Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая холодная война между Западом и Россией плюс катастрофический провал соглашений о разоружении

© AP Photo / Manu Brabo, FIleБоец Свободной сирийской армии в Алеппо, 2012 год
Боец Свободной сирийской армии в Алеппо, 2012 год - ИноСМИ, 1920, 14.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В мире полностью разрушена система контроля над вооружениями, а оружие продается бесконтрольно, заключает известный аналитик дель Валль. В своей статье для издания Atlantico он признает: былые демократии сегодня — в первых рядах среди самых милитаристских и безответственных стран.
Украина сегодня является главным эпицентром гигантского глобального геостратегического и идеологического столкновения между двумя бывшими врагами времен холодной войны, Россией и США. Наш обозреватель Александр дель Валль продолжает публиковать серию статей, рассказывающих об истории и причинах драматического провала переговоров между этими странами. Провалы преследуют их с 2000-х годов и особенно тяжелы в сфере соглашений о разоружении и нераспространении ядерного оружия.

Торговля оружием приносит колоссальную прибыль

Украинский конфликт напоминает нам ежедневно, что за любой войной и любым решением о поставке оружия к местам боевых действий стоят индустрия смерти и ее лобби. Это лобби — политическое прикрытие торговцев оружием, обогащающихся за счет войн и имеющих в них экономическую заинтересованность. Не является исключением из правил и администрация Байдена, которая сделала все, чтобы подтолкнуть украинского президента не подписывать соглашение о прекращении огня и установлении мира с российской стороной.
В дополнение к очень специфической теме ядерного распространения, к которой мы вернемся в связи с различными договорами, ратифицированными и не ратифицированными во время и после холодной войны, тема "распространения" и, следовательно, торговли обычными вооружениями тоже не сходит с повестки дня. На этот раз из-за позиции демократических государств, столь же безответственной и воинственной, как и в странах, которые мы считаем антидемократическими.

"Мы являемся свидетелями невиданного бума в торговле оружием"

Следует, однако, отметить, что, несмотря на многочисленные доклады, изобилующие все более точными цифрами и статистическими данными, они не всегда однозначны и иногда вызывают споры. Представим, например, что до распада Советского Союза официально предоставляемая Москвой статистика практически никогда не упоминала о внутренних потоках вооружений внутри стран Организации Варшавского Договора (ОВД). Не говоря уже, конечно, о подпольной торговле (по оценкам большинства специалистов, она редко превышает 10–12% официальной международной торговли оружием). Все это — отражение тенденции к милитаризации планеты и все более тесной связи оборонного сектора с экономической деятельностью.
В 1990 году преобладание так называемой "большой двойки" ставилось во главу угла. За период 1980 −1990 годов Соединенные Штаты участвовали в 34,8% международных сделок, Советский Союз — в 29,1%. Франция оказалась на 3-м месте (10,2%), опередив Великобританию (7,1%), ФРГ (4,3%), а также Италию (2,3%). Но с появлением Китая (на 6-м месте с 3,1% продаж) или развивающихся стран, таких как Бразилия (2,9%) и Индия (2,1%) две старые сверхдержавы понизили свои показатели.
Что касается клиентов в мировом масштабе, то их становится больше: последние годы биполярной системы характеризуются ростом целого ряда экономических факторов в этой сфере. Есть две основные причины удлинения списка основных покупателей: рост военной экономики, связанной, в частности, с процессом деколонизации и, как это ни парадоксально, видоизменение "холодной войны" и двусторонних отношений между двумя блоками. В 1990 году на рынке вдруг появилось около пятнадцати незападных стран: Саудовская Аравия (8,2%), Эфиопия (1,3%), Иран (5,9%), Ирак (4,8%), Сирия (4,2%), Иордания (4,1%), Ливия (3,5%), Египет (2,5%) и Судан (1,9%)... Что касается стран ЕС, которые якобьы являют собой политкорректный "клуб пацифистов", то Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) вынес им убийственный вердикт: ЕС (включая Великобританию) вскоре после 1990-х годов стал вторым поставщиком вооружений в мире после США (36%), опередив Россию (21%).

Контроль над вооружениями или разоружение?

