Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Hill (США): интернет и геополитика

© РИА Новости Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкМужчина перед монитором компьютера
Мужчина перед монитором компьютера - ИноСМИ, 1920, 22.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
The Hill пишет, что время безраздельного господства США в интернете подошло к концу. Его оспаривают китайские, российские и европейские технологии и ресурсы. Автор статьи указывает на то, что интернет становится важнейшей ареной геополитической борьбы, и здесь Америке не следует ждать пощады от конкурентов.
Ни для кого не секрет, что американская компьютерная сеть ARPANET, прямая прародительница сегодняшнего Интернета, была создана как часть ответа Америки Советскому Союзу в разгар холодной войны. Таким образом, геополитика была в генах "сети сетей" Интернета с момента его зачатия. Не секрет также и то, что через три десятилетия после его коммерциализации интернет стал важной — если не главной — сферой геополитического соперничества, конкуренции, шпионажа, диверсий и даже войны.
Основные сверхдержавы в геополитической конкуренции в Интернете сегодня — США, ЕС и Китай, за которыми следуют Россия и Индия — уже более десяти лет не сходят со страниц мировых СМИ (а что касается вопросов борьбы России против ЕС и США в Интернете, то они постоянно присутствуют в заголовках этого издания в последние месяцы). В отличие от геополитического соперничества и войн между европейскими империями прошлых веков, которые разыгрывались на океанах, в Африке, Азии и Америке, сегодня основные геополитические сверхдержавы довольно легко определить. А вот интернет-державы с их изменчивыми союзами и обилием "нейтральных государств" назвать сложнее.
Тем не менее сегодняшние цели интернет-сверхдержав представляют собой смесь представлений XVIII века о контроле над территориями и населением и представлений XXI века о контроле над технологиями и информационными экономиками. Украина, Тайвань и даже разоблачения Сноудена являются суровым напоминанием о том, что древние представления о контроле над странами и народами и сегодня остаются на вершине приоритетов.
Отправной точкой в ​​любом исследовании геополитики Интернета должно быть понимание того факта, что он происходит из Соединенных Штатов и ​​того, что 2000-километровая полоса от Сиэтла до Сан-Диего включает в себя почти всю основную инфраструктуру Интернета, которой почти полностью управляют американцы. Это со всей очевидностью делает США "интернет-сверхдержавой из сверхдержав". Без учета этих фактов ни одна великая держава не может ставить перед собой какие-либо геополитические цели. И делают они это по-разному: от регулирования деятельности американских гигантов интернет-инфраструктуры на своих территориях до их полного блокирования и замены отечественными заменителями.
С этой международной отправной точки абсолютно ясно, что внешнеполитические интересы Америки диктуют ей необходимость обеспечивать как можно меньшее изменение мирового баланса сил в Интернете. Есть несколько вероятных сценариев, при которых американское господство в этой области будет снижаться по сравнению с тем, что мир имеет сегодня. И это хотя бы теоретически делает США главным сторонником сохранения нынешнего статуса-кво в Интернете.
Инженер отдела эксплуатации информационных систем - ИноСМИ, 1920, 02.02.2021
The Washington Post (США): Россия пытается устанавливать правила для интернета, но ООН раскусила эту уловкуМноголетний обозреватель Washington Post Дэвид Игнатиус пишет, что его «вдохновляет» решение Международного союза электросвязи оставить выдачу доменов и IP-адресов под контролем США. Таким образом было отклонено предложение России. Как немного нужно ветеранам для вдохновения. Достаточно оставить все как есть.
Другой отправной точкой является тот простой факт, что из примерно 4,5 миллиардов пользователей Интернета во всем мире около 6% (250 миллионов) — это американцы, а около 17% (760 миллионов) — китайцы. Примерно 9% (400 миллионов) составляют европейцы, около 9% (400 миллионов) — индийцы и около 2% (100 миллионов) — русские. Япония и Бразилия также находятся примерно на уровне России.
