Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Посягательства на российские деньги — пока без уверенности в успехе

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкЗолотой слиток из коллекции Гохрана
Золотой слиток из коллекции Гохрана - ИноСМИ, 1920, 23.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Замораживание денег российского Центробанка за рубежом создало опасный прецедент, а их передача Киеву — дело и вовсе скандальное, соглашается с экспертами немецкий "Шпигель". Кто после этого будет доверять США и ЕС свои капиталы? Но по правилам новой западной идеологии именно это и надо сделать.
Восстанавливать Украину на русские деньги — эта идея нравится министру финансов Германии Кристиану Линднеру. К тому же прецедент в таком деле уже есть: вспомним замораживание денег Афганистана в США. Тем не менее, реализация идеи связана с правовыми рисками.
Можно ли использовать российские активы для восстановления Украины? Когда недавно редакция журнала Spiegel задала этот вопрос Кристиану Линднеру (Christian Lindner), министр ответил без колебаний: "Если речь об активах российского государства, то мое чувство справедливости говорит в пользу именно такого решения".
Это чувство министра разделяют многие. "Деньги у нас в кармане", — сказал уполномоченный по иностранным делам ЕС Жозеп Боррель, также выступивший в интервью газете Financial Times за использование замороженных резервов России на благо Украины. После начала российской операции западные страны заблокировали активы Центрального банка России (ЦБ РФ) в размере 300 миллиардов долларов. Этими деньгами можно было бы восполнить значительную часть ущерба, нанесенного Украине, который ее правительство оценивает в 600 миллиардов долларов.
Этим планом занимаются и министры финансов стран G7, которые совещались недавно в Бонне под председательством Линднера. В рамках G7 США и Канада уже давно настаивают на том, чтобы российские активы были использованы для нужд Украины. Такие страны ЕС, как Польша, Чехия и прибалтийские государства, выдвинули аналогичные требования.
Прецедент в таком деле уже был: после того как талибы* вновь захватили власть в Афганистане в 2021 году, президент США Джо Байден распорядился заморозить семь миллиардов долларов резервов Центрального банка Афганистана, депонированных в США. Половина этих денег должна быть использована для нужд афганского населения, вторая половина — на возможную компенсацию жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года. Боррель сказал, что не понимает, почему такое же решение не может быть принято в отношении России.
Ингрид Брунк Вюрт (Ingrid Brunk Wuerth) может объяснить ему, почему. Вюрт — профессор юриспруденции в Университете имени Вандербильда в Нэшвилле (столица штата Теннесси), сфера ее исследований — иммунитет центральных банков. "Ситуация в Афганистане отличается от российской, потому что в Кабуле нет признанного правительства", — говорит Вюрт. По ее словам, для конфискации активов центральных банков необходимо преодолеть множество препятствий. "К центральным банкам особое отношение, они пользуются специальной правовой защитой", — говорит Вюрт. По ее словам, странам нужны гарантии, что их заграничные активы не будут конфискованы. "Такая система защиты центральных банков помогает функционировать мировой экономике".

Замораживание активов — это только начало

В федеральном министерстве финансов Германии придают особое значение разнице между замораживанием и использованием активов. Замораживание российских активов России сразу после пересечения ее войсками границы Украины удалось сделать относительно легко. Хотя и это решение было, по мнению Вюрт, "беспрецедентным" благодаря единству западных стран. А вот использование активов России на благо Украины без согласия владельца — юридически проблематично, о чем свидетельствует опыт конфликта между США и Ираном. Американцы конфисковали два миллиарда долларов иранского Центрального банка, чтобы выплатить компенсации жертвам теракта в Бейруте, ответственность за который США возложили на Иран. Иран до сих пор оспаривает эти действия в международном суде.
И в Брюсселе к конфискации российских активов относятся не так легковесно, как можно было бы подумать после броских заявлений уполномоченного по иностранным делам ЕС Борреля. Правда, согласно инсайдерской информации, Еврокомиссия работает над созданием общей правовой основы для конфискации активов. Ожидается якобы, что детали будут известны на следующей неделе. Но пока никаких правил нет. Далеко не все государства ЕС действуют так же решительно, как Италия, государственные органы которой относительно легко конфискуют активы мафии и используют их. Если же говорить о частных активах олигархов, то в лучшем случае можно будет получить лишь двузначные суммы в миллиардах долларов, — сообщают из кругов, близких к Еврокомиссии. Активы Центрального банка значительно больше, но до их использования якобы еще "очень и очень далеко".
Заявление из Вашингтона, прозвучавшие в конце апреля, было намного конкретнее. Президент Джо Байден распорядился опубликовать план, по которому конфискованные активы олигархов должны быть использованы на благо Украины. Незадолго до саммита стран G7 министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen) подтвердила, что будет "вполне естественно", если Россия заплатит "как минимум часть цены" за восстановление Украины. В то же время и Йеллен признала, что пока использование таких активов невозможно: "В США это недопустимо с правовой точки зрения".

Опасение цепной реакции

Высказывания Йеллен могут быть связаны и с опасением за положение США как места для размещения чужих зарубежных активов. Если возникнет впечатление, что США просто произвольно конфискуют резервы других стран, то и их правительства могут подыскать себя новые места для размещения своих зарубежных активов. Но профессор Вюрт тем не менее надеется, что планы конфискации активов Центрального банка России в США вскоре будут разработаны. Как она говорит, с "непопулярными" странами правительство США не будет особо церемониться, если речь зайдет о лишении их правового иммунитета: "А Россия — крайне непопулярная страна".
Несколько лет назад Брунк Вюрт в ходе одного исследования пришла к выводу, что иммунитет центральных банков усилился. Но, по ее словам, это был вопрос привычек, а не обязательных к исполнению правовых норм. "Возможно, сейчас мы вступаем в мир, в котором иммунитет центральных банков ослабеет".
Давид Бёккинг (David Böcking)
*экстремистская организация, запрещена в РФ