Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поражение Макрона будет иметь серьезные последствия для Германии

© AP Photo / Tobias Schwarz/Pool Photo via APПрезидент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц
Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 21.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неудача сторонников Макрона на парламентских выборах — это поражение и для Германии. Таково мнение автора Welt. Известно, что глобалист Макрон выступал за укрепление ЕС, так что теперь у "еврократов" меньше шансов. Автор винит в поражении "неприемлемое высокомерие", которое излучал Макрон в своей роли интеллектуала.
Громкое поражение коалиции Макрона на выборах знаменует собой конец его эры. Часть ответственности за это лежит на Ангеле Меркель и ее отношении к французскому президенту. Теперь в Берлине должны подумать, как вести себя, если события будут развиваться по более мрачному сценарию.
Накануне отъезда в Киев президент увещевал избирателей не делать глупостей. Макрон предупреждал, что нельзя к беспорядку в мире добавить еще и беспорядок во Франции.
Но когда кто-нибудь пытается предписывать французам, что им делать, они всегда поступают ровно наоборот. Вот и в воскресенье — день парламентских выборов — французы опять смешали все карты.
Парламентские выборы во Франции проводятся всего через несколько недель после выборов президента. Это должно помочь новоизбранному лидеру обрести на волне успеха максимальное большинство в парламенте. Но именно в нем французы отказали вчера Эммануэлю Макрону.
54% избирателей вообще не пошли на выборы. Остальные разделили свои голоса почти равномерно между тремя крупными блоками. Движение Макрона "Вместе!" получило 238 мест в парламенте, то есть относительное большинство. Но сразу за ним идет лево-популистский "Новый народный экологический и социальный союз народного трибуна" Жана-Люка Меланшона (Nupes). Его кандидатам досталось 141 место.
"Национальное объединение" Марин Ле Пен получило 89 мест, на одиннадцать больше, чем в прошлый раз. Как и Меланшон, Ле Пен никак не может стать победителем президентской гонки, но эти парламентские выборы стали ее большим успехом.
Для переизбранного французского президента результаты выборов стали громким поражением. Похоже, что всего через шесть недель после его повторного избрания в президенты, когда за него было отдано почти 60% голосов, его политический капитал исчерпан.
И хотя в политическом отношении он еще не совсем нейтрализован — для этого положение президента в конституции слишком значимо —, но апогей власти у этого человека, который был призван олицетворять собой новый взлет Франции, позади.
В конце июня Франция сдает председательство в Европейском Совете , и Макрон будет меньше заметен на международной арене, потому что ему придется дома организовывать большинство при голосовании за каждый свой законопроект.
"Непокоренная Франция" Меланшона, ведущая сила в коалиции Nupes, и "Национальное объединение" Марин Ле Пен — обе эти политические силы будут осложнять ему жизнь, активно оппонируя ему при содействии средств массовой информации и при каждом удобном случае поддерживая протестующие массы на улицах.
Макрон может рассчитывать разве что на точечную конструктивную поддержку умеренных левых и французских "зеленых", которым чужд дезориентирующий популизм Меланшона, или на консерваторов от Республиканцев — партии, которая сама переживает серьезный кризис. Однако еще вечером дня выборов эти партии дали понять, что не собираются постоянно служить опорой президенту.
Так как политической культуре Франции чужд поиск компромиссов, характерный для немецких коалиционных правительств, Макрону, вероятно, предстоят пять весьма сложных лет. Далеко идущие и остро необходимые реформы при этом раскладе политических сил практически невозможны.
На фоне стремительно увеличивающейся государственной задолженности и растущих процентных ставок при пессимистических перспективах роста, социальная обстановка может быстро накалиться. Это будет способствовать дальнейшей радикализации политического ландшафта во Франции.
"Национальное объединение" Марин Ле Пен впервые на этих выборах добилось впечатляющих результатов во всех выборных округах страны. Партия стала, наконец признанной политической силой, способной к дальнейшему росту.
54% избирателей не пошли на избирательные участки, а среди молодых людей процент нежелающих принимать участие в выборах значительно выше, так как молодежь больше не надеется на политиков.
В принципе страна расколота на три группы: молодые люди, которые или вообще не хотят на выборы, или выбирают Nupes, затем рабочие и ремесленники, голосующие за Марин Ле Пен, и, наконец, избиратели Макрона — это те, кому за 60 и кто более или менее обеспечен. Формула успеха Пятой республики, предполагающая правление сильного президента с солидным большинством в парламенте, больше не функционирует.