Эти два понятия до сих пор охотно путают, погружая нас в мир утопии. Все стремятся к сверхвооружению, что противоречит утопическим тезисам тех, кто провозгласил в конце холодной войны наступление всеобщего мира на фоне триумфа свободной торговли под условным названием McWorld и демократизации советского тоталитаризма. Тень ядерного оружия становится отчетливее, чем когда-либо, и, как сказал в свое время Альберт Эйнштейн: "Я не знаю, какой будет третья мировая война. Но мы уверены, что мало кто увидит четвертую". Действительно, договоры в конечном итоге не соблюдаются, их обходят или расторгают.
В последние годы Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из нескольких международных соглашений, включая соглашение по климату, по иранской ядерной программе. Еще в 2001 году США покинули договор по ПРО. 1 февраля 2019 года американцы вышли из Договора РСМД, подписанного в 1987 году Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым. Этот договор в свое время стал важным символом окончания холодной войны и до сих пор оставался одним из важнейших столпов архитектуры европейской безопасности на протяжении более тридцати лет. Этот договор запрещал использование ядерных ракет с дальностью действия от 500 до 5000 километров, которые являются наиболее страшными и особо опасными видами оружия, поскольку время их реакции на ядерный удар сокращено до 10 минут вместо 30 минут для межконтинентальных баллистических ракет, что очень усложняет оборону от таких ракет. Но теперь этот договор не действует!

Возвращение баланса страха

Выход США из ДРСМД позволяет де-факто вернуть в Европу эти ракеты и увеличивает риск, пусть и маловероятный, ядерной войны на европейском континенте. Тем более, если новый договор о Сокращении наступательных вооружений (СНВ) также будет расторгнут. Это объясняется реакцией на развертывание российских ракет "Новатор", которые могут поражать цель на расстоянии до 1500 км (что Россия отрицает).
США не только выходят из договоров, но и рассматривают ядерное оружие как нечто полностью пригодное для использования. Например, в июне 2019 года американский генштаб опубликовал, возможно, по ошибке, документ под названием "Nuclear Operations, JP-3-72", в котором утверждается, что "ядерное оружие можно использовать так же, как и любые боеприпасы, когда цель носит военный характер и без ядерного удара невозможно добиться победы"... Мы можем добавить к этому наблюдению тот факт, что Вашингтон также обошел договор, установив в Румынии свою систему Aegis, оснащенную 4 вертикальными пусковыми установками Lockheed Martin Mk41s с крылатой ракетой Tomahawk, которая может нести обычный или ядерный заряд. Дальность действия Tomahawk достигает 2500 км, что достаточно, чтобы поразить "самое сердце России", включая Москву.

Торговля оружием в эпоху постбиполярной системы

В 2010 году продажа оружия оставалась почти что монополией развитых государств. Лидирующая группа продавцов оружия (официальная торговля) состояла из США, России, Франции, Германии и Великобритании. Так что якобы мирный ЕС (с 27-ю членами в него входят и Лондон с Парижем и Берлином) вышел на вторую позицию, опережая Россию. С небольшим количеством транзакций появляются несколько стран Юга, такие как Бразилия или Индия. Таким образом глобальный Юг заменяет в "группе лидеров" прежде социалистических торговцев оружием Польшу и Чехию. Подторговывает смертью и якобы добродетельная Швейцарская Конфедерация, веками соблюдающая строгий нейтралитет, что не мешает ей занимать свое место в десятке крупнейших продавцов оружия. Что касается заказчиков, то в первых рядах покупателей оружия (демография обязывает) стоят Китай и Индия. Но вслед за ними плотно идут исламские нефтяные монархии Персидского залива, тратящие миллиарды, скажем, на армию Саудовской Аравии — второй в мире страны по военному бюджету (несколько лет назад саудовцы по военному бюджету обошли россиян). А уже арабским монархиям-"заливнякам" наступают на пятки несколько развивающихся государств Юго-Восточной Азии, они сегодня все больше тратят на оружие.
С 2010 года гонка за избыточным вооружением, несомненно, усилилась: в период 2012 −2019 годов продажи оружия и систем вооружения росли ежегодно почти на 10%. В 2013 году оружия было продано на более 75 миллиардов долларов, а уже в 2018 году — на 100 миллиардов долларов. И это несмотря на то, что около 131 государства подписали в апреле 2013 года Договор о торговле оружием (ДТО), вступивший в силу 24 декабря 2014 года и ратифицированный сегодня 110 странами. Его цель состоит в том, чтобы "способствовать регулированию торговли оружием и борьбе с его незаконным оборотом". Почему же Договор не сработал? Потому что речь идет о слишком больших прибылях и влиятельных продавцах.
Договор ДТО касается всех видов обычного оружия, за исключением ядерного, химического и бактериологического оружия, запрещенных целым рядом конкретных договоров. Но, несмотря на ДТО, мировая торговля оружием продолжала неуклонно расти. В 2019 году рейтинг, составленный Международным институтом стратегических исследований (IISS) в Лондоне, показал, что на "пятерку лидеров" приходится около 75% мирового трафика оружия: США снова занимают первое место с 33% продаж, опережая Россию (23%), Францию (7,9%), Китай (6%), Германию (5,6%) и Великобританию (5,2%). Напомним, что самые крупные оборонные бюджеты выделяются США, Саудовской Аравией, Россией и Китаем. Ничего удивительного: для крупнейшего экспорта необязателен крупнейший военный бюджет. Например, Франция, не входя в тройку лидеров по военному бюджету, является тем не менее третьим по величине экспортером оружия в мире.

