Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский газ: Европа стоит перед немецкой дилеммой (Atlantico, Франция)

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкФедеральный канцлер Германии Олаф Шольц
Федеральный канцлер Германии Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 09.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Французский профессор политологии Кристоф Буйо в интервью изданию Atlantico заявил, что в последние годы Берлин и Париж проводили провальную политику. По мнению эксперта, Германия не заслуживает времени на адаптацию к новой энергетической политике.
Atlantico: Все чаще раздаются требования о полном прекращении импорта энергоносителей из России в связи с ее действиями на Украине. Германия требует предоставить ей время приспособиться к новой энергетической политике, хотя она категорически отказала в нем Греции и странам Южной Европы, столкнувшимся с кризисом суверенного долга. Насколько непреклонными были немцы десять лет тому назад?
Кристоф Буйо: Потребовалось бы немало времени, чтобы пройтись по всей истории кризиса суверенного долга в Европе с мая 2010 года, когда реальное состояние греческих финансов было подтверждено официально на европейском саммите. Но совершенно очевидно, что немецкие лидеры того времени (правительство Германии и ЦБ) играли руководящую роль в Европейском союзе и заставили страны еврозоны с чрезмерным дефицитом бюджета (Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Италия) как можно скорее привести в порядок свои государственные счета с помощью мер жесткой экономии.
В этом затяжном кризисе, чуть не погубившем евро, было и противостояние между европейцами, и множество перипетий, по крайней мере, до 2015 года, когда Греция во главе с партией СИРИЗА, наконец, согласилась на все ограничения, требуемые ее партнерами для "спасения". Но каждый раз немецкие руководители, заявляя о "европейской солидарности", выкручивали руки своим партнерам в затруднительном положении, вынуждая их идти на единственно возможное, по их мнению, решение.
По правде говоря, так поступали не только они: финские, словацкие, австрийские и голландские лидеры занимали не менее жесткую позицию в отношении стран, переживающих кризис. Это не говоря уже о самом МВФ — по крайней мере, на первых порах — и о Еврокомиссии. Что касается Франции под руководством Николя Саркози, а затем Франсуа Олланда, то во всей этой длинной череде событий она скорее выделялась своим лицемерием...
С другой стороны, следует вспомнить, что тогда, из-за политики Марио Драги в Европейском центральном банке и борьбе с COVID-19, власти Германии "потеряли хватку" в ЕС. В частности, уже несколько лет немцам приходится соглашаться на очень низкие или отрицательные процентные ставки, ведущие к убыткам немецких вкладчиков — во-первых, для сохранения целостности еврозоны; во-вторых, чтобы помочь ей избежать дефляционной спирали, и, наконец, чтобы профинансировать борьбу с рецессией из-за пандемии. Это привело к болезненному росту цен на недвижимость в Германии, на что очень жалуются немецкие граждане.
— Нужно ли дать Германии время, будто ничего не произошло, хотя более быстрая реакция была бы менее болезненной? Как на это отреагирует Европа?
— Если мыслить стратегически, мне кажется очевидным, что действовать нужно уже сейчас. Европейцы должны как можно скорее принять решение о полной остановке всякого импорта из России, энергетического или иного, или всего экспорта. Это позволит максимально затруднить военные усилия этой страны и ее белорусского союзника.
Однако надо понимать, что происходящее — провал десятилетий политики Германии по отношению сначала к Советскому Союзу, а затем и к Российской Федерации. С 1970-х годов ФРГ проводила так называемую "Восточную политику" нормализации экономических отношений с Советским Союзом и его тогдашним союзником, ГДР. После падения Берлинской стены и распада СССР та же самая экономическая политика добрососедства продолжалась и с Россией. И несмотря на признаки эпохальных перемен в этой стране, особенно с 2014 года, ее проводили вплоть до 24 февраля 2022 года.
Мы могли бы сделать такой же анализ для другого проигравшего участника войны 1945 года — Италии, которая развивала экономическое сотрудничество с Советским Союзом с 1960-х годов, и которая оказывается в довольно похожей ситуации, обнаруживая, что экономика не усмиряет нравы. То, что происходит с 24 февраля 2022 года, обозначает для немецких политических элит, за редким исключением, полный провал их курса на мирное сосуществование с Россией путем заключения сделок. Сам президент Германии недавно публично признал это, назвав себя одним из авторов данного курса, поддержанного канцлерами Герхардом Шредером от СДПГ и Ангелой Меркель от ХДС-ХСС. Нынешние польские лидеры с удовольствием отмечают, как и лидеры стран Балтии, Чехии, Румынии, что их антироссийская ненависть вполне обоснована, с чем согласны народы их стран, не забывшие 1939–1989 годы.
Короче говоря, учитывая шоковое состояние немецких элит, нужно дать им время, чтобы переварить все последствия их ошибочной политики, а именно то, что Варшава, Прага и Бухарест стали гарантами интересов европейцев и прежде всего их свободы. Это немного парадоксально: самое демократическое европейское государство с точки зрения его институтов, Германия, получает уроки демократии в плане свободы от менее демократических стран, таких как Польша или Румыния.
— Не стремясь отомстить Германии, можем ли мы воспользоваться этим, по крайней мере, для восстановления баланса сил?
— Что касается Франции, в частности Эммануэля Макрона, то понятно, что мы вряд ли сможем похвастаться предусмотрительностью. Лидер Франции с момента своего избрания в 2017 году пытался задобрить Владимира Путина, принимая его, например, в Версале в самом начале своего срока. По крайней мере, мы можем сказать, что сдерживающий эффект всех этих жестов доброй воли со стороны нашего президента еще предстоит увидеть.
Помимо любезных жестов в сторону Владимира Путина, Эммануэль Макрон с момента прихода к власти ратовал за укрепление европейской обороны — Франция всегда выступала за стратегическую автономию Европы. В рамках своего пятилетнего срока он также увеличил оборонный бюджет. Наши вооруженные силы сейчас не в лучшей форме, но мы явно не на уровне нашего немецкого соседа, который на фоне нынешних событий, кажется, обнаружил, что его армия — не более чем неспособная бюрократическая структура, которая в случае реального конфликта не способна на что-то значимое.
Можно говорить, что у нас меньше трудностей, чем у наших немецких и итальянских соседей, — прежде всего, благодаря диверсификации поставок энергии и нашим АЭС (по крайней мере, когда они не выведены из строя или не стоят на капремонте). Нам придется проверить, не коснется ли разрыв экономических связей с Россией части наших поставок для атомных электростанций.
Фактически правыми в этом вопросе считают себя все лидеры соседних с Россией стран: Норвегии, Швеции, Финляндии, Румынии и Турции, а также стран Балтии, Польши, Словакии и Чехии. Все они теперь могут посмеяться над нашей наивностью и меркантильностью. Бизнес — это хорошо, это законно, но важно учитывать и старую российскую имперскую логику. Короче говоря, если и произойдет перебалансировка сил, то в сторону более проницательных европейцев в отношении путинской России. Но Франции в их числе нет.