Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пшеница становится оружием

© РИА Новости Михаил Мордасов / Перейти в фотобанкРабота зернового терминала в грузовом порту Новороссийска
Работа зернового терминала в грузовом порту Новороссийска - ИноСМИ, 1920, 20.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто виноват в дефиците зерна в мире? Французский журнал "Современные ценности" ("Валёр актюэль") выдвигает две версии: это может быть Россия, блокирующая порты Украины, или это могут быть США, своими санкциями не дающие России экспортировать своё зерно. Ясно одно: без зерна с Украины и из России миру грозит голод.
Чем бы мы ни объясняли угрозу дефицита зерна: российской ли блокадой, украинскими минами, которые без всякой другой блокады не дают вывезти зерно, или подозрениями американцев насчет "кражи" зерна Россией — все эти возможные причины высветили одну важную вещь. Вот она: есть дефицит пшеницы, и этот дефицит стал одной из главных причин разгона инфляции во всем мире.
Не стоит шутить с пшеницей, которая с древних времен была основным продуктом питания. В 1709 году, во время Великого голода, во французском Гренобле именно хищение зерна считалось тягчайшим преступлением, каравшимся изгнанием и поркой. Сегодня конфликт между Россией и Украиной, житницей Европы и третьим по величине экспортером в мире до начала конфликта, вызывает опасения у всего мира. (Называть Украину "житницей Европы" некорректно: экспорт украинского зерна в ЕС был строго ограничен много лет квотами, призванными защитить европейских фермеров. Основным направлением экспорта украинского зерна были Африка и Ближний Восток, где таких препятствий не было — прим. ИноСМИ.)
Этот кризис может привести к голоду в Африке, об этом предупредила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO). Черный континент импортирует половину нужных ему для спасения от голодной смерти зерновых, при этом Алжир, Египет и Нигерия являются наиболее крупными покупателями.
В последние дни со стороны Запада и из Киева прозвучали подозрения в краже украинской пшеницы Россией. В начале июня Василий Боднар, посол Украины в Турции, заявил: "Россия беззастенчиво ворует украинское зерно и отправляет его на продажу из оккупированного Крыма. Она отправляет это зерно в зарубежные страны, в том числе в Турцию, к которой мы обратились за помощью в решении этой проблемы". Спустя несколько дней во время пресс-конференции по продовольственной безопасности госсекретарь США Энтони Блинкен подтвердил: "Есть достоверная информация о том, что Россия крадет украинское экспортное зерно для собственной выгоды". Подобные обвинения пока ничем не подтверждены, но они уже способствуют росту дипломатической напряженности.
В конце мая русские якобы похитили от 500 000 до 700 000 тонн пшеницы на минимальную сумму в 100 миллионов долларов.
В середине мая американский канал CNN обнародовал спутниковые снимки пришвартованного в Латакии (Сирия) российского сухогруза "Матрос Позынич", который вышел из Крыма 27 апреля (предварительно отключив транспондер, позволяющий идентифицировать и определить местонахождение корабля). Он остановился в Севастополе, прежде чем сняться с якоря, чтобы через несколько дней добраться до сирийского порта. Там из него якобы, по данным американцев, выгрузили часть пшеницы. По данным CNN, в контрабанде зерна подозреваются еще два российских корабля. "Речь идет о грузах, уже находящихся в портах. А значит, эти грузы легко прибрать к рукам", — считает Готье Ле Мольга, заместитель генерального директора компании Agritel.
Больше, чем когда-либо, пшеница оказывается в центре конфликта: хлебные поля стали такими же полями сражений. "Уже более десяти лет Украина сближается с Западом и хочет вступить в Евросоюз, — говорит Жан-Пьер Блок, консультант Infograin. — Россия просто завидует. Украинский сельскохозяйственный бум на мировом рынке — главная проблема для России, которая хочет контролировать 30% мирового рынка... и стать основным поставщиком в страны Ближнего Востока, Магриба и Африки". Для россиян важно контролировать потоки зерна в районе Черного моря. "Из-за того, что россияне давно присутствуют в этих регионах, им трудно понять, что их можно заменить там другими поставщиками, — добавляет Жан-Пьер Блок. — Россияне продвигаются медленно, но верно, и я не вижу, что может их остановить".
Это продолжает дестабилизировать рынок, но уже скоро в северном полушарии начнут собирать новый урожай. На рынках Европы и Америки, двух площадках, которые снабжают международный рынок, цены на пшеницу выросли на 50% в течение месяца после начала российско-украинского конфликта. Недоступность экспорта из сразу двух стран-экспортеров вызвало рыночный дисбаланс. Ведь Черное море является важной экспортной зоной. В середине мая цены достигли исторического максимума в 439,25 евро за тонну из-за индийского экспортного эмбарго.

