Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Верный России миллиардер из Саарской области

© РИА Новости Владимир Родионов / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Дмитрий Медведев принял участие в заседании форума "Петербургский диалог"
Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в заседании форума Петербургский диалог - ИноСМИ, 1920, 22.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Не будем ничего покупать в "Глобусе!" — пишут читатели немецкого "Шпигеля" в ответ на статью о главе торговой сети Globus. Вся вина Томаса Бруха в том, что он не вывел свой бизнес из России. Он не объявляет Россию правой стороной в конфликте, но уже его попытка напомнить о расширении НАТО и "резонах России" вызывает ненависть.
О капитализме США он невысокого мнения, зато боготворит "русскую душу": Томас Брух, хозяин немецкого торгового гиганта "Глобус", несмотря на войну продолжает работать в путинской империи. Чем он это оправдывает?
Томас Брух (72 года) предпочитает костюм в сдержанных серых тонах — джинсы, парка с капюшоном, седые виски. Он не выделяется в толпе и одевается по погоде, но сегодня стоит перед непростой задачей. Выбор как в сказках: пойдешь направо — ноги промочишь, пойдешь налево — поскользнешься. В багаже у него всего две пары кроссовок, так что приходится выбирать: или то, или другое... А это ему совсем не по вкусу, ведь Брух — осторожный человек.
Спустя две недели после нашей встречи ему пришлось принимать намного более важное решение — принципиальное и экзистенциальное: уходить или оставаться. Томас Брух попал на первые страницы газет и должен взять ответственность на себя — моральную, а не юридическую. С тех пор как по приказу верховного главнокомандующего Владимира Путина происходит разрушение Украины, Брух потерял покой из-за России. И это притом, что головной офис его торговой группы "Глобус" в саарском городе Санкт-Венделе находится в 2500 километрах от Москвы.
Томас Брух — образцово-показательный немецкий предприниматель средней руки. Годовой оборот его фирмы — восемь миллиардов евро, численность сотрудников — 46 тысяч. Но с Россией его связывает не только успешный бизнес. Он — еще и председатель Попечительского совета германо-российского форума, основанного параллельно аффилированному с США Атлантическому мосту. Когда-то членом этого Попечительского совета был и [знаменитый лидер Социал-демократической партии Германии] Эгон Бар. Этот политик, соратник Вилли Брандта, тоже стремился к взаимопониманию между Германией и Советским Союзом. Брух всегда придавал форуму под названием "Петербргский диалог" большое значение.
Председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов - ИноСМИ, 1920, 24.10.2015
«Петербургский диалог» в Потсдаме сошел с рельсовДиалог, прерванный год назад из-за событий на Украине, удалось восстановить. Он проходил без эмоций, по-деловому. Немецким хозяевам встречи удалось подобрать правильный тон: назвать вещи своими именами, не обижая российских гостей. Ничто не предвещало бури. Но в ходе заключительной дискуссии сдержанный «Петербургский диалог» сошел с рельсов. Последние полтора часа по накалу страстей затмили всё.
Мы договорились вместе пройтись по окрестностям Вильдбад-Кройта, то есть, совершить прогулку в духе Жана-Жака Руссо, который утверждал, что "может мыслить только во время ходьбы". Напомним, это было несколько месяцев назад. Пока мы кружили по местности, 100 тысяч российских солдат еще не пересекли границу Украины. А большинство наблюдателей считали размещение российских войск на границе простой демонстрацией силы.
Однако теперь всем иллюзиям пришел конец. В шоке и Томас Брух. Однако он согласен с мнением Клауса фон Донаньи, что истоки "русской драмы" кроются в беспощадных немецких кампаниях Первой и Второй мировой войны, а также в расширении НАТО на восток после воссоединения Германии в 1990 году. Потребность России в безопасности была просто проигнорирована и в 1990-е годы, и теперь. Брух любит читать короткие рассказы Льва Толстого, но сейчас изучает опус политолога Томаса Эгера "Конец американской эпохи". Томас Брух с автором полностью согласен.
"Если я долгое время остаюсь без движения, то мне становится не по себе", — говорит Томас Брух, а потом спрашивает молчаливые горы: "Хорошие мысли, ну почему вы всегда приходите слишком поздно?"
Если ему в голову приходит что-то толковое, Брух тут же достает ручку и записывает мысль в блокнот. Там можно прочесть интересные записи типа "Нельзя не заметить, что цифровизация в российской торговле развита значительно лучше, чем в Германии". Или "Люди в наших русских гипермаркетах относятся ко мне с такой сердечностью, которую трудно себе вообразить. Это глубоко трогает меня".

