Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Готовьтесь: в ближайшее время нефть будет по 150 долларов за баррель

© AP Photo / LM OteroБуровая площадка в штате Техас, США
Буровая площадка в штате Техас, США - ИноСМИ, 1920, 09.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на принимаемые экстренные меры, едва ли есть шансы на то, что нефтяные котировки снизятся, пишет Foreign Policy. Если из-за санкций Россия свернет добычу, то с рынка выпадет до двух миллионов баррелей. Это больше, чем могут покрыть США и ОПЕК.
После пандемии коронавируса и начала российской спецоперации на Украине мир столкнулся с историческим энергетическим кризисом. Цены на бензин в США колеблются около 5 долларов за галлон, а в Европе затраты на энергоносители остаются непомерно высокими. Администрация Байдена предприняла все усилия: открыла стратегический нефтяной резерв и призвала Саудовскую Аравию нарастить добычу. В начале июня Эр-Рияд уступил ее требованиям и пообещал увеличить производство в июле и августе.
Но для потребителей это слабое утешение. Цена на нефть не снизилась. Наоборот, к концу сентября она наверняка вырастет до 150 долларов за баррель – отметки, невиданной с 2008 года. И администрация Байдена практически бессильна избежать грядущего ценового шока. Тому есть четыре причины.
Первая причина очень проста: несмотря на рост цен, потребление нефтепродуктов вовсе не падает. В 2022 году потребление в США оставалось стабильным даже с началом российской спецоперации на Украине в конце февраля. Из-за низкого потребительского доверия американцы ринулись скупать товары. Несмотря на все разговоры о "стагфляции" и неизбежной рецессии, экономический рост продолжается, а рынок труда весьма оживлен. С июля по август в США как правило наблюдается всплеск потребления топлива в сфере транспорта – в первую очередь бензина и дизеля – в теплые месяцы американцы отправляются в отпуска и путешествия.
Спрос растет и в других крупных экономиках. После нескольких недель карантина в ключевых городах вроде Шанхая китайская экономика медленно оживает, хотя импорт топлива сократился благодаря заполненным хранилищам. Потребление бензина в Европейском союзе остается ниже доковидного уровня и едва ли вырастет из-за попыток свернуть импорт российской нефти. И все же спрос остается высоким как в Америке, так и за ее пределами, и в ближайшие месяцы наверняка будет расти – особенно в Китае.
Вторая причина сложнее и связана с переработкой сырой нефти в готовые для использования нефтепродукты. Существует несколько сортов нефти, и вся она перед использованием проходит перегонку. Нефтеперерабатывающий завод не может выдавать бензин или дизель как по волшебству, это требует времени и затрат. К тому же каждый завод заточен под производство конкретных продуктов в строго определенных количествах. Чтобы изменить производительность, опять же нужно время и деньги.
Пандемия коронавируса сократила мировые перерабатывающие мощности: многие заводы в США и Европе закрылись. Некоторые из них – на карантин, хотя уже в конце 2019 года нефтяные компании предвидели снижение мощностей из-за сокращения прибылей и неопределенного спроса. До пандемии отраслевики обсуждали "пиковый спрос на нефть" в связи с замедлением экономического роста, внедрением электромобилей и обязательствами по нулевым выбросам парниковых газов. За строительство новых нефтеперерабатывающих заводов компании попросту не брались, ведь риск падения спроса не оправдывает капитальных затрат. В результате на фоне нынешнего потребительского бума спрос на бензин и дизель превышает мощности по переработке, а американские заводы работают на 93%.
Да, страны и компании могут открыть запасы нефти и нефтепродуктов, хранящиеся на черный день (наследие энергетического кризиса 1970-х), но и они стремительно истощаются. И это третья причина, почему цены продолжат расти.
Брокеры и специалисты по фьючерсам крайне внимательно следят за расходом запасов: сколько нефти закачивается в хранилища, а сколько забирается. Резкое сокращение запасов предполагает, что высокий спрос сохранится, даже если потребление ослабнет, – ведь компаниям придется как-то их пополнять. Это касается и стратегического нефтяного резерва США, откуда администрация Байдена с октября 2021 года по октябрь этого года планирует высвободить 260 миллионов баррелей. Резерв пополнится осенью, и это будет еще один фактор роста цен: рынок зафиксирует дополнительный спрос.
Так мы подходим к четвертой причине: предложение. При нормальных обстоятельствах производители отреагировали бы на повышенный спрос, увеличив добычу. Но в мировой нефтяной экономике резервные мощности наперечет.
США, крупнейший в мире производитель нефти, увеличат добычу в 2022 году на целых 720 000 баррелей в день. Вкладываться в дальнейший рост инвесторы не спешат, но даже при их колебаниях внутренняя добыча в 2023 может побить все рекорды. Дальнейший же рост ограничивают материальные факторы: для бурения новых скважин не хватает трубопроводов и рабочей силы.
Свободные мощности ОПЕК во главе с Саудовской Аравией не превышают двух млн баррелей в сутки. Группа недавно объявила об увеличении добычи примерно на 600 000 баррелей в сутки в июле и августе, но эксперты не рассчитывают, что ОПЕК достигнет обещанного уровня, поскольку у его членов и так трудности с выполнением квот.
Еще сильнее сказывается шок предложения из-за западных санкций против России, включая запреты ЕС и США на импорт российской нефти. По оценкам Управления энергетической информации США, из-за того, что Россия свернет добычу, с рынка выпадет до двух миллионов баррелей – а это больше, чем могут покрыть США и ОПЕК вместе взятые.
Администрация Байдена сделала все возможное, чтобы сбить цены на бензин. Но ей приходится считаться с политической реальностью. Призывы сократить потребление – вроде тех же "безбензиновых" воскресений, которые рекламировали американские чиновники во время энергетического кризиса 1970-х, – непопулярны в народе и кажутся пораженчеством. Кроме того, и без того нелюбимый президент станет мишенью новых нападок республиканцев. Поэтому вместо этого Белый дом Байдена субсидирует потребление в краткосрочной перспективе, одновременно ускоряя разработку альтернативных технологий, – например, электромобилей и тепловых насосов, – которые в дальнейшем снизят спрос на ископаемое топливо.
Чтобы эта политика дала плоды, нужно время. Между тем нефть продолжит дорожать – по четырем причинам, перечисленным выше. Насколько – вопрос открытый. Но разумная оценка проводит черту в районе 130-150 долларов за баррель. Выше этого уровня начнется разрушение спроса: потребление станет бить по карману. В последний раз это произошло в середине 2008 года, – и тогда падение спроса сопровождалось глобальным финансовым кризисом исторических масштабов.
Будем надеяться, что сегодня события пойдут иначе.
Автор: Грегори Брю (Gregory Brew), научный сотрудник Института мировых отношений Джексона при Йельском университете