Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа может проиграть гонку за "зеленую" энергию, хотя та еще толком не началась

© Image by Pexels from PixabayВетряная электростанция
Ветряная электростанция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа пытается перейти на "зеленую" энергетику, но у нее на пути встало серьезное препятствие – нехватка всех основных компонентов, пишет Oil Price. И помощи от США ждать не приходится.
В недавнем докладе под названием "Мировые энергетические перспективы на 2022 год" консалтинговая компания McKinsey предрекла, что ветровая и солнечная энергия станут основой для выработки электричества уже к 2030 году. Докладчики не скупятся на похвалу технологическим достижениям, которые позволили за последние несколько лет значительно снизить стоимость энергии ветра и солнца, а также электромобилей и аккумуляторов.
Но доклад умолчал о том, что "сценарий базовой нагрузки" воплотится в жизнь лишь при наличии достаточного количества сырья. Европа – лидер в "зеленой" гонке, поэтому особенно уязвима к любому дефициту. Из-за нехватки сырья переход может закончиться, так толком и не начавшись.
Пока что дела как будто идут хорошо. Электромобили дорожают, но продажи по-прежнему высоки – отчасти из-за государственных стимулов, а отчасти из-за резкого скачка цен на топливо.
Но на горизонте уже сгущаются облака.
Китайская CATL, один из крупнейших производителей аккумуляторов, недавно сообщила о снижении прибыли в первом квартале из-за возросших производственных затрат. Это говорит о том, что до сих пор компания успешно компенсировала рост затрат, вызванный сокращением поставок сырья, но как долго она будет продолжать это делать – вопрос открытый.
Тем временем генеральный директор Rivian, компании по производству электромобилей под эгидой Amazon, предупредил о нехватке аккумуляторов. Его слова прозвучали грозным предупреждением: "Иными словами, все совокупное мировое производство аккумуляторов не покроет и 10% от того, что нам понадобится всего через 10 лет, – сообщил Эр Джей Скариндж (RJ Scaringe) в интервью The Wall Street Journal – Получается, что на 90-95% цепочки поставок отсутствуют".
Можно подумать, что хотя бы в ветровой и солнечной энергетике поставки отлажены и работают. Возможно, но вызывает вопросы приток ключевых металлов – особенно в Европе.
Как и с ископаемым топливом, в Европе мало добывающей промышленности, и она сильно зависит от импорта. Что усложняет ситуацию еще больше, так это то, что основной поставщик алюминия, никеля и цинка – это Россия. Почти весь литий и редкоземельные металлы Европа тоже завозит из-за рубежа.
"Глобальный энергетический переход осуществляется быстрее горнодобывающих проектов, и в период до 2035 года есть риск опустошительного роста спроса на медь, кобальт, литий, никель и другие редкоземельные металлы", – пишут ученые Лёвенского католического университета в Бельгии. В своем исследовании они предостерегают Европу о нехватке всех основных компонентов для энергетического перехода.
Местное производство желательно, но маловероятно – по крайней мере, в разумных масштабах. Энди Хоум (Andy Home) в своем анализе ситуации для агентства Рейтер, отметил, что из-за законодательных препон наладить добычу на новом руднике удастся лишь через 15 лет.
Иными словами, Европа сама лишила горняков возможности добывать металлы, а без них континент не сможет отказаться от ископаемого топлива. В то же время из-за своей позиции по России и Китаю она рискует лишиться текущих поставок и других важнейших материалов. И на сей раз помощи от США ждать не приходится, ведь они сами изо всех сил занимаются импортозамещением важнейших металлов и полезных ископаемых.
Решение? Ученые из Лёвенского католического университета рекомендуют переработку. С 2040 по 2050 год за счет переработки ЕС сможет получить от 50% до 75% ключевых полезных ископаемых. Но лишь в том случае, если вторичную переработку и цепочки поставок Брюссель наладит уже сейчас. И если он разберется, как преодолеть разрыв между спросом и предложением на полезные ископаемые до 2040 года.
Автор: Ирина Слав (Irina Slav)