Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Байден рискует сдать Латинскую Америку Пекину

© AP Photo / Evan VucciПрезидент США Джо Байден
Президент США Джо Байден  - ИноСМИ, 1920, 16.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соединенные Штаты теряют влияние на страны Латинской Америки, пишет британская Times. Автор статьи считает, что в последние годы именно Пекин предлагал латиноамериканским государствам помощь в решении их проблем, а США вскоре останутся в статусе "неинтересного соседа".
Латинскую Америку захлестнула "розовая волна". Если колумбийцы в воскресенье проголосуют во втором туре президентских выборов за поседевшего повстанца Густаво Петро, а бразильцы в октябре свергнут правого автократа Жаира Болсонару, субконтинент почти целиком развернется влево.

Внешне многие из новых лидеров хорошенько отмылись, но в глубине души по-прежнему терпеть не могут гринго и относятся к США с большим подозрением. Америка Джо Байдена упустила из рук "свое полушарие", по выражению администрации Трампа, и Китай узрел в этом геополитическую возможность.

Это проблема по двум причинам. Во-первых, это свидетельствует о крахе доверия к глобальному лидерству США. Отчетливее всего эта тенденция проявилась при Дональде Трампе, но сумбурный уход Байдена из Афганистана продемонстрировал Глобальному Югу, что ни за что бороться Вашингтон не готов. Поставки оружия Украине, но с условием, что оно не будет пущено против России, лишь усилили впечатление, что Байден не очень-то радеет за дело Запада. Что характерно, чуть ли не самые низкие рейтинги доверия к лидерству США у ближайших соседей Америки — Канады и Мексики.
Во-вторых, розовая волна — победы левых в Мексике, Аргентине и Боливии с 2018 по 2020 год, в Перу и Гондурасе в прошлом году и приход к власти в Чили, по собственному признанию, "социалиста-либертарианца" этой весной — может закончиться разочарованием и постоянной нестабильностью.

Прошлая такая волна началась с избрания Уго Чавеса в Венесуэле в 1998 году и привела к власти левых популистов в Бразилии, Эквадоре, Боливии и Аргентине. Их модель была весьма шаткой: переждать сырьевой бум, перераспределить богатства, сократить ужасающую пропасть между богатыми и бедными, держать армию наготове, а если что-то пойдет не так, во всем винить Северную Америку. Но когда сырьевой бум поутих, стало ясно, что даже марксистская элита вовсю самообогащается; что на школы, больницы и жилье денег в обрез; что бедняки не вылезают из нищеты, а преступность процветает. Окончательно трещины раскрыла пандемия. Чем покажет себя новая волна?
Это сложный вызов для США — и не только из-за отчаявшийся толпы мигрантов у их рубежей. Дело в том, что все чаще решения попавшим в передрягу латиноамериканским правительствам предлагает не Вашингтон, а Пекин. Китайская коронавирусная дипломатия дала Латинской Америке 300 миллионов вакцин. В некоторых странах даже наладили местное производство.
Преемник Чавеса Николас Мадуро забуксовал: страну кидает из кризиса в кризис (в 2019 году инфляция достигла около двух миллионов процентов). Помимо общественного беспокойства, это подорвало армию. Пекин не только помог Мадуро обойти западные нефтяные санкции, но и угодил его армии. На сегодняшний день Венесуэла — крупнейший в регионе покупатель китайской военной техники, самолетов, средств ПВО, радаров и штурмовых винтовок.

Тем временем Боливия покупает китайское оружие для борьбы с беспорядками, уже испытанное в Гонконге. В аргентинской Патагонской пустыне Пекин построил для собственных нужд космический центр, а в других странах региона — радиолокационные станции. Бывший глава Южного командования США адмирал Крейг Фаллер (Craig Faller) недавно предупредил: "Мы теряем позиционное преимущество в этом полушарии, и необходимы срочные меры, чтобы эту тенденцию исправить".
Был некоторый расчет, что влияние США восстановит Байден — он же интересовался регионом в бытность сенатором и вице-президентом. Однако широко разрекламированный Саммит Америк в Лос-Анджелесе в этом месяце провалился. Байден решил не приглашать левых диктаторов из Кубы, Венесуэлы и Никарагуа — после чего встречу благополучно бойкотировали другие страны вроде Мексики. Болсонару — а он все еще в хороших отношениях с Трампом — решил, что после промежуточных выборов в ноябре Байден наверняка станет "хромой уткой", и согласился приехать всего на один день.
Байден рассчитывает, что левеющих соседей удастся держать в узде, если наладить связь с избирателями. В 36-летнем чилийском президенте Габриэле Бориче нет ничего ни сверхмужественного, ни откровенно антиамериканского: он прельщает "зеленых", женщин и коренных и подкупает своей обезоруживающей манерой (в частности, не стесняясь говорит о своем обсессивно-компульсивном расстройстве). Байден думает, что с новым поколением удастся навести мосты, например, по вопросам перемены климата. И все же этот расчет неверный.
Во-первых, далеко не все представители новой левой волны так уж молоды. Колумбийскому лидеру Петро 62, и он рос, восхищаясь Фиделем Кастро. А Лула да Силва из Бразилии — старожил, который еще помнит революционные лозунги своей юности. Во-вторых, даже молодое поколение вполне верит в мифологию борьбы с военными хунтами прошлого и их американскими покровителями. Того же Борича сформировал переворот против Сальвадора Альенде при поддержке США. И в-третьих, даже самый дружелюбный Белый дом не в силах преодолеть зияющей пропасти, которую унаследовали лидеры вроде Борича: в той же Чили на 1% населения приходится 27% доходов страны.

Для них США вовсе не убедительная модель будущего, а всего лишь неинтересный сосед. Китай же при всех нарушениях прав человека, репрессиях и манере помыкать окружающими, по крайней мере, может заявить, что нашел лекарство от бедности. И вот в чем истинная опасность "полевения" Латинской Америки и других частей Глобального Юга: у молодых лидеров возникает ощущение, что ошибочная китайская модель — вполне благовидный путь к прогрессу, а североамериканский гринго потерял всякую актуальность.