Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему нефтяное эмбарго не остановит Путина

© РИА Новости Максим Богодвид / Перейти в фотобанкНефтяные качалки в Альметьевском районе Республики Татарстан
Нефтяные качалки в Альметьевском районе Республики Татарстан - ИноСМИ, 1920, 05.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Примитивный расчет Евросоюза — если падение нефтяных цен при Горбачеве погубило СССР, то же самое случится и с Россией через 40 лет — показывает, что Запад слабо разбирается в историческом процессе. Ведь история никогда не повторяется на 100%. В отличие от трубопроводов, ведущих на Запад, российские танкеры можно сразу переключить с обслуживания ЕС на поставки в Азию, признает журнал "Шпигель".
В 80-е годы падение цены на нефть стало одной из причин конца Советского Союза. Способен ли европейский бойкот российских энергоносителей произвести такой же эффект? Или российские танкеры просто поплывут к другим континентам?
В середине марта один из кораблей на Балтийском море отправился в необычно долгое плавание. Танкер "Московский проспект" длиной в 250 метров загрузился в порту Приморск сырой нефтью. Затем судно отправилось на юго-запад, но по пути не зашло ни в одну из европейских гаваней. Оно прошло мимо портов Роттердама и Антверпена и легло на курс, которым еще два года назад не пошел бы ни один танкер такого размера. Раньше это не привлекло бы внимание политиков в Европе, но теперь ситуация другая: дело в том, что "Московский проспект" отправился в Индию, где в порту Вадинар выгрузил тысячи тонн нефти, которая до 24 февраля 2022 года вероятнее всего оказалась бы в Европе.
Почему плавание "Московского проспекта" привлекло внимание? Оно дает представление о том эффекте, который произведет эмбарго на нефть, которое Европа планирует ввести против России. ЕС намерен до конца текущего года отказаться от российской нефти и таким образом лишить российское государство одного из самых важных источников дохода. Европейский союз надеется, что без денег от продажи нефти путинский режим ослабнет, и "российская военная машина" на Украине просто остановится.
Эта простенькая надежда пытается опереться на исторический пример: четыре десятилетия назад падение доходов от нефтяного бизнеса ускорило падение советского режима. В начале 80-х годов цены на нефть обвалились и вновь поднялись лишь в начале 2000-х годов, когда Владимир Путин впервые вступил в должность.
Расчет Евросоюза простой: если что-то произошло 40 лет назад, то почему бы этому же не произойти еще раз?

Российская нефтедобыча уже сейчас находится под давлением

Вклад экспорта нефти в государственный бюджет России и вправду огромен. В начале февраля 2022 года до начала войны доходы от продажи газа составляли 13% российского госбюджета, в то время как нефтяные месторождения давали 44 %. По данным лондонского Королевского колледжа, с начала 2000-х годов нефтяной бизнес принес в российскую казну 3,5 триллиона долларов. Большая часть этих денег поступила из Европы, в ЕС направлялось 53 % российской экспортной нефти.
Сейчас же возникает вопрос: сможет ли ЕС, этот самый большой покупатель российской нефти, эффективно использовать ситуацию против России, обрушив налаженный рыночный механизм? Или Россия найдет новых покупателей на свою нефть? Вполне возможно, что Россия сделает это не только для содержимого одного танкера типа "Московского проспекта", а в самом широком, мировом масштабе.
Тем не менее вот уже несколько недель нефтедобывающая промышленность России находится под сильным давлением. Если до 24 февраля в среднем Россия добывала 11,1 миллиона баррелей в день, то в первой половине апреля согласно данным информационного агентства Bloomberg, этот показатель снизился до 10,2 миллионов баррелей. Вероятнее всего, главной причиной этого стало снижение спроса на Западе: с некоторых пор США полностью бойкотируют российскую нефть, а в Германии и других европейских государствах компании открыто силятся заменить импорт из "путинского рейха" на поставки из других регионов мира.
Сказались и введенные до сих пор санкции: так, четвертый пакет санкций ЕС разрешает импорт российской нефти после 15 мая только в том случае, если это "абсолютно необходимо". Но эта расплывчатая формулировка дезориентирует потенциальных покупателей, говорит эксперт по нефти Штеффен Букольд (Steffen Bukold), глава консалтинговой формы Energy Comment. Штеффен Букольд продолжает: "Танкеры, загружающиеся сейчас в российских портах, могут попасть в порты назначения уже после того, как новый регламент войдет в силу".
Эта неопределенность в позиции ЕС отражается на ценах самой популярной у покупателей российской нефти марки Urals Crude. До войны она была лишь ненамного дешевле, чем Brent, эталонная марка нефти, добываемая в Северном море. Сейчас же российским производителям удается сбыть свою нефть на мировом рынке только со значительными скидками, доходящими подчас до 35 долларов скидки за баррель. Для нефти с восточных месторождений России, отправляемой на Дальний Восток, скидки для клиентов значительно меньше.