Война и мир

Старший босс торговой сети "Глобус" — вдумчивый человек, по-современному простой, не лишенный спортивного тщеславия, стройный и подтянутый. Все эти качества окружены в нем аурой дружелюбия и доброжелательства. Кажется, что ничто не может вывести его из себя, даже вопрос, возникший через две недели после нашей прогулки, когда российская армия уже вовсю орудовала на территории Украины. А вопрос был таков: как можете вы, господин Брух, перед лицом российских преступлений продолжать заниматься бизнесом в России?
Он мучительно сглатывает слюну, несколько тягостных секунд длится молчание в телефоне. Брух обдумывает каждое слово, взвешивает каждую интонацию на аптекарских весах: он знает, как к нему будут прислушиваться и у него на фирме, и в публичном пространстве Германии. Наконец он произносит: "Ничего на свете мы не желаем так сильно, как восстановления мира. Но мы не хотим делать политических заявлений — ни в том, ни в другом направлении".
Конечно, Брух против войны как человек, получивший обширное гуманитарное образование. Поднимаясь сквозь благоухающий сосновый лес к роскошному курхаусу, он читает вслух на древнегреческом: Andra moi ennepe, Musa, polytropon ..., обращение к Музе в начале "Одиссеи", античного эпоса о долгой войне и разрушении Трои.
Большего пацифиста, чем Брух, трудно себе представить. Воинственность совершенно чужда ему. При каждом удобном случае — и это происходит довольно часто — он цитирует своего друга-философа Гётца Вернера. Тот был членом Совета директоров "Глобуса" и основателем сети аптечных магазинов dm. (Спустя всего несколько дней Гётц умер в возрасте 78 лет, а Клаус фон Донаньи признал, что "кается в своей ошибке", выразившейся в признании политических талантов Путина).
Как в свое время и основатель сети dm Гётцер, босс "Глобуса" поощряет стремление своих сотрудников к самореализации, делает ставку на плоскую иерархию и креативность. Каждому предоставляется возможность проявить себя.
Брух — предприниматель, каких мало. Семейная фирма возникла в 1828 году, когда прапрадед Томаса Франц открыл в Санкт-Венделе бакалейную лавку. 194 года спустя фирма выглядит так: десятки супермаркетов продовольственных и строительных товаров, автозаправочных станций, магазинов бытовой электротехники, и с каждым годом их становится все больше. Они есть в Германии, Люксембурге, Чехии и особенно в России.
Именно там дела идут особенно хорошо. Но с тех пор как мир скандирует кричалку "В Кремле сидит убийца", Брух подвергся риску потерять свой позитивный имидж. Ему грозит современная стигматизация (так когда-то называли мученичество ранних христиан) и обвинения в том, что он — адвокат Дьявола.
В этой атмосфере кто будет слушать, что Брух хочет быть предпринимателем "нового типа"? Кому интересны его рассуждения о "служении" и "скромности", о "ценности каждого отдельного сотрудника"? Он — один из инициаторов создания Фонда ответственного владения, дает возможность своим сотрудникам обладать акциями компании (сейчас они владеют акциями на общую сумму в 100 миллионов евро). Он не устает повторять, что "предпринимательская собственность должна служить человеку, а не наоборот". Стремление к роскошному образу жизни, бахвальство своим богатством — все это абсолютно чуждо сему предпринимателю "нового типа", который как будто стыдится жесткостей раннего капитализма.
Лишь по случаю своего 60-летия он в порядке исключения позволил пригласить известного эстрадного певца Удо Юргенса, но на праздник позвал почти исключительно сотрудников. На этом с гламуром было покончено. О том, чтобы обзавестись какими-то статусными вещами, например, яхтой, он даже не думает.
Хотя вполне может это себе позволить: в рейтинге самых богатых немцев он стоит на 86 месте (его состояние в 2021 году оценивалось в 2,3 миллиарда евро).
Подобные публикации ("Ну, кого это интересует?") действуют ему на нервы! Томас Брух уверяет, что не деньги — его главный стимул. Он испытывает "скромную гордость" при взгляде на историю фирмы: через шесть лет Брухи отметят 200-летний юбилей своего предприятия.
Сейчас в руководстве фирмы представитель шестого поколения семьи. В чем секрет успеха фирмы? "Мой отец всегда говорил: ‘Томас, в жизни нужно быть полезным для других. И это — наш основной принцип. Тот, кто работает только на себя — не предприниматель, а финансовый жонглер!’"
С 2020 года сын Томаса Маттиас (38 лет) руководит бизнесом, он — средний из трех сыновей Бруха. Два других пытаются с переменным успехом запустить стартапы с продовольственной сфере. Сотрудничество с "Глобусом" они считают "вполне возможным".
То, что Брухи вот уже несколько лет упорно работают в России, ни в коей мере не связано с какой-то глубоко продуманной экспансионистской стратегией. Начало всему положил старший сын Георг, когда в 1996 году проходил практику в одном американском концерне в Москве. Там он открыл для себя страну неограниченных возможностей. Когда отец как-то позвонил ему, то Георг полном восторге рассказал папе, что в данный момент жарит шашлыки на берегу Байкала.
Окончательный толчок делу дал один из хороших знакомых Бруха из Чехии, который учился в России, хорошо знал тамошний рынок и предложил начать там экспансию. В 2004 году бизнес в России был запущен.

