Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Süddeutsche Zeitung (Германия): пособник нацистов – герой?

© REUTERS / Lisi NiesnerПосол Украины в Германии Андрей Мельник
Посол Украины в Германии Андрей Мельник - ИноСМИ, 1920, 06.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Посол Украины в Германии Андрей Мельник почитает нацистского коллаборанта Степана Бандеру, пишет Süddeutsche Zeitung. У немцев это вызывает недоумение, отмечает автор статьи.
Хериберт Прантл (Heribert Prantl)
Андрей Мельник – постоянный гость телевизионных ток-шоу, и в этом качестве он обрел в Германии невероятную известность. Ему 46 лет, и вот уже семь лет как он – посол Украины в Германии.
Но при всем уважение, он – мужлан в обличье дипломата. Он стал известен еще и тем, что он не придает никакого значения дипломатичности своих высказываний.
Он – мужлан, потому что хочет быть таким, а не потому, что по-другому не может. Он мог бы быть другим, если бы захотел. Мельник прекрасно говорит по-немецки, одет с иголочки, аккуратно причесан, носит до блеска начищенные ботинки, он дипломированный юрист и умеет себя вести.
Но когда речь заходит о спецоперации России на Украине или когда он требует от Германии оружия и военного вмешательства, то удержу не знает. Он может оскорбить даже федерального президента, как это произошло перед устроенным Франком Штайнмайером "Концертом во имя свободы и мира".
По желанию президента в программу были включены произведения польских, русских и украинских композиторов. В оркестре – Берлинском филармоническом – были музыканты из разных стран. Но, с точки зрения Мельника, участвовали только "русские солисты", о чем он в бешенстве написал в твиттере. Речь шла о пианисте Евгении Кисине, который помимо российского имеет еще британское и израильское гражданство, а также о баритоне Родионе Погосове. Оба музыканта уже давно живут за пределами России. Но Мельнику все равно, он требует подчинить искусство своим требованиям. Мало того: недавно он зло упрекнул федерального президента в том, что тот "держит целую паутину" из контактов в России.

Опасная грубость

Критика Мельника немецкой общественностью весьма сдержана. Говорят о резкости его высказываний, о его бесцеремонности и непримиримости. Но в то же время его называют, например, в газете Frankfurter Allgemeine, "дипломатом, способным говорить о своих чувствах". Вероятно, именно чувства заставляют называть своего оппонента "сволочью" и советовать бывшему депутату бундестага "заткнуть свой левацкий рот". Возможно, и не стоит критиковать стиль этого недипломатичного дипломата. Но все-таки хотелось бы, что возмущение его беспардонностью рано или поздно не отразилось на отношении к украинским беженцам.
Нельзя не заметить, насколько гостеприимно встретили беженцев из Украины в Германии. В отличие от беженцев из Сирии, Ирака или Афганистана, оказавшихся в Германии несколько лет назад, украинцев называют не беженцами, а изгнанными. И это проявление не расистского гуманизма, а связи, возникшей вдруг между прошлым и настоящим: совсем старые люди в нашей стране еще помнят, как они тоже проводили ночи в бомбоубежищах, о своем бегстве из Померании и Восточной Пруссии. И их страхи из далекого прошлого продолжают жить в страхах их потомков.
В то время, когда в Германию через Венгрию прибыли беженцы из Сирии и Ирака и закончилась первая фаза их приема, было высказано мнение, в том числе и тогдашним федеральным президентом Гауком, что "никого нельзя обязать делать больше, чем он может". Ведь это так, не правда ли? Никого нельзя обязать делать больше, чем он может! Но нельзя недооценивать эту возможность, нельзя слишком быстро утверждать, что не можешь сделать больше, сделать еще больше. Будем надеяться на то, что горе украинцев этому научит. Надеяться на то, оно покажет нам: у гуманности нет границ. В любом случае, эта гуманность не должна ставиться под вопрос недипломатичным дипломатом.