Фактор времени имеет решающее значение

Тем не менее коллапса не происходит: несмотря на падение цены на нефть марки Urals Crude и снижение добычи нефти, российское государство продолжает зарабатывать миллиарды на продаже нефти на Запад. Причина такая: мировые цены на нефть из-за войны поднялись, а значит, поднялись и доходы экспортера.
Решающее значение для успеха или провала планируемого Европой эмбарго будет иметь вопрос, сумеет ли Россия подготовиться к нему. Пока инфраструктура страны лишь относительно готова к сценарию "вредительского" эмбарго. Большинство экспортных нефтепроводов России ведут с востока на запад. Сказывается и нехватка нефтехранилищ в России, — об этом говорит московский экономист Николай Кульбака. Если спроса на нефть в Европе не будет, то России придется прекратить добычу на некоторых месторождениях, потому что на нее больше не будет покупателей. "А ведь у нас есть огромное количество старых нефтяных месторождений, где добычу остановить нельзя, не погубив скважины", — говорит Кульбака.
Однако фактор времени сможет сыграть и на руку России. План ЕС предусматривает переходный период от шести до восьми месяцев, в течение которого Европа должна будет полностью отказаться от российской нефти, а для Венгрии и Словакии предусмотрены даже более долгие сроки. Аднан Ватансевер (Adnan Vatansever) считает столь долгие сроки проблемой. Ватансевер руководит Институтом изучения России в лондонском Королевском колледже, он — эксперт по российской энергетике и автор книги "Нефть в путинской России".
Последствия нефтяного бойкота в огромной степени зависят от избранного временного горизонта, говорит Ватасевер. "Если бы речь шла о немедленном прекращении поставок, то потрясения в России были бы значительными". Если же ЕС лишь в конце года введет эмбарго, то у России будет достаточно времени, чтобы подготовиться и обзавестись новыми покупателями. По его мнению, Россия располагает большими возможностями в этом деле.