Новые лидеры в покупке смерти

Согласно Обзору стрелкового оружия (Small Arms Survey) и Программе данных о конфликтах, подготовленному в Университете Уппсалы, общая стоимость международных поставок оружия в 2020 году составила около 100 миллиардов долларов. Что касается пяти крупнейших импортеров вооружений за период 2014-2019 годов, то Индия, Саудовская Аравия (22% американских продаж оружия), Египет, Австралия и Алжир в совокупности составили 35% импорта вооружений. Индия (13%) теперь обогнала Саудовскую Аравию (8,3%): Нью-Дели стал больше тратить на оружие из-за напряженности со своими соседями — Китаем и Пакистаном. Саудовская Аравия вооружается в основном против своего соседа — шиитского Ирана. Объединенные Арабские Эмираты (4,8%) также боятся Ирана, но ведут активные операции в Йемене против джихадистов, а в Ливии против "Братьев-мусульман"* (террористическая организация запрещена в РФ, прим. ИноСМИ). Кроме того, ОАЭ еще нужно вооружать своих египетских и ливийских союзников.
Китай покупает оружие (4,2%), которое не производит сам, и вооружается против США и их азиатских союзников, а также против Индии. Алжир (3,5%) никак не вылезет из конфликтов с соседями, в первую очередь с Марокко. Кроме того, Алжир проводит свою стратегию завладения военным господством в Магрибе. Непрекращающиеся кризисы на Ближнем Востоке и в Африке, в том числе в Иране, Сирии, Ираке, Ливии, Мали и Йемене, только усилили эти тенденции. Напомним, что в период с 2014 по 2018 гг. более половины экспорта вооружений США предназначалось для Ближнего Востока. В тот же период 59% экспорта вооружений Великобритании, в основном поставки боевых самолетов, предназначались для Саудовской Аравии и Омана. Также, по оценкам Обзора стрелкового оружия, в мире находится в обращении не менее одного миллиарда единиц огнестрельного оружия, большей частью которого владеют гражданские лица.

Жертвы "дополнительного ущерба"

Увы, ружья, которые куда-то продают, подобно чеховскому ружью на стенке в хорошей мизансцене, — эти ружья рано или поздно стреляют. С 1989 года в вооруженных конфликтах погибло 2 436 351 человек, в том числе 78 000 в 2018 году, по данным университета Уппсалы. Те, кто хочет "исключить войну из отношений между государствами", упразднить границы, способствовать объединению человечества и отказаться от самой идеи иметь "врагов", несомненно, исповедуют вдохновляющие идеи. Однако действия большинства государств планеты, в том числе и западных демократий, расходятся с их обещаниями. Западные страны дают уроки политкорректной толерантности "демократурам" многополярного мира, но при этом демократии занимают 3 места в топ-пятерке стран-торговцев оружием. Э/та ситуация подтверждает тот факт, что государства не имеют ни друзей, ни добрых побуждений, а только интересы. По большей части циничные...