Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политкорректный империализм Джо Байдена

© AFP 2022 / NICHOLAS KAMMПрезидент США Джо Байден
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 16.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Развивающимся странам надоело выслушивать лекции Запада, пишет Spiked. Автор статьи увидел новый культурный империализм XXI века в опосредованной войне, которую президент Байден объявил мировым силам "авторитарного популизма" задолго до конфликта на Украине.
В последние недели все чаще звучит мысль, что российская спецоперация на Украине превращается в опосредованную войну Вашингтона с Кремлем. Но у нас уже есть один международный конфликт, который тоже напоминает опосредованную войну, пусть и без кровопролития, и который начался даже раньше боевых действий на Украине. Это опосредованная война, которую президент Байден объявил мировым силам так называемого авторитарного популизма. Свой крестовый поход Байден подал как глобальную борьбу демократии с автократией. И стремится связать воедино противостояние Китаю и России с борьбой с популистами внутри страны. Байден рассчитывает, что обвинениями в соучастии он лишит легитимности своих внутренних оппонентов.
В байденовской галерее автократов-изгоев оказались его внутренние противники, преимущественно трамписты и другие "неполиткорректные" слои американского электората. Роль главных злодеев отводится Китаю и России, а за ними следуют Венгрия и Бразилия. То, что Венгрия и Бразилия – демократические страны, никакого значения не имеет. И наоборот: страны вроде Саудовской Аравии или Египта – где в глаза, наоборот, бросается вопиющее отсутствие демократии – Белый дом Байдена отчего-то не критикует. Терминами "автократия" и "демократия" он разбрасывается в высшей мере приспособленчески и непоследовательно.
Хотя этот крестовый поход подается на языке прав человека и демократии, проще всего увидеть в нем новый культурный империализм XXI века. При Байдене для Белого дома важны не классические принципы демократии и свободы, а политкорректность и ее идеалы, приуроченные к политике идентичности. Как объяснил Н. С. Лайонс (NS Lyons) в превосходном эссе "Интерсекциональный империализм и политкорректная холодная война", говоря о "демократическом прогрессе" и "правах человека", Байден имеет в виду нечто отличное от того, что эти слова означали в прошлом. Если по Байдену, то демократия и права человека – это преклонение колен, прославление трансгендерной идеологии и отказ от гетеронормативности и мужественности.
Едва вступив в должность, Байден первым делом развернул кампанию якобы против мировых сил автократии. На виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2021 года он торжественно провозгласил, что "Америка вернулась". И попытался изложить идеологию новой холодной войны и вернуть Америке ее направляющую роль на мировой арене. Но в отличие от первой холодной войны, мобилизовавшей Запад против коммунизма, под прицелом холодной войны 2.0 окажутся движения и правительства, которые администрация Байдена записала в "авторитарные".
С тех пор Байден регулярно к этой теме возвращается. В марте 2021 года он назвал отношения Америки с Китаем и Россией "битвой между полезными демократиями и автократиями в XXI веке". В то время основное внимание Байден уделял Китаю. Так, он предостерег, что Китай всячески стремится стать могущественнейшей державой в мире.
Его крестовый поход против автократии достиг апогея на виртуальном Саммите демократий, который Вашингтон устроил в декабре 2021 года. Цель саммита была заявлена следующей: "укрепить демократию дома и противостоять автократиям за рубежом". Это упражнение в пропаганде при поддержке сотни правительств по всему миру и целой армии правозащитников и неправительственных организаций позволило администрации Байдена увязать политкорректные ценности для внутреннего потребления с внешнеполитическими целями.
На саммите тема "укрепления демократии и защиты от авторитаризма" переплелась с "правами активистов, женщин и девочек, молодежи, ЛГБТКИ+, лиц с ограниченными возможностями и других угнетенных групп". Администрация Байдена сознательно экстраполировала внутриамериканскую культурную войну на глобальную арену, в то же время подавая угрозу со стороны Пекина и Москвы как симметричную той, что исходит от полчищ трампистов у себя дома.
После январского доклада Байдена о положении в стране один комментатор заметил, что президент "выложил карты на стол" и показал, что "в эпоху стратегической конфронтации мир должен одновременно отстаивать демократию и вести войну против репрессий, приведших к событиям 6 января в США". С этой точки зрения победа над Путиным – функциональный аналог удара по Трампу. Уже за несколько месяцев до украинского конфликта эта стратегия культурной войны на двух фронтах – внутреннем и международном – была в полном разгаре. По сценарию пиарщиков Белого дома, внутренний враг – ничуть не меньшая угроза демократии, чем внешний.