Запасы 2021 года не ушли на экспорт

С тех пор, хотя цены и упали на 10%, они по-прежнему остаются на очень высоком уровне. Ситуация для импортеров еще более проблематична, чем во время последнего мирового продовольственного кризиса 2007 года, который привел к многочисленным социальным конфликтам. Дело в том, что с тех пор почти догнал курс евро, разрыв сократился на 25% стоимости доллара. "Рынок по сути дестабилизирован; больше нет ни спекулянтов, ни спекуляций, как раньше, — отмечает Готье Ле Мольга. — Тем более, что у некоторых больше нет финансовых возможностей удерживать свои позиции и регулировать запросы на маржу". Вот какая активность на финансовых рынках.
На Украине речь идет о том, чтобы как можно быстрее найти способы для разблокировки экспорта запасов пшеницы и необходимых миру злаков. В элеваторах содержатся прошлогодние запасы, которые не были экспортированы, но скоро к ним добавятся новые летние урожаи. Владимир Зеленский высказал свое беспокойство: "Сейчас заблокировано от 20 до 25 миллионов тонн зерна, а осенью эта цифра может увеличиться до 70-75 миллионов тонн". Транспортировка, будь то морским, автомобильным или железнодорожным транспортом, сегодня стала головной болью, если не сказать кошмаром.
В нормальных условиях Украина ежемесячно отправляет по морю 10 миллионов тонн зерна. Однако крупнейший в стране порт Одесса, из которого еще полгода назад благодаря его логистическим возможностям отправлялось три четверти зернового экспорта, сегодня практически не работает. Как минимум по двум причинам. Во-первых, CNN называет такой причиной российскую блокаду берегов Украины. Россия якобы пропускает лишь ограниченное количество сухогрузов и судов с зерном. Недавно россияне насчитали 70 судов из 16 стран, застрявших в украинских портах. Россияне создали для них два морских коридора на выход: один в Черном море, открытый с 8 до 19 часов в Херсоне, Николаеве, Очакове, Одессе, Черноморске и Южном, и другой в Азовском море, который открыт круглосуточно. Однако Азовское море мельче, чем Черное, что фактически ограничивает перевозимые тоннажи. Две недели назад вновь открылся порт Мариуполя, после работ по разминированию на 1,5 миллиона квадратных метров. Некоторые наблюдатели рассматривают создание таких морских коридоров как маневр со стороны России, чтобы показать, что они делают все возможное для удовлетворения мировых потребностей в пшенице. Таким образом россияне пытаются смягчить или отменить наложенные на них международные санкции.

Украинские мины парализуют движение

Вторая причина невывоза зерна из Одессы: чтобы избежать российской десантной операции в Черном море и высадки десанта в районе Одессы, украинская армия в начале конфликта в экстренном порядке заложила большое количество мин, рискуя парализовать морской трафик. "Так что теперь Украина попала в собственную ловушку", — сказал Жан-Пьер Блок.
Черное море находится в центре внимания. Москва требует от Киева его разминировать: "Российская армия гарантирует беспрепятственный проход судов с зерном из украинских портов в Средиземное море, если Украина решит проблему разминирования территориальных вод", — заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров в конце мая. Однако Сергей Братчук, пресс-секретарь администрации Одесской области, опасается, что как только будет разминирован доступ в Одесский порт, туда войдут боевые корабли российского Черноморского флота.
Чтобы выйти из этой тупиковой ситуации, Сергей Лавров, посетивший Турцию, заявил, что Россия готова "гарантировать безопасность судов с зерном, выходящих из украинских портов, при содействии Турции". Его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу считает законным требование России устранить санкционные препятствия для российского экспорта, если и Украина получит возможность продавать зерно на международном рынке. Но некоторые опасаются, что Россия воспользуется возможностью, чтобы не допустить возвращения на Украину кораблей: ведь эти суда могут везти оружие. "Это настоящая проблема, — говорит Готье Ле Мольга. — Для сопровождения судов с зерном потребуются военные конвои, не обязательно российские. И потребуется еще время для поиска решения". Франция могла бы помочь разблокировать ситуацию в Одесском порту.
Многочисленные неопределенности будут удерживать цены на высоком уровне. И это, по сути, может привести к дальнейшему росту цен в магазинах. "Конфликт начался в феврале, когда многие производители еще жили спокойно за счет прежних запасов, — объясняет Готье Ле Мольга. — Вскоре они снова обратятся к рынкам и будут платить на 200 евро за тонну больше, чем в прошлом году". Но худшее впереди. "Если для корма животных пшеницу можно заменить рапсом или соевым жмыхом, то для питания человека альтернативного решения нет. Без России и Украины нам не обойтись".
Фредерик Пайя (Frederic Paya) Marie de Greef-Madelin