Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор статьи в The Washington Post рассказывает об украинцах, ожидающих разрешения на проход в США с пограничного пункта в Мексике. С начала пандемии беженцев не пускает так называемый Приказ 42, который отменят в мае, но для украинцев сделано исключение.
Тихуана, Мексика – Список украинских беженцев, ожидающих въезда в США, хранится в желтой папке на раскладном столике в синей туристической палатке на обочине многополосного шоссе из Мексики в Америку.
Ведут его волонтеры – по-английски и кириллицей. Многие из них сами беженцы и дожидаются своей очереди.
"Нам сказали, что на это уйдет два-три дня", – сказала №884 Валентина Шимансервская из-под Харькова. На родине она выращивала подсолнечники.
"Моя очередь подойдет с минуты на минуту", – сказал №319 студент-львовянин Святослав Уруский.
"Даже не верится, что мы до сих пор ждем", – посетовал №363 Максим Полосов, строитель-ремонтник из Славянска.
К утру субботы в списке значилось более 1 200 имен. Каждый час прибывали десятки новых украинцев. Микроавтобус привозит их в палатку, где хранится желтая папка, прямиком из аэропорта Тихуаны.
Когда в Тихуане говорят "список", уже не надо никаких пояснений.
В прошлом месяце США обязались принять до 100 000 украинских беженцев, но многим еще предстоит добраться до государственной границы. Пока нет ни программ переселения, ни визовых каналов. Поэтому все больше украинцев бронируют авиабилеты в Мексику сами. Они приходят к американской границе пешком, многие везут коляски с детьми и тащат за собой чемоданы.
В социальных сетях и мессенджерах появились группы с тысячами участников. Там приводятся инструкции на украинском: из крупных европейских городов надо лететь либо в Канкун, либо в Мехико. Въездная виза украинцам не нужна. Оттуда еще один рейс в Тихуану.
Примерно в 300 метрах от границы вырос небольшой лагерь, где целые семьи спят в брезентовых палатках. Этот же крошечный участок земли в последние годы принимал беженцев со всего мира: выходцев из Центральной Америки, прибывавших караванами в 2018 году; гаитян и кубинцев во время пандемии; наконец, уже в этом году, мексиканцев, бежавших от всплеска насилия.
Однако немногие из беженцев прибывают в Тихуану столь окольными путями – пересаживаясь с поезда на автобус, а оттуда на самолет. И немногие проходят таможенный контроль так же быстро. На границе украинцам предоставляется правовая отсрочка сроком на один год.
Все они решили бежать из Украины. Следующий вопрос – куда.
27-летняя Мария Верховская и две ее подруги (номера с 299 по 301 в списке) уехали с Украины в конце февраля и с тех пор промчали девять стран за десять дней. В конце концов они оказались в Финляндии, где Верховская подключилась к Telegram-каналу Ukraine Mexico. За перелет в Тихуану с пересадкой в Брюсселе и Канкуне каждая из них заплатила по 1 300 долларов.
Их семьи остались на северо-востоке Украины. Братья и отцы ушли в сопротивление. Матери и сестры решили не уезжать. У некоторых – в подконтрольных России городах – не осталось выбора.
"Мы хотели уехать как можно дальше от Украины, а дальше, чем Америка и представить себе невозможно", – сказала Верховская.
Другие прибыли в Тихуану по вызову родственников – граждан США или с видом на жительство. Всего в США проживает около миллиона американцев украинского происхождения.
Под номером 658 в списке значится десятилетний Ышор (так в оригинале, Yshor – по-видимому, имеется в виду Игорь, – Прим. перев.), а под номером 659 – четырехлетняя Таисия. Их мать осталась дома в Чернигове, а тетя Таня Малько приехала за ними на Украину из Тампы.
"Они же не разведут нас на границе?" – волнуется Малько. Она слышала, что сотрудники иммиграционной службы США разлучают детей с родственниками, если у них нет опекунских бумаг.
Номером 698 идет 19-летняя Мария Порпленко из Гостомеля. Ее сестра приехала встретить ее из Западной Виргинии. Порпленко устроилась на работу в "Макдональдсе" незадолго до начала боевых действий. Сестры обнялись у стен аптеки, а позади них мигали огни одного из самых оживленных пограничных переходов в мире.
Номер 612 достался 15-летнему Глебу Прочухану. Он занял третье место среди юниоров Харькова по настольному теннису. Его английского хватает, чтобы переводить иностранных волонтеров, прибывших в Тихуану с одеялами, протеиновыми батончиками и тако.
Люда Ходаковская из Луцка, №673, в пятницу вечером впервые в жизни отведала тако и воскликнула: "Боже мой, просто супер".
Тихуана к беженцам нередко безразлична: слишком много их стекается сюда со всего света. Но украинцев ждал горячий прием.
"Мы будем трудиться все вместе, чтобы ваша мечта осуществилась, – объявила мэр города Монтсеррат Кабальеро, посетив лагерь в четверг. – Добро пожаловать в Тихуану".
В пятницу вечером одна женщина исполнила беженцам серенаду под аккомпанемент акустической гитары. А пьяный американец передал волонтерам сотни долларов наличности, изрыгая проклятия в адрес президента Владимира Путина.