Индия — благодарный покупатель

В отличие от природного газа лишь некоторая часть российской нефти экспортируется по трубопроводам. Большая часть поставок осуществляется уже долгое время по морю. Терминала для загрузки танкеров находятся не только в Приморске на Балтике, но и на крайнем Севере, на Черном море и на тихоокеанском побережье.
На транспортировку нефти танкерами приходится значительная доля в российском нефтяном бизнесе: из приблизительно 10 миллионов баррелей добываемой в России нефти от 4,5 до 6,5 миллионов баррелей загружается на танкеры. А их — в отличие от трубопроводов — можно мгновенно переключить на поставки новым клиентам. Этот процесс можно наблюдать сейчас практически в режиме реального времени: согласно данным агентства Bloomberg, количество российских танкеров, направляющихся через Балтийское и Черное моря в Азию, резко возросло.
"Одного решения о введении бойкота недостаточно для снижения производства нефти в России", — предостерегает лондонский эксперт Ватансевер. По его словам, прошлое уже показало, что есть достаточное количество других покупателей, и Россия вполне готова продавать свою нефть со значительными скидками.
Один из примеров тому — Индия. Всего за несколько недель Индия увеличила своей экспорт нефти в семь раз. Правда, Россия получает от этого меньше денег, чем другие страны-экспортеры нефти. Скидка, которую России приходится давать на свою нефть марки Urals, достигает подчас 30%. Но так как цены на нефть в целом значительно выросли, то подобные скидки Москва может себе позволить почти безболезненно.
Кроме того, введение эмбарго может поднять цену на нефть еще больше. Как говорит Ватансевер, планируемый бойкот приведет на мировом рынке "к ощущению нехватки нефти". В результате государственные финансы России в конечном итоге практически не пострадают, в особенности если рост цены на нефть будет превышать те скидки, на которые России сейчас приходится идти.
"Нам не стоит ожидать быстрого коллапса российской нефтяной промышленности", — считает и Джеймс Хендерсон (James Henderson), директор Оксфордского института изучения энергетики. По его мнению, значительная часть предназначенной для Европы нефти обходными путями окажется на мировом рынке. Насколько большой будет эта часть, зависит, по мнению Хендерсона, от того, сколько танкерных перевозчиков включатся в этот бизнес, а также от того, как будут вести себя компании, страхующие эти перевозки. "Западные компании будут колебаться, но найдутся другие, которые пойдут на это, если условия их устроят", — говорит Хендерсон.
Это относится и к торговле. Правда, ведущие глобальные концерны, торгующие сырьем, такие, как Glencore, Vitol, Trafigura или Gunvor заявили, что собираются более или менее сильно ограничить или даже полностью прекратить торговлю с Россией в области нефти и нефтепродуктов. Но у России есть собственные торговые фирмы. Правда, бизнес для российских нефтепроизводителей и станет более хлопотным и дорогим, чем раньше. Но торговля продолжится, пока есть покупатели. Например, на нефтеперерабатывающих заводах Индии еще есть свободные мощности.
А если российская нефть попадет в процесс переработки, возможно, смешавшись с нефтью из других стран, то станет почти невозможным определить, откуда она поступила. А на произведенных из нее продуктах, таких как дизельное топливо или бензин, страна происхождения сырья, как правило, и вовсе не указывается.
Поэтому успех или неуспех эмбарго на нефть будет зависеть от того, удастся ли Западу сделать российскую нефть токсичной и для других покупателей во всем мире, даже если как Индия они не захотят присоединиться к западным санкциям. Для этого ЕС и США должны будут действовать сообща и поддерживать неуверенность на рынках, — говорит эксперт Ватансевер. Только фактор страха может сделать эмбарго успешным.

Что делать Западу? Пригрозить покупателям российской нефти

Западу нужно убедительно пригрозить вторичными санкциями и тем участникам рынка, которые дают России возможность обойти эмбарго. При этом речь идет как о покупателях за океаном, большинство из которых не хотело бы потерять доступ к западным рынкам, так и о компаниях, в которых Россия нуждается для страхования своих танкеров. Угроза вторичными санкциями подействует особенно эффективно, если будет исходить от Вашингтона. "У финансовой системы США очень длинные руки", — говорит Ватансевер.
Однако пока перспективы на успех нефтяного эмбарго скорее можно оценить как плохие. Московский экономист Кульбака, например, исходит из того, что эмбарго понизит ВВП России в этом году максимум на 2%. Это путинскую военную кампанию не остановит. Каждый день войны обходится России в сумму от 500 до 600 миллионов долларов. Но резервов страны хватит еще надолго. "Это не Вторая мировая война, — говорит Кульбака. — Вести войну такого рода экономика России сможет позволить себе еще как минимум несколько лет".
Беньямин Биддер (Benjamin Bidder) и Клаус Хеккинг (Claus Hecking)