Разочарование в США

Сегодня российский "Глобус" имеет почти 10 тысяч сотрудников и товарооборот в два миллиарда евро, это — четверть всего оборота фирмы. При этом точек продаж всего 19, это — так называемые гипермаркеты, все они находятся в радиусе 250 километров от Москвы. "Пояс Глобуса", как называет сеть Брух. Летом должен был открыться 20-й магазин.
Все развивалось успешно, пока Россия не напала на Украину. В последние два десятилетия Томас Брух совершил сотни поездок по стране, стараясь научиться ее понимать. Он в восторге от того, что называет душевностью русских людей. Выражает надежду, что нашел к этой душе подход. "Отношения там намного сердечнее, чем на Западе", — замечает опытный предприниматель. И опять распространяется о сердце, душе, глубине русской культуры.
А вот об американцах Томас Брух с 1997 года невысокого мнения. В то время концерн Walmarkt в духе некой новой стратегии в отношении Германии вознамерился агрессивным образом поглотить Globus. Ужас от происходившего тогда до сих пор жив в нем, эта травма лишила его веры в Америку. Друг Гётц назвал это "моментом прозрения". Говоря об американском капитализме, Брух пытается подавлять эмоции: "Мне-то с ними все ясно!". Не только агрессивная манера ведения бизнеса вызывает в нем отторжение, но и многочисленные войны и "военные операции" Америки. Брух ссылается при этом на статью Петера Слотердайка из газеты Neue Zürcher Zeitung.
В предгорьях Альп, которые еще не освободились ото льда, снег сияет в лучах предвесеннего солнца. Ажиотаж вокруг озера Тегернзее, вызванный в том числе немецким средним классом, привлек в эту местность и олигарха Алишера Усманова, а заодно пробудил любопытство Бруха. В течение многих десятилетий долина вокруг озера не принадлежала к модным местам проживания высшего класса, и поэтому жившие там состоятельные дамы и господа, олицетворявшие собой все более мумифицирующуюся роскошь рейнского капитализма, спокойно донашивали свои меховые пальто 60-х годов. Теперь же инвесторы, интеллектуалы, иконы индустрии, футболисты-миллионеры, молодые урбанисты, богатые наследницы пытаются обрести в долине дома и родину.