"Обожаю украинцев", – пробормотал он.
21-летнего львовянина Святослава Уруского на той стороне границы встречают бабушка и дедушка из Сакраменто.
Как и многие украинцы Тихуаны, Уруский после отъезда с родины побывал в посольствах и консульствах США в ряде европейских столиц. В статусе беженца ему везде отказали.
"Они сказали: "Извините, пока мы ничем вам помочь не можем"", – вспоминает Уруский беседу в посольстве в Польше.
Поэтому они с семьей ознакомились с инструкцией в Telegram-канале и забронировали билеты в Мексику. В пятницу днем ему позвонили.
"Так, есть место для еще одной семьи", – сказал сотрудник иммиграционной службы США по другую сторону колючей проволоки. Поднявшись со своего складного стула, Уруский улыбнулся.
Список помогала составлять американка украинского происхождения Анна Зинченко. Она – медсестра и приехала в Тихуану из Спокана, штат Вашингтон. Она пыталась решить насчет очередности, кому идти в списке раньше по состоянию здоровья или оттого, что простудились дети – ночи-то холодные.
"Слишком большой стресс, – призналась Зинченко. – Я – мягкий человек. Следить за всем списком – это не по мне".
На пограничном переходе в Тихуане вышло распоряжение: никого кроме украинцев в список не вносить. Вообще с начала пандемии беженцев не пускает так называемый Приказ 42, который отменят в мае. За последние два года по нему было выслано около 1,7 миллиона мигрантов.
В пятницу на границе развернули семью гондурасских беженцев. Они возвращались мимо украинского лагеря и по дороге спрашивали мелочь.
Для украинцев американские чиновники сделали исключение.Но при этом бегут и многие россияне, у которых родственники на Украине. Номером 939 в списке значится украинка с 18-летним сыном, у которого российский паспорт.
"Нас вообще пустят?" – интересуется она у волонтера. Никто не знает.
У Валентины Шимансервской, №884, под Харьковом ферма. Она разглядывает на деревья вдоль шоссе.
"Юкка", – говорит она. Рядом с ней играет ее двухлетний внук Даниил. Они уехали с Украины всего неделю назад.
У всех украинцев в Тихуане свои планы на будущее. Одни говорят, что хотят эмигрировать насовсем. Другие – что уедут, когда истечет их годичный вид на жительство.
У Шимансервской тоже есть план.
"Две недели, – говорит она, – дольше я не останусь. Как только мне скажут, что боевые действия окончены, мы вернемся".
Другая ее дочь приехала с новорожденным внуком из Мэрисвилля, штат Вашингтон, поприветствовать ее с той стороны границы.
"Я сейчас больше ни о чем не думаю, – сказала она. – Держу за руку обоих внуков".
Автор: Кевин Сифф (Kevin Sieff)
Чем больше беженцев и иммигрантов, тем лучше. Оставайтесь, если хотите. Здесь много возможностей, учитывая, что у американцев, чьи предки прибыли до 1965 года, низкая рождаемость.
Америка будет принадлежать вашим правнукам и относительно немногим из нас, кто завел детей больше, чем того требует демография. Наши дети женятся на ваших, а их дети и внуки через столетие составят большинство.
А проклинают вас те, у кого нет надежды заселить Америку будущего. Через несколько десятилетий они вымрут, не оставив потомства, и вся страна будет принадлежать вашим и нашим внукам.
Через нашу южную границу иностранцев приезжает столько, что никакой работы не напасешься. К тому же многие даже не говорят по-английски.
Поразительно, как много в этом списке мужчин. Я-то думала, все украинские мужчины в возрасте от 18 до 60 лет останутся защищать родину.
Никто из них на Украину уже не вернется. Они уже прошли через несколько безопасных стран, а затем получили деньги на билет сперва в Мексику, а затем в США.
В строгом смысле слова они уже давно не беженцы.
Да все они жулики и лжецы.
Столько историй и судеб. Вот бы США приняли побольше беженцев. Маленькая Швеция с населением 11 миллионов уже объявила, что примет у себя целых 80 000 человек – а дальнейшем и до 200 000. Украинцы прибывают каждый день, им помогают тысячи волонтеров. Дети идут в школу, как только у них появляется жилье. И почти все им рады.
Молодые семьи. Их-то США и надо.
Да все знают, что южной границы у нас, считай, нет вовсе. Это всего лишь перевалочный пункт на пути к гражданству.
Добро пожаловать в Америку. Возвращайтесь домой, когда ваши воины победят.
Видите, как удобно быть белым!
Джеральд, такое чувство, что ты – русский тролль и пришел сюда сеять между нами рознь.
Нет, на это монополия у Республиканской партии.
То, что к украинским беженцам относятся хорошо, а к беженцам из Центральной Америки нет, – явный расизм. Все тут растроганы щедростью, с которой встречают украинских беженцев, а вот я отношусь скептически. Потому что других беженцев, особенно коричневых и черных, едва ли ждет такое же обращение.
Весь мир знает, что наша граница с Мексикой – нелепая шутка. А вот другие страны даже воюют за безопасность своих границ.
Всё ясно, плакало наше благосостояние.