Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мировой продовольственный кризис только начинается

© РИА Новости Кирилл Брага / Перейти в фотобанкУборка урожая пшеницы в Волгоградской области
Уборка урожая пшеницы в Волгоградской области - ИноСМИ, 1920, 18.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российско-украинский конфликт главным образом скажется на продовольствии, а не на энергетике, пишет британское издание The Telegraph. По мнению экономиста Лиама Халлигана, надвигающийся кризис почувствует не только Запад.
Лиам Халлиган (LIAM HALLIGAN)
Еще до начала российской военной операции на Украине инфляция в Британии поставила 30-летний рекорд. Когда в прошлом году мы вышли из локдауна, спрос резко вырос, но экономика с ним не справилась, а это подтолкнуло вверх цены.
Это не только британская проблема. Это отражение перебоев со снабжением во всем мире. Предприятия в самых разных странах сталкиваются с нехваткой полупроводников и прочих важных компонентов, со сбоями в логистических цепочках и кадровыми сложностями. От деструктивных последствий локдауна очень сложно отмахнуться.
А сегодня к тому же и западные санкции против России, равно как и ответные меры Москвы, перевели сырьевой рынок в состояние повышенного возбуждения и еще сильнее подтолкнули вверх инфляцию.
Индекс потребительских цен в Америке за первые два месяца года увеличился на 8,5%, что является самым резким ростом с декабря 1981 года. Президент Байден в прошлом месяце запретил любые поставки нефти и газа из России, придавая большое значение увеличению добычи в США. Но по официальным данным, энергетические цены в Америке за год выросли на 32%.
В Британии индекс потребительских цен за первые два месяца года тоже увеличился на 7%, что гораздо больше прогнозного целевого показателя Банка Англии. Индекс розничных цен, отражающий показатели инфляции, включая квартплату, в марте вырос на 9%.
Еще более зловещие показатели у индекса отпускных цен, который на 19,2% выше, чем год тому назад. Малопонятные данные по этому показателю издавна стали надежным и "ведущим индикатором", показывающим направление движения общей инфляции. Если фирмы не переложат возросшие издержки на потребителя, они в конечном итоге обанкротятся.
Как и в США, вызванный украинским конфликтом рост цен на энергоресурсы подстегивает инфляцию в Британии. За первые два месяца этого года цены на транспортное топливо увеличились на 30,7%, а на бытовую электроэнергию — на 18,1%. Затем, Служба по рынкам газа и электроэнергии Великобритании увеличила потолок цен на энергию, который действует с начала апреля, на 54%. Из-за этого счета на услуги ЖКХ для 22 миллионов домохозяйств, у которых нет соглашений по фиксированным условиям, увеличились в среднем с 1,3 тысячи почти до 2 тысяч фунтов.
Конечно, этот ошеломительный рост не нашел отражения в последних цифрах по инфляции за март. Так что индекс потребительских и розничных цен будет расти и дальше, не говоря уж об индексе отпускных цен, так как потолок цен на энергию не применим к коммерческим фирмам. А поскольку оптовые цены на энергию по-прежнему заоблачно высоки, можно смело говорить о том, что осенью максимальный уровень снова поднимут.
В последние недели, когда стали понятны экономические последствия российско-украинского конфликта, все внимание привлекли к себе энергетические цены. Это понятно, ведь Россия является нефтегазовой сверхдержавой.
В годы холодной войны о зависимости Западной Европы от экспорта советских энергоресурсов говорили очень мало, но геополитические стратеги постоянно думали об этом. Конечно же, с тех пор эта зависимость усилилась.
В памяти свежи воспоминания о 1970-х годах, когда Запад находился под постоянным давлением целого ряда нефтяных ценовых шоков. Резко выросла инфляция, что спровоцировало застой и массовые волнения профсоюзов. Сейчас появляются первые признаки того же самого процесса.
Средний уровень зарплат в Британии за прошлый год вырос всего на 3,8%, а инфляция почти вдвое больше. Она наверняка будет расти и дальше. Поскольку доходы отстают от роста стоимости жизни, отношения в сфере производства определенно становятся сложнее и напряжённее.
Когда растет стоимость жизни, а покупательная способность у людей снижается, происходит замедление экономики. Данные за прошлую неделю показывают, что рост розничных продаж остановился. Экономический подъем в Британии после пандемии определенно утратил свои темпы.
Но если говорить о серьезных экономических последствиях, то мне кажется, что в российско-украинском конфликте гораздо важнее его воздействие на продовольственные цены, а не на энергетические.
Политический и медийный класс Запада пока еще не осознал в полной мере, насколько важна Россия, Украина и союзница России Белоруссия в глобальной системе поставок сельскохозяйственной продукции. Только в марте мировые продовольственные цены подскочили на 13%, о чем свидетельствует ценовой индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. В значительной степени это стало следствием конфликта.
Россия и Украина являются крупными производителями пшеницы, ячменя и прочих зерновых культур. Через Украину экспортируются миллионы тонн такого зерна. Обычно около трети мирового экспорта зерна проходит через черноморские порты. Сейчас этот экспорт резко сократился.
Если правильно заключить политические сделки, поставки топлива можно очень быстро увеличить. Подвергнутые эмбарго энергоресурсы из России (и из Ирана) можно направить на мировой рынок, либо же саудовцы приоткроют вентиль, чтобы вернуть цены вниз из стратосферы.
Но зерно и скот надо выращивать, а на это требуется время. В данном случае этому мешает российско-украинский конфликт. Сев на Украине серьезно нарушен, а из-за войны и санкций выросли цены на удобрения. Все это негативно отражается на посевной в других странах.
На долю России, Украины и Белоруссии приходится примерно 40% общемирового экспорта калийных удобрений и около трети азотных и фосфорных. Практически весь этот экспорт сегодня заблокирован из-за санкций или из-за конфликта. По этой причине британские фермеры платят за удобрения в пять раз больше, чем в прошлом году.
Сейчас, когда в центре внимания оказалась продовольственная безопасность Британии, ее фермеры, страдающие от резкого роста цен на топливо и удобрения, вынуждены сокращать площадь посевов. Также растут расходы скотоводов, что опять же связано с увеличением цен на пшеницу и прочие зерновые. Таким образом, следует ждать повышения цен не только на хлеб, но и на яйца с молоком.
При этом самые серьезные экономические последствия от российско-украинского конфликта почувствует не только Украина и Запад, но и другие страны. Мир в значительной степени пока доедает урожай 2021 года. Скоро мы переключимся на продовольствие, произведенное в текущем году. Из-за высоких цен на удобрения фермеры сегодня сокращают площади посевов, а это чревато серьезным дефицитом калорий.
В Египте государство уже резко увеличило государственную помощь, необходимую для приготовления традиционных лепешек, которые по карману беднякам. А это создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет. В Турции покупатели от безденежья выстраиваются в длинные очереди, чтобы купить дешевый хлеб государственного производства, который на открытом рынке стоит непозволительно дорого.
Арабская весна, как называют серию протестов и вооруженных восстаний, прокатившихся по Ближнему Востоку в начале 2010-х годов, была вызвана в значительной мере резким ростом продовольственных цен. Эти регионы очень сильно зависят от гигантских по своим объемам поставок зерна, которое в больших количествах продают туда Россия и Украина.