Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа оказалась в ловушке из-за цен на энергоносители

© РИА Новости Максим Богодвид / Перейти в фотобанкГазопровод высокого давления от Елабуги до Нижнекамска
Газопровод высокого давления от Елабуги до Нижнекамска - ИноСМИ, 1920, 03.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цены на энергоносители в Европе взлетели, евро ослабел, рецессия не за горами. Европейский союз наказал Москву и вооружил Киев, но именно это гарантированно означает, что Россия продолжит свою военную операцию, а счёт на энергоносители тем времени будет расти, пишет Inside Over.
Андреа Мураторе (Andrea Muratore)
Цены на энергоносители взлетели, инфляция скачет, евро ослабел по отношению к доллару (причём на фоне укрепления рубля), рецессия не за горами: Европа попала в идеальный шторм, после того как конфликт между Россией и Украиной обнажил экономические и геополитические противоречия Старого Света. Европейский союз наказал Москву и вооружил Киев, но именно это гарантированно означает, что Россия продолжит свою военную операцию, а счёт на энергоносители тем времени будет расти.
После фазы хаоса российско-украинский конфликт спровоцировал рост цен на энергию. Брюссель и страны ЕС сокращают импорт нефти и газа из России, но из-за общего роста цен замена этих ресурсов поставками из других стран весьма затратна, особенно если говорить о сжиженном природном газе. Слабость евро на данном этапе и инфляция усугубляют проблему. В этом замкнутом круге ущерб европейской экономике только усиливает способность Москвы к консолидации, в то время как доходы Газпрома достигли максимума, и российский энергетический гигант может позволить себе требовать оплату за поставки в рублях.
"ВВП России сравним с техасским, страна не может долго финансировать военную операцию", — отмечает издание Il Messaggero. "Но деньги, необходимые для спецоперации на Украине, даёт сам Евросоюз: за первые два месяца конфликта ЕС перечислил в российскую казну 62 миллиарда евро, что почти в два раза больше, чем он платил в прошлом году за российские поставки нефти, газа и угля, от которых он всё ещё зависит". Таким образом правы оказались многие аналитики, оценивающие ежедневные расходы на оплату счетов в миллиард евро.
Горько признавать, что Европа попала в ловушку. Замещение российского импорта другими источниками будет составлять важную часть в геополитическом отношении, что необходимо подчеркнуть, однако это не повод для радости. Достаточно подумать о гонке за ресурсами, которые заменят российский газ. Благодаря размеру запасов, стратегической силе инфраструктуры, устойчивости сетей и, прежде всего, консолидированной рыночной динамике, российский газ фактически завоевал доминирующие позиции на самых голодных рынках. Рассмотрим динамику на рынках до кризиса: онлайн-журнал StartMag сообщает, что европейская цена на импортные продукты на амстердамской виртуальной торговой площадке TTF основана на финансовой логике и не отражает динамику производства, которая имеет явные отличия. Таким образом "в декабре 2021 стоимость американского СПГ составляла 415,3 доллара за тысячу кубометров газа, закачанного в сеть. Заявленная цена газа российского Газпрома в том же месяце составляла 273 доллара. В пересчёте на евро за мегаватт-час американский СПГ стоил 34,5 евро за мегаватт-час, а российский газ — 22,6 евро за мегаватт-час. В декабре средняя цена за газ на TTF (европейская газовая биржа) составляла 116,2 евро за мегаватт-час, а на Henry Hub (американский аналог) — 3,75 евро за мегаватт-час". То есть Европа платила цену, которая более чем в пять раз превышала стоимость добычи её главного поставщика. Сейчас цена вернулась к этому уровню, после того как прокатилась на "американских горках" и достигла отметки 300 евро за мегаватт-час.
Следует добавить, что переход с российского газа на увеличение доли сжиженного природного газа или поставок из других стран усложняет заключение среднесрочных и долгосрочных соглашений. Доля, оговорённая Италией для получения поставок по долгосрочным договорам вне зависимости от динамики рынка, обошлась в цену за мегаватт-час рынка поставок, а не биржи TTF. В контексте массового отказа от поставок из Москвы ситуация, очевидно, будет складываться следующим образом: конкуренция между европейскими странами за СПГ и другие рынки, большее доминирование рынка над политическими стратегиями и покупки, продиктованные необходимостью, на фоне ослабления евро и галопирующей инфляции. С экономической точки зрения, счёт уже убыточный. Из-за волатильности эта тенденция задержится надолго. Европейский союз может выйти из газовой войны в лучшем случае с травмами, но с такими идеями будущего: потолок цен, централизованные закупки и стратегическое видение с размышлениями об энергетическом переходе и инфраструктуре. Но риск навредить и обречь себя на тяжелейшую рецессию существует и вполне вероятен. Если ЕС будет и дальше так небрежно относиться к энергетической политике, этот риск будет трудно избежать.