Мелкие рыбешки, крупные рыбы

Владелец "Глобуса" обосновался в парк-отеле "Эгернер Хёфе" в Роттах-Эгерне, ставшем с недавних пор престижным проектом молокозаводчика Кристиана Эрмана, поставляющего свою продукцию и в супермаркеты "Глобуса". В двух шагах отсюда, в великолепном месте у озера находятся виллы узбекского олигарха Усманова, обошедшиеся близкому соратнику Путина в 23,5 миллионов евро. Их сочно-зеленые ставни сияют в кажущемся спокойным и надежным мире, крокусы и нарциссы пробиваются к свету. Дрозды громкими криками обозначают границы своих владений. Сознательные граждане устраивают демонстрации и требуют, чтобы Усманов дистанцировался от войны и шефа Кремля. Идея разместить в его виллах беженцев из Украины находится живейший отклик в сердцах народа.
Когда мы наконец добираемся до курхауса, к Томасу Бруху присоединяются несколько членов Германо-Российского форума, специально приехавшие сюда из столицы. (После покаянной отставки — "я тоже ошибался" — председателя правления Маттиаса Платцека форум абсолютно потерял управление.)
"Когда мы приходим сюда с гостями из России, — доверительно сообщает один из членов форума , — они благоговейно замолкают", Причина подобного сакрального почтения — памятная доска, на которой выгравировано, что летом 1838 года царь Николай I вместе с супругой Александрой погрузился тут в легендарные целебные воды.
Несколько мгновений Брух колеблется, размышляя, стоит ли ему рассмотреть доску вблизи, но затем все-таки идет по глубокому снегу, рискуя промочить ноги.
Когда мы приходим в Герцогскую рыбную ферму, то там нас уже ждут сочные булочки. Движимый любопытством Брух прохаживается между бассейнами, где его взору предстаёт картина, метафорически отражающая сложившуюся вокруг него ситуацию: маленькая форель-альбинос бесстрашно смотрит в упор на вдруг возникшего вдруг перед ней огромного сома.
Автор: Гизела-Мария Фрайзингер (Gisela Maria Freisinger)
Комментарии читателей:
Erbsenzaehler
Классическая история оппортунизма. Этот человек видит то, что ему выгодно видеть. Чтобы оправдать то, что оправданию не подлежит. Как можно мямлить что-то про русскую культуру, когда Россия всех убивает и насилует на Украине. Хотя для этого господина это в порядке вещей. Мой вывод прост: не буду ничего покупать в "Глобусе". Если моему примеру последуют менее 10 % немецких клиентов "Глобуса", то этот путинский дружок (господин Брух) сможет возместить свои убытки за счет своего российского гешефта. Это он все ради денег.
Wakuman
Цитата: "Отношения в России намного сердечнее, чем на Западе". Ага. Все время сердце, душа, глубокая русская культура. Жаль только, что русские солдаты не так уж сердечны.
Nihilist
"Расширение НАТО нарушило интересы безопасности России". Какое постыдное высказывание этого господина Бруха. Россия два раза нападала на Чечню, потом на Грузию, потом на Донбасс, на Сирию и Ливию. Теперь вот опять Украина... Вот вы пишете "Все время сердце, душа, глубокая русская культура". Да нет там ничего этого! У России есть только тысячелетняя история жестокости, клептократии, олигархии и убийств. И души там нет. Есть только бесконечная черная пропасть. Нет в России честных богатых людей. Есть олигархи, к которым надо поджечь ненависть снизу.
Cuxx
Ну, насчет жестокости Россия, однако, не одинока. Очень сильно обошли ее по жестокости не только наша родная Германия, но и Англия, Испания, Франция, а потом и ставшая независимой колония под названием США присоединилась... Извините, но взглянуть в лицо своей истории очень многим нациям трудно. Пора нам прекратить громогласные заявления, что это только на нашей стороне правда, только мы все делаем правильно.
Enfield
А мы и не ссылаемся в споре с Россией на нашу историю. Религия, культура — все это по боку. Мы требуем только соблюдения хартии ООН и норм демократии. Россия их явно нарушает.
VUSYQ
Ну хорошо, вы считаете, что Россия ведет войну против норм международного права. Но почему вы не пишете, что в течение последних 50 лет не только США, но и Саудовская Аравия (напавшая на Йемен), Британия, Франция — они все вели войны. Нападали на другие страны, что приводило к гибели многих людей. Так почему же мы сегодня должны бойкотировать только Россию? А те страны оставить в покое? Извините, но, по-моему, это двойной стандарт в морали в чистом виде.