Байденовскую легенду о некоем глобальном конфликте между демократией и автократией охотно переняли его сторонники, и сейчас возникла целая армия НПО, которые всячески ее продвигают. Ведущий спонсор большой сети неправительственных организаций мультимиллиардер Джордж Сорос заявил на ужине на Всемирном экономическом форуме в Давосе в прошлом месяце, что "мир все активнее вовлекается в борьбу двух систем управления, диаметрально друг другу противоположных". Сорос пошел еще дальше и предостерег, что украинский конфликт "может стать началом третьей мировой, которую наша цивилизация может и не пережить".
Своей холодной войной 2.0 Байден пытается узаконить геополитические интересы Америки, экспортируя ценности расы, пола и сексуальности в окружающий мир. С поистине миссионерским рвением Госдепартамент США утверждает, что эти ценности – неотъемлемая часть демократического режима прав человека, поэтому их принятие не подлежит обсуждению. Своими нотациями всему миру о ценностях культурной элиты США, Госдепартамент производит впечатление назойливого всезнайки из университетского городка. При этом язык дипломатии нередко срывается на откровенно задиристый тон.
Госдепартамент занял классическую неоколониальную позицию, читая другим странам нотации о культурных ценностях. В прошлом году китайские чиновники заявили госсекретарю Энтони Блинкену, что не потерпят его нравоучений о правах человека. В преддверии личной встречи администрации Байдена с китайскими официальными лицами в марте 2021 года высокопоставленный китайский дипломат Ян Цзечи обвинил Вашингтон в "снисходительном" подходе к переговорам и заявил, что американская делегация не имеет права винить Пекин в нарушениях прав человека и наставлять его о достоинствах демократии. Ян заявил, что, учитывая собственные проблемы Америки с движением Black Lives Matter ("Жизни черных важны"), Блинкен не имеет права читать другим странам лекции о расизме. "Я не считаю, что подавляющее большинство стран мира считают всеобщими те ценности, что отстаивают США: мнение Америки не совпадает с мнением мировой общественности", – добавил Ян.
Американский внешнеполитический истеблишмент тоже возомнил себя светочем интерсекциональной идеологии. Одним из первых внешнеполитических шагов на президентском посту Байден направил в Госдепартамент меморандум, призванный гарантировать, что дипломатия и иностранная помощь США "продвигают и защищают права ЛГБТКИ+". Байден назвал эти ценности "в числе самых сокровенных".
По запросу администрации Байдена Комиссия по международной торговле недавно начала расследование о содействии равноправию в области торговой политики с учетом пола, расы, этнической принадлежности и уровня заработной платы, подчеркивая при этом бедственное положение "недостаточно представленных" и "необеспеченных". Негласная цель этой "инициативы справедливости" – сделать из торговли инструмент для продвижения интерсекционального колониализма.
Госдепартамент Блинкена и сам демонстрирует интерсекциональные заслуги. В начале 2021 года Блинкен объявил, что посольства и консульства США по всему миру смогут в "Сезон Гордости" вывешивать радужный флаг ЛГБТ-движения на том же флагштоке, что и американский. В июне 2021 года, за пару месяцев до унизительного ухода Америки из Афганистана, посольство США в Кабуле подняло радужный флаг.
В июле 2021 года Госдепартамент похвастался, что 20 стран по наущению США выступили соучредителями "первого в истории параллельного мероприятия Совета ООН по правам человека, посвященного правам трансгендеров, на котором освещалось насилие, а также структурные, правовые и иные барьеры, с которыми сталкиваются цветные трансгендерные женщины". Через несколько месяцев стало известно, что Госдепартамент разрабатывает "предписание о разнообразии и инклюзивности", чтобы обеспечить должное разнообразие дипломатического корпуса США. А в марте этого года Госдепартамент объявил, что соискатели новых паспортов смогут сами выбирать себе пол в документах.
Затем, в апреле, появился "План действий по обеспечению справедливости", – он призван обеспечить "расовую справедливость и поддержку малообеспеченных сообществ в международных делах". В пресс-релизе Блинкен назвал поощрение разнообразия и инклюзивности исторически угнетаемых и уязвимых групп "неотъемлемой чертой американской политики". Он подчеркнул, что изоляция уязвимых групп питает "экономическую миграцию, недоверие и авторитаризм". В плане действий явственно звучит желание экспортировать американскую политику идентичности в остальной мир.