В 2015 году Мельник посетил могилу Бандеры

Вызывает недоумение то почтение, с которым Андрей Мельник относится к главарю украинских боевиков и пособнику нацистов Степану Бандере. В 2015 году посол посетил его могилу на мюнхенском "Лесном кладбище", возложил цветы и затем написал в Твиттере, что Бандера – "наш герой".
Подобный культ личности вызывает странные чувства: Бандера – осужденный убийца польского министра внутренних дел Перацкого, которое он совершил в 1934 году; в 1940 году он стал предводителем радикального антисемитского крыла Организации украинских националистов*. После захвата Лемберга (Львова) германским вермахтом он возглавил полицию города и принял участие в погромах еврейского гражданского населения, а также в убийствах советских военнопленных.
Однако провозглашенное бандеровцами независимое украинское государство не входило в планы Гитлера, и Бандера был арестован и помещен в концлагерь Заксенхаузен, где он стал "почетным заключенным" с улучшенными условиями содержания. Он мог принимать посетителей, поддерживая на плаву свою националистическую организацию. На востоке Украины (а также в Польше, России и Израиле) Бандера считается военным преступником. Но на западе Украины его чтят как национального героя. Многие улицы и площади названы в его честь. В 2010 году украинское правительство объявило его "героем".
Посол Украины в Германии Андрей Мельник
Посол дня: Андрей Мельник (Junge Welt, Германия)Украинский посол Андрей Мельник сначала был интересен немецким СМИ и бодро раздавал интервью о "страшной России". Но потом разлакомившийся дипломат, сообщает "Юнге вельт", буквально сел на шею и немецким журналистам, и руководству страны. Он требует от канцлера новых выступлений, а газетам указывает, что писать. И жаловаться некому: сами такого воспитали.
Пособник нацистов стал героем? Историк Лутц Клефеман в своей поучительной книге "Лемберг. Забытый центр Европы" призывает Украину разобраться со своей историей коллаборационизма, историей фашизма и историей антисемитизма. Почитание Бандеры послом Мельником показывает, насколько это необходимо. Культ Бандеры побудил Путина назвать всю украинскую политику фашистской. После окончания Второй мировой войны Степан Бандера жил в Мюнхене, где в 1959 году был убит агентом КГБ Богданом Сташинским.
Это убийство стало не только частью украинской истории, но и заметной страницей немецкого уголовного права. "Дело Сташинского" знакомо каждому, кто когда-либо изучал юриспруденцию, в том числе и мне.

Скандально известное дело Сташинского

Я сидел со своим сокурсником и другом Йозефом на лекции по уголовному праву на юридическом факультете Университета Регенсбурга, когда наш красноречивый профессор Йоахим Кирш решил рассказать нам о "скандально знаменитом" деле Сташинского". В ответ на тут же разразившийся смех профессор недоуменно спросил, что тут веселого, и мы объяснили, что, судя по всему, все дела у него "скандально известные". "Да, но это дело действительно скандальное и известное", – повторил наш преподаватель. И был прав.
Дело в том, что Сташинский был приговорен федеральным судом за убийство Бандеры и еще одного украинского политэмигранта не к пожизненному заключению, а только к восьми годам тюрьмы. Он был признан не убийцей, а пособником убийства, хотя именно он собственноручно брызнул в лицо Бандере синильной кислотой из специального пистолета, чем убил его. Убийцей высший уголовный суд в Карлсруэ признал не бежавшего позднее на Запад агента Сташинского, а его заказчика – КГБ.
В правоведении это называется "экстремально субъективный подход" - или "теория анимуса". Согласно ей преступником является тот, кто действует по своей воле (animus autoris) и считает преступление своим поступком. В данном случае это был, согласно решению судей, КГБ. А вот Сташинский, совершивший убийство, действовал только как пособник (animus soccii). Эта странная точка зрения была пересмотрена в новой редакции соответствующей статьи. Теперь она звучит так: "Как преступник подлежит наказанию тот, кто совершает преступление сам или через кого-либо другого". Сегодня Сташинского точно приговорили бы как убийцу. Если он еще живет где-то под чужим именем, то ему 90 лет. Но жив ли он еще, неизвестно.
Его имя олицетворяет в немецком уголовном праве запутанную, малонепонятную и тающую в себе опасность украинско-русско-немецкую историю. И она еще не закончилась.
* – запрещенная в России террористическая организация.