Мрачный сценарий для Франции выглядит сейчас так: сначала пять лет блокирования любых инициатив президента при растущей радикализации всего общества, а в 2027 году в Елисейский дворец въезжает или лево-популистский президент или право-популистская президентша. То, что Макрон из светоча Пятой республики, превратился в ее могильщика, имеет много причин.
К ним относится и поглощение умеренных левых и правых его движением, которое, не будучи ни левым и ни правым, волей-неволей проводило скачкообразную, непоследовательную политику, которая злила почти всех. Добавьте сюда также неприемлемое для Франции высокомерие, которое Макрон проявлял, надевая маску интеллектуала.
В предвыборную кампанию движение "Вместе!" вступило на удивление бесстрастно. До сих пор никто не знает, что, собственно, собирается делать Макрон во время своего второго срока. Вместо обсуждения правительственной программы после президентских выборов все дискутировали, в основном, о неудачной полицейской акции во время финала Лиги Чемпионов в Париже.
В предвыборной кампании доминировал Меланшон, заявивший о своем желании стать премьер-министром, что было совершенно исключено. Но эта продуманной уловка мобилизовала ненавидящий Макрона левый электорат.
Во время второго тура выборов между кандидатами от Nupes и "Национального объединения" находящиеся на менее выгодных позициях кандидаты от "Вместе!" старались не давать никаких рекомендаций избирателям, чтобы не усиливать левых. Результатом стало невиданное до сих пор усиление позиций крайне правого "Национального объединения" в парламенте.
Можно долго перечислять промахи Макрона, но при этом нельзя не видеть и того, что в списке требующих исправления ошибок правительства Ангелы Меркель нежелание сотрудничать с Макроном относится к самым серьезным. Как сейчас выясняется, то был шанс для Европы, который никогда больше не представится.
Когда Макрон вступил в должность, у него были большие полномочия, и он энергично выдвигал многочисленные предложения для реформирования ЕС. Помимо прочего, он предлагал разработать новый европейский социальный договор. Он мог бы привязать к себе избирателей. Но теперь он безнадежно надоел им своей болтовней, потеряв их навеки.
На предложение от Макрона о сотрудничестве, как и на все свои прочие его инициативы, выдвинутые в течение двух лет, Ангела Меркель реагировала мрачным молчанием. Затем разразился кризис с коронавирусом, и всерьез обострились боевые действия на Украине. И с тех пор между Францией и Германией не происходит вообще ничего. Если сегодня Макрону практически нечего предъявить избирателю в плане внешней политики, — то это объясняется в том числе и тем, что Ангела Меркель игнорировала все предложения Макрона вместе инициировать что-то большое.
А жаль: шансы на успешную внешнюю политику усиливались за счет неплохой политики внутренней. Французская экономика при Макроне росла, а безработица среди французов снижалась. Жаль, что немецкая нерешительность ослабила президента, который был настолько позитивно настроен по отношении к Германии и ЕС. К этим двум партнерам Макрон был расположен больше, чем любой другой деятель в современной французской политике. Его поражение на выборах будет иметь и для Германии серьезные последствия. Олаф Шольц будет вынужден иметь дело с партнером, политическая слабость которого в разгар самого большого внешнеполитического кризиса с 1945 года будет уменьшать международную привлекательность и дееспособность "тандема" Франция-Германия, да и всего ЕС.
Чем меньше у Макрона будет возможностей действовать в качестве одного из ведущих политиков Европы, тем быстрее Олаф Шольц будет вынужден взять на себя роль, которая в данный момент велика ему размера на три. Поэтому было бы полезно разработать, наконец, последовательную политику в отношении Украины. Кроме того, в Берлине должны подумать уже сейчас о более мрачном сценарии развития событий через пять лет.
Потому что тогда в Елисейском дворце может оказаться некто, кто не будет видеть в Германии партнера. Этот некто в Берлине усмотрит в лучшем случае конкурента, а в худшем — противника. Это будет президент или президентша, который или которая хотят выйти из НАТО и как минимум ослабить ЕС. Германо-французской дружбе, служившей в течение 60 лет опорой Европы, в таком случае придет конец. Так или иначе, на Германию надвигаются нелегкие времена.
Саша Ленартц (Sascha Lehnartz)