись во взглядах", – сказал Винн днем позже из Милана, откуда он вернулся в Россию на этой неделе. "Я хорошо себе представляю свою перспективу: сохранить сотрудников и партнеров, а также культурный обмен с русским народом", – заявил Винн.
"Papa John’s переживает, куда дуют корпоративные и политические ветры, а у меня иные будничные интересы", – добавил он. (Деловые интересы Винна ресторанами Papa John's не ограничиваются. Во время пандемии он открыл производство продуктов из конопли в штате Колорадо).
Компания Papa John’s считает, что ее решение приостановить деятельность в России "поддержало подавляющее большинство членов нашей команды, партнеров и клиентов по всему миру".
У Винна русская жена и двухлетняя дочь. У них есть ферма в Колорадо. Они считают, что их дом в Америке, но проводят много времени в России. По словам Винна, он бывает там наездами по неделе и инспектирует заведения Papa John's "от Москвы до Сибири". По выходным он ездит на рыбалку, совершает семейные походы по подмосковным холмам и гуляет с дочкой по городу.
"Ни в мои права, ни в мои обязанности никогда не входило комментировать политику компании в России", – говорит он. Вместо этого он делает упор на деловых возможностях в стране – как для себя лично, так и для россиян.
"Нынешняя ситуация усугубит наши проблемы, но я считаю, что мы все делаем правильно", – сказал Винн.
Хотя для него главное – бизнес, геополитика не могла не сказаться на его работе. В 2014 году, когда США ввели против России санкции за незаконную аннексию Крыма, Винну пришлось срочно перекраивать всю систему поставок.
"В 2013 году порядка 92% наших товаров поступало из-за рубежа", – сказал он. После санкций, говорит Винн, компания открыла еще семь предприятий по производству свежего теста и наладила сотрудничество с российскими фермерами. Это позволило перейти с импортных помидоров, сыра моцарелла и других ингредиентов на российские.
"Теперь у нас полностью локализованная цепочка поставок, – говорит Винн. – Единственное, что мы до сих импортируем, – это оливки".
Автор: Джули Кресуэлл (Julie Creswell)