Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американский противоракетный щит уязвим перед гиперзвуковым оружием

© AP Photo / Sebastian ApelАмериканский зенитно-ракетный комплекс Patriot
Американский зенитно-ракетный комплекс Patriot  - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Противоракетная оборона США не такая надежная, как кажется, сообщает Asia Times. Американская ПРО уязвима перед российскими и китайскими технологиями, а потому нуждается в доработках, отмечает автор статьи.
Габриэль Онрада (Gabriel Honrada)
Гиперзвуковые ракеты и другие высокотехнологичные достижения в области вооружения вскрывают недостатки и без того ненадежной системы противоракетной обороны США.
Противоракетная оборона — даже в большей степени, чем взаимное гарантированное уничтожение, — является краеугольным камнем глобальной стратегической безопасности. С 1945 года реальная угроза взаимного гарантированного уничтожения, подкреплённая гонкой противоракетных систем, позволяла избежать ядерной войны и замедляла — а где-то и вообще сворачивала — распространение ядерного оружия.
Появились новые ракетные угрозы. Китай, Россия, Иран и КНДР развивают гиперзвуковое оружие, баллистические и крылатые ракеты, ударные беспилотники и ракеты большой дальности. Все это, в сочетании с передовыми стелс-технологиями, маневрирующими боеголовками, ложными целями и высокоточным оружием вызвало у США необходимость укрепить и улучшить противоракетную оборону.
Стратегическая логика противоракетной обороны основана на "сдерживании посредством отрицания". Она снижает вероятность ракетного удара, отрицая уверенность потенциального агрессора в достижении своих целей. Противоракетные системы передового развёртывания нужны именно для такой формы сдерживания. На оперативном уровне противоракетная оборона работает по принципу “сбить пулю пулей”, то есть наземные системы перехвата сбивают приближающиеся ракеты.
США развернули многоуровневую противоракетную систему для защиты от различных угроз. Первый уровень американской противоракетной системы — наземная система ПРО на маршевом участке полёта (GMD), обеспечивающая защиту всех 50 штатов от ограниченного удара с применением баллистических ракет большой дальности.
Это пока единственная система, которая может защитить страну от межконтинентальных баллистических ракет. По данным на 2021 год, элементы системы развёрнуты в 15 часовых поясах и связаны с 44 наземными перехватчиками (GBI). Система предназначена для защиты от ударов с использованием межконтинентальных баллистических ракет со стороны России и Китая — единственных стран, которые могут серьёзно угрожать США крупномасштабной ядерной атакой.
Второй уровень противоракетной обороны США представлен такими региональными системами ПРО, как "Иджис", "Пэтриот" и THAAD. Их цель — перехват ракет средней и малой дальности.
Системы представляют собой дополнительный уровень глубоко эшелонированной обороны. Они позволяют отражать угрозы различными способами и увеличивают вероятность поражения. Кроме того, противнику придётся поломать голову, чтобы их обойти.
Региональная оборона предназначена для защиты от угроз со стороны Ирана и Северной Кореи, с которыми не могут справиться наземные системы ПРО на маршевом участке полёта.
Несмотря на это, эффективность противоракетной обороны против угроз национальной безопасности США так и не была доказана, хотя над ней работали на протяжении 70 лет и потратили около 350 миллиардов долларов. Об этом говорят авторы противоречивого февральского отчёта Американского физического общества — неправительственной членской организации специалистов в области физики и смежных дисциплин, в которую входят около 50 подразделений и различных секций.
Американское Агентство противоракетной обороны не согласилось с выводами авторов отчёта. "Система ПРО доказала свою способность защитить США, развёрнутые силы и союзников от ракетных ударов государства-изгоя", — возразило агентство, ссылаясь на январский отчёт главы Управления эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США.
Но, если взглянуть на результаты испытаний и показатели на поле боя, то вырисовывается более пессимистичная картина. Наземная система ПРО бьёт рекорды по проваленным испытаниям: уровень прохождения составил 55%, да и то, при тщательно разработанном сценарии, а при последних шести попытках система промахнулась все шесть раз. Она успешно прошла только половину из всех тестов, проведённых с 1999 года, а в реальных боевых условиях её пока не испытывали.
Даже если GMD будут модернизировать, не факт, что она сможет сравниться со своими соперниками из России и Китая, которые сейчас на одном уровне. Эти две страны развивают технологии невидимого покрытия, ложных целей, маневрирующих боеголовок и, что немаловажно, гиперзвуковое оружие. Если учитывать эти аспекты, то на GMD нельзя положиться даже в случае ограниченной ядерной атаки. Это всё равно, что её бы не было вовсе.
Региональные системы ПРО работают немного эффективнее, хотя их показатели тоже оставляют желать лучшего. У системы "Пэтриот" скверные показатели в боевых условиях. Американская армия изначально говорила о 80% эффективности в войне в Персидском заливе, затем понизила показатели до 50%, а потом вообще заявила об успешном перехвате только в четверти случаев.
С системами "Иджис" и THAAD примерно такие же проблемы. У первой непростая ситуация: 34 успешные попытки из 43 в 2021. До 2006 года THAAD промахнулась два раза из 16, а в 2019 уже смогла отразить все 16 целей.
После успешных испытаний американские союзники Саудовская Аравия и Южная Корея приобрели систему THAAD. Но такие противники, как Иран и Северная Корея, могут сбросить на среднем участке траектории ложную цель с инфракрасной сигнатурой, как у настоящих боеголовок, чтобы обмануть датчики ПРО, или попытаться уничтожить противоракетные системы с помощью массивного удара по дорогим перехватчикам относительно дешёвыми ракетами.
Союзники США, похоже, не очень хотят размещать на своей территории американские региональные противоракетные системы.
В 2020 году Япония отказалась размещать у себя "Иджис" Ashore, поскольку политические последствия в отношениях с Китаем тогда, видимо, оказались важнее чувства уверенности, которое могла дать система. Япония, конечно, может положиться только на сомнительную противоракетную оборону, но она может нанести и превентивный удар по системам Китая и Северной Кореи, чтобы лишить их ракет большой дальности.
В связи с этим возникают серьёзные сомнения по поводу эффективности американской противоракетной обороны. Такие технологические усовершенствования, как сеть изолированных региональных ПРО для максимального покрытия, новые функции дистанционного запуска и контроля, позволяющие запускать ракеты-перехватчики без исходных данных о наведении, и передача данных с перехватчиков на другие датчики для получения информации о наведении на последней ступени управления могут улучшить ее эффективность.
Другие технологические инновации ПРО включают в себя оружие направленной энергии, в том числе и лазерное и микроволновое. Оно обладает некоторыми преимуществами: мгновенный удар, точное попадание в цель и регулируемая мощность в зависимости от боевой задачи.
Несмотря на высокую первоначальную стоимость, этот вид оружия выгодно использовать, поскольку его применение обходится в незначительную сумму. Но у него есть и недостатки: высокие требования мощности, снижение мощности при увеличении расстояния и чувствительность к атмосферным условиям.