То, как каждая из этих интернет-держав осуществляет свое геополитическое соперничество с доминирующей страной, Соединенными Штатами, со временем меняется. Самая старая соперница Америки – это, вероятно, Европа. Соперничество Европы с Америкой в ​​сфере Интернета имеет корни, уходящие на полвека в прошлое к решениям эпохи де Голля создать европейские альтернативы эффективным монополиям Америки в таких господствующих технологиях, как гражданские реактивные лайнеры, атомное оружие, ракеты и компьютеры. Это привело, среди многих других достижений, к таким европейским информационным прорывам, как французская компьютерная сеть 1980-х годов, часто называемая Minitel.
Когда в середине 1990-х годов стало ясно, что созданный в Америке Интернет заменит все европейские закрытые компьютерные сети, европейская стратегия сместилась в сторону признания неизбежности превращения Интернета в глобальную сеть, а также в сторону регулирования и, в конечном итоге, жесткого налогообложения американских интернет-гигантов. В то же время Европа стремилась взрастить европейские альтернативы американским IT-корпорациям, подобно тому, как это делалось в последние десятилетия в аэрокосмической отрасли.
Китай выбрал другой путь. Начав быстро развиваться в XXI веке, через десять лет после того, как было установлено американское господство в Интернете (и сохраняя исторически существующие подозрения в отношении мотивов американской геополитики), Китай стал осуществлять огромные поддерживаемые государством инвестиции в интернет-услуги и исключать IT-гиганты США из своей интернет-инфраструктуры, а не заниматься в отношении них простым регулированием. В результате, за некоторыми небольшими исключениями, сегодня немногие китайские интернет-пользователи зависят от американских интернет-компаний. Основываясь на этом положительном опыте, Китай ясно дает понять, что намерен распространять свои собственные интернет-технологии и услуги на другие страны и народы по всему миру.
Понимая, что ей не хватает как размера рынка, так и финансовых ресурсов ЕС или Китая, Россия стремилась использовать те ниши интернет-технологий, где у нее есть сильные стороны, и создавать союзы с другими странами с целью международного сотрудничества для ограничения или регулирования доминирования Америки в Интернете. Через свои международные связи, восходящие к еще ко временам Советского Союза, Россия, подстегиваемая подозрениями в политических и военных мотивах Америки в Интернете, усиленные разоблачениями Сноудена, начала откровенно создавать международные коалиции, чтобы уменьшить геополитическое доминирование Америки в мировой Сети, в то же время тихо создавая свои собственные интернет-варианты, которые уменьшили бы зависимость России от американских IT-гигантов.
Когда именно, где и как будет реализовывать свои геополитические интересы в Интернете такой крупный игрок, как Индия, остается неясным. И, возможно, это самый большой геополитический вопрос в Интернете, остающийся без ответа.
До сих пор большинство стран в области Интернета следовали своим давним политическим союзам или привычкам. Периодически некоторые из них ловко переключали свои симпатии между китайской, американской, европейскими и даже российской Интернет-державами. И иногда казалось, что они опираются на несколько таких разных держав одновременно.
Хотя эта геополитическая борьба в Интернете привлекает меньше внимания средств массовой информации по сравнению с более известными политическими, военными или экономическими и финансовыми формами борьба, она не менее важна и может оказать большое влияние на повседневную жизнь людей во всем мире. Независимо от того, насколько широко освещается "геополитика Интернета", с учетом того факта, что ставки в ней очень высоки, в обозримом будущем соперничество и даже войны в этой области наверняка станут еще более напряженными.
Автор: Роджер Кочетти (Roger Cochetti) предоставляет консультационные услуги в области Интернета в Вашингтоне. Он был старшим исполнительным директором Communications Satellite Corporation (COMSAT) с 1981 по 1994 год. Он также руководил политикой в ​​отношении Интернета в корпорации IBM с 1994 по 2000 год. Работал в Консультативном комитете Государственного департамента по международным коммуникациям и информационной политике при администрациях Буша и Обамы.