Еще в марте, после начала российской операции на Украине, складывалось впечатление, что Белый дом больше заинтересован в укреплении собственной культурной гегемонии, чем в поддержке героического сопротивления украинского народа. Именно в этот момент Байден четко обозначил свои амбиции по установлению нового миропорядка на основе "прогрессивных" ценностей. Он сообщил главам американских корпораций, что мир меняется, что грядет "новый мировой порядок" и что мы должны его возглавить и "объединить под своим началом остальной свободный мир".
В этом отношении внешняя политика Байдена мало чем отличается от его предшественника Барака Обамы. Еще в марте 2014 года Обама отреагировал на вторжение России в Крым громкой "Речью к европейской молодежи". В этом выступлении он походя связал свое осуждение России с критикой противников его собственной политической платформы в США. Обама приветствовал политику идентичности и осудил "старый, традиционалистский взгляд на власть". Он похвастался, что "вместо преследования наших братьев и сестер геев и лесбиянок, мы защищаем их права законодательно". Одновременно он напал на Россию и популистские и консервативные партии Европы, обвинив их скопом в нежелании принимать мультикультурализм и массовую иммиграцию. Кроме того, Россия явно служила синонимом для его противников-традиционалистов в США.
Этот политкорректный империализм – затея невероятно наивная. Ценности, которые отстаивает "бдительное" движение, не пользуются однозначным одобрением даже в США. Америка глубоко расколота даже по вопросам, которые так любят идеологи интерсекциональности. Хотя их взгляды и просочились в американскую культурную и медийную элиту, едва ли они найдут отклик у широкой публики. В годы холодной войны западную публику объединяла антисоветская идеология – можно было провести четкий нравственный контраст между противниками. При этом интерсекциональная идеология имеет обратный эффект. Она вызывает глубокие разногласия и множит озлобенность и досаду.
Этот крестовый поход не придаст Байдену и другим западным лидерам легитимности. Более того, администрация Байдена сама же опровергает собственные заявления, что в битве демократии и автократии она на стороне ангелов, своей готовностью союзничать со странами вроде Саудовской Аравии. При всем своем морализаторстве Вашингтон вынужден заниматься реальной политикой. Как заметил один обозреватель Financial Times, "чтобы победить Россию и Китай, США потребуется помощь ряда нелиберальных государств".
Оказалось, что проект политкорректного империализма весьма неловким образом перекликается с американскими – или западными – геополитическими интересами. Целые регионы открыто отвернулись от американских ценностей, и люди возмущены тем, что их учат, как жить. Этот момент подчеркнул в прошлом месяце Жозе Рамуш-Орта, лауреат Нобелевской премии мира и президент небольшого тихоокеанского островного государства Восточный Тимор. Он предупредил, что островные государства Тихого океана разворачиваются к Китаю из-за покровительственного отношения Австралии и Запада. Он отметил, что Соломоновы острова недавно установили с Китаем тесные связи в сфере безопасности. "Почему Соломоновы Острова обращаются к Китаю за поддержкой в сфере морской и сухопутной безопасности? – спросил он риторически, после чего сам же и ответил: – Может, потому, что их ближайший сосед, Австралия, на их запросы не ответила. Может, сосед предпочел читать им нотации о правах человека, вместо того, чтобы помочь".
Такое ощущение, что Запад во главе с США не предлагает тихоокеанцам ничего, кроме проповедей о том, как жить. "США вообще не имеют значительного присутствия в Тихом океане, – отмечает Анна Поулз (Anna Powles), старший преподаватель по изучению безопасности в Университете Мэсси в Новой Зеландии. – Меня всегда поражало, что в Вашингтоне считают, что у них широкое присутствие, хотя на самом деле это не так".
Из-за геополитической неграмотности Запада Пекин подписал в апреле договор о безопасности с Соломоновыми островами, благодаря чему там обосновались китайские военные. Похоже, холодная война Байдена 2.0 в южной части Тихого океана начинается плохо.
Политкорректный империализм может показаться детищем незрелого американского истеблишмента. Но мягкую силу США не следует недооценивать. Крестовый поход Байдена, может, и не принесет желаемых геополитических результатов, однако попытки навязать остальному миру свою "прогрессивную" повестку лишь расстроят глобальные дела еще больше. Развивающиеся страны больше не потерпят покровительственного отношения.
Автор: Фрэнк Фуреди (Frank Furedi)
Фрэнк Фуреди – автор книги "100 лет кризиса идентичности: культурная война за социализацию"