Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неужели США проигрывают гонку за гиперзвук?

© CC BY-SA 4.0 / The Presidential Press and Information OfficeГиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 "Кинжал"
Гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 Кинжал - ИноСМИ, 1920, 20.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США отстают от России и Китая по части гиперзвукового вооружения, сообщает The Week. Автор рассказывает о ключевых преимуществах такого оружия и пытается предположить, когда Штаты смогут нагнать конкурентов.
Джоэл Матис (Joes Mathis)
Апологеты гиперзвукового оружия утверждают, что оно меняет правила игры на поле боя.
На этой неделе ВВС США объявили об успешных испытаниях гиперзвукового оружия разработки Lockheed Martin. До появления этой новинки американцы несколько лет переживали, что их конкуренты Россия и Китай получили фору в создании передовых вооружений. Причем для США это уже не первый гиперзвуковой запуск: в прошлом месяце чиновники сообщили, что в середине марта была испытана другая система.

"В последние месяцы высшие чины Пентагона требуют ускорить разработку быстролетающего оружия, — пишет Маркус Вайсгербер (Marcus Weisgerber) с сайта Defense One. — Бывшие правительственные и отраслевые чиновники сетуют, что дальнейшее развитие тормозят устаревшие испытательные полигоны и инфраструктура". Почему гиперзвуковое оружие вдруг стало для министерства обороны столь насущной проблемой — и как оно изменит будущее вооруженных конфликтов?

Какие ракеты считаются гиперзвуковыми?

"По сути, все ракеты гиперзвуковые — то есть движутся как минимум впятеро быстрее скорости звука, — пишет Брэд Лендон (Brad Lendon) с CNN. — Чем отличается новое поколение, так это маневренностью: они могут летать с гиперзвуковой скоростью в обход радаров и противоракетной обороны, корректируя курс и высоту".

"Гиперзвуковые ракеты нового поколения летают очень быстро, пусть и не настолько, как межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками времен холодной войны, — вторит ему Иэн Бойд (Iain Boyd) на страницах The Conversation. — Но благодаря корпусу меньшего размера они удерживаются в верхних слоях атмосферы".

Почему их считают такими опасными?

Дело в том, что защититься от них крайне сложно. "Благодаря скорости, превышающей скорость звука более чем в 15 раз, гиперзвуковые ракеты достигают целей в ослепляющей разрушительной вспышке — задолго до звукового удара или иного предупреждения, — писал Р. Джеффри Смит (R. Jeffrey Smith) в статье 2019 года для The New York. — Никакой надежной защиты пока нет. Быстрота, эффективность, точность и неудержимость — на современном поле боя это характеристики редкие, но крайне востребованные". Причем особенно уязвимыми считаются авианосцы, один из главных символов американской военной мощи. Из-за этого плавучие гиганты рискуют устареть еще быстрее.
Но не исключено, что гиперзвуковое оружие переоценено. "Наши исследования показывают, что гиперзвуковое оружие может обеспечить преимущество при определенных раскладах, но это ни в коем случае не революция, — писали в прошлом году в The Scientific American Дэвид Райт (David Wright) и Кэмерон Трейси (Cameron Tracy). В чем загвоздка? В науке. Скорость и маневренность гиперзвуковых систем ограничены такими факторами, как атмосферное сопротивление, которое влияет на все ракеты и самолеты без исключения. Законов физики никто не отменял. "Когда ракеты летят со скоростью выше 5 Мах, материалы плавятся, воздушный поток становится турбулентным, а бюджеты улетают в стратосферу", – пишет Филип Росс (Philip Ross) в журнале Института инженеров электротехники и электроники IEEE Spectrum. Но еще опаснее самого оружия гонка вооружений, которую оно грозит спровоцировать. Райт и Трейси отмечают, что ажиотаж вокруг гиперзвука уже "привел к значительному скачку расходов и усугубил страх, недоверие и риск конфликта между США, Россией и Китаем".

Кто же лидирует в гиперзвуковой гонке?

Точно не США. Россия и Китай уже "имеют ряд программ гиперзвукового оружия и наверняка поставили на вооружение гиперзвуковые планирующие летательные аппараты, потенциально вооруженные ядерными боеголовками", сообщает Исследовательская служба Конгресса. Американский же гиперзвук все еще находится на стадии проектирования, но для доставки ядерных боеголовок наши разработки не предназначены. Это лишь усложняет задачу: "В результате американское гиперзвуковое оружие наверняка потребует бóльшей точности и окажется технически сложнее в разработке, чем китайские и российские системы с ядерными боеголовками".

Но к той же российской форе есть свои оговорки. Сообщается, что Россия использовала гиперзвуковые ракеты в ходе боевых действий на Украине — однако, похоже, без особого эффекта, заявил в этом месяце Конгрессу председатель Объединенного комитета глав штабов Марк Милли (Mark Milley). "Очевидно, что отличительная черта гиперзвуковой ракеты — это ее скорость… Но кроме скорости — с точки зрения воздействия на заданную цель — никакого прорыва от того небольшого количества гиперзвуковой техники, что использовали русские, мы не видим", — сказал он.

Как скоро США догонят соперников?

Сложно сказать. В докладе Исследовательской службы Конгресса отмечается, что Пентагон запросил на гиперзвуковые исследования для своего бюджета на 2023 год 4,7 миллиарда долларов — это гораздо больше, чем в 2022 году (3,8 миллиарда). Но никаких гиперзвуковых программ в списке министерства обороны не значится — это позволяет предположить, что оно пока не утвердило ни конкретных требований, ни долгосрочных планов финансирования. Недавние ракетные испытания ВВС проводились в рамках "оценки перспективных систем вооружения с точки зрения поставленных задач". Иными словами, правительство США все еще раздумывает, хочет ли оно заниматься гиперзвуковым оружием или нет.

Но это всего лишь формальность. Вопросы о стоимости и задачах такой программы остаются без ответа, однако сверху есть запрос на особый упор на гиперзвук, сказано в докладе Шеннона Бугоса (Shannon Bugos) для Ассоциации по контролю над вооружениями. Министр обороны Ллойд Остин четко дал об этом понять в своем выступлении перед Конгрессом в начале месяца. "Для меня это приоритет, — сказал Остин. — Мы добились определенного прогресса, но нам еще есть куда стремиться".