Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нападение на Советский Союз: пугающие параллели

© РИА Новости Евгений Халдей / Перейти в фотобанкВеликая Отечественная война 1941-1945 годов.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. - ИноСМИ, 1920, 22.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каясь за нападение на Советский Союз, в сегодняшней Германии извиняются прежде всего перед Украиной. Эта тенденция обозначилась с 22 июня 2021 года, когда отмечали 80-летие гитлеровской агрессии. Поскольку уже чувствовалось приближение "схватки за Киев", комплекс вины перед Россией стал тяготить. Тема "вины перед Украиной, а не Россией" пошла, есть она и в статье "Вельт".
22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Немецкие идеологи отказывали некоторым государствам в праве на существование, использовали голод в качестве оружия и терроризировали население оккупированных областей. Огромные потери понесла и Украина. Планируемый документационный центр в Берлине обретает сейчас особое значение.
Вторая мировая война в Восточной Европе началась с нацистской утопии: на востоке должно было возникнуть крестьянское сообщество из этнических немцев (так называемых Volksdeutschen). Это предусматривал Генеральный план "Ост". Так называется сборник документов, возникших в период от 1940 до 1942 года. Представителей немецкого меньшинства, например, из прибалтийских государств, предполагалось расселить на восточноевропейских землях. Еще там можно было оставить часть местного населения — согласно Генеральному плану Ост, где-то 31 миллион человек (из сотен миллионов). Остальное местное население Конрад Майер, под руководством которого был разработан план, упоминает только в одном абзаце. Этого населения остаться было не должно: изгнание и умерщвление этих людей было для Майера чем-то само собой разумеющимся.
О насилии немецких оккупантов в Восточной Европе население Германии многое не знает, тут в нашей памяти бывают "белые пятна". Например, многие связывают жертвы и победы Советского Союза, прежде всего, с Россией, — и тут поправку вносит Рафаэль Гросс (Rafael Gross), президент Германского исторического музея в Берлине: "Вторая мировая война на востоке Европе трансформировалась в сознании этих людей из войны Германии против Советского Союза в войну против России. В свою очередь и Россия объявила победу Советского Союза над Германией чисто российской победой". (Ничего подобного в Москве ни на каком государственном уровне не объявлялось, ни одно российское правительство ни после 1991 года, ни до не оспаривало роль других республик СССР в Победе — прим. ИноСМИ.)
Нынешнюю войну против Украины Путин ведет под предлогом ее денацификации. Тем самым он искажает историю, так как Украина также сильнейшим образом пострадала от немцев. Это доказывает, что там, где царит невежество, история может стать оружием. Новый документационный центр в Берлине призван закрыть пробелы в наших знаниях.

Политика умерщвления голодом

Когда в 1939 году Германия напала на Польшу, немцы преобразовали Генеральный план Ост в конкретные законы. Они сгоняли поляков со своих земель, уничтожали руководящую прослойку польского общества, евреев сгоняли в гетто и уничтожали, заселяли этническими немцами дома изгнанных и убитых поляков.
Так же нацисты намеревались поступать и в республиках Советского Союза. Еще в 1970 году разработчик нацистских планов Конрад Майер говорил журналистам: "В плане, разработанном под моим руководством, было предусмотрено, что преобразование Востока будет происходить в течение 25 лет после окончания войны". Гитлер рассчитывал на блицкриг, поэтому в момент нападения на Советский Союз в июне 1941 года в багаже его солдат не было даже зимнего обмундирования.
Но все случилось по-другому: немцам пришлось обеспечивать свой фронт в течение нескольких лет и поддерживать функционирование военной промышленности. Заселение Советского Союза немецкими крестьянами в запланированных Майером образцовых подворьях так и осталось бумажной фантазией. А вот изгнание населения из мест проживания и его уничтожение в тех районах Восточной Европы, которые долго оставались под нацистской оккупацией, стало реальностью.

Война против Киева

Нацисты уморили голодом миллионы людей в оккупированных областях. В первые месяцы войны они вообще не предусматривали продовольственного снабжения советских военнопленных. В то время как среди взятых в плен военнослужащих западных союзников погибло около 4 процентов, число погибших среди советских военнопленных составляло 60 процентов. Об этом написано на сайте "Мемориала жертвам нацистской политики завоевания жизненного пространства".
Но не только военнопленные, а и вполне мирные области вблизи фронта были совершенно лишены продовольствия, все оно было вывезено вермахтом. Особенно сильно пострадал северо-восток Украины. Население Харькова и Киева немцы просто морили голодом.
Действительное или предполагаемое сопротивление немцы жестоко подавляли, иногда они сжигали целые деревни. Нацисты вели войну на уничтожение. Рейхсминистр Мартин Борман написал в июле 1941 года: "Это огромное пространство должно как можно быстрее подвергнуться усмирению. Лучше всего это делать, пристреливая каждого, кто только посмотрит на нас косо". Только в бывшем Советском Союзе число жертв среди гражданского населения насчитывает 15 миллионов человек.

Какую роль играла ненависть к славянам?

Что, нацисты просто не обращали внимания на смерть этих людей? Или они умерщвляли их намеренно, потому что видели в местном населении "славянских недочеловеков"? Другими словами: какую роль играла в этом деле ненависть к славянам, славянофобия?
Генеральный план Ост базировался на расистских представлениях о том, что народы, рассматриваемые как биологические расы, должны бороться друг с другом за жизненное пространство. Немецкая земля якобы перенаселена, поэтому немецкому народу нужно больше пространства, где "в совершенно чуждом окружении германский этнос должен будет укорениться и надолго обеспечить себе биологическое существование".
Тем не менее, роль расизма в действиях немцев оспаривается в научных кругах. "Детализированная расовая теория была распространена только среди интеллектуалов и в кругах нацистского руководства", — говорит Алекса Штиллер (Alexa Stiller). Она преподает в университете Цюриха, а до этого изучала в университете Берна аннексированные Германией области. "А у обычного немецкого населения чувство превосходства белой расы, в особенности немцев, не обрело форму стройной теории".

"Лучше понимать настоящее"

Для обычных людей, по мнению Штиллер, важнее была убежденность в том, что немцы имеют право на области, которые они завоевали в ходе Первой мировой войны, а затем утратили согласно Версальскому договору. Это были части Словении, Польши и Франции. По ее словам, оккупанты исходили скорее из прагматических, чем из идеологических соображений. Поэтому они вступали в союзнические отношения даже с людьми, которые по языку были славянами, например, со словаками.
Но одно бесспорно: насилие в отношении людей на востоке Европы было намного сильнее, чем на западе. Чтобы сделать это более наглядным, бундестаг в 2020 году одобрил выделение денег на создания нового документационного центра, посвященного немецкой оккупационной политике. Все партии проголосовали "за", лишь фракция "Альтернативы для Германии" воздержалась. Марк Йонген (Marc Jongen), считающийся идеологом партии "Альтернатива для Германии", видит в этой инициативе выражение "гордости немцев своими грехами" и "показное моральное покаяние". В марте этого года бундестаг принял предложение по реализации проекта, разработанного Германским историческим музеем. Но прежде чем документационный центр откроется, вероятно, пройдут годы.
Тем не менее, Клаудиа Рот (Claudia Roth), уполномоченная федерального правительства по культуре, при обсуждении решения о создании документационного центра специально остановилась на войне в Украине: "Этот политический сигнал, служащий напоминанием о прошлом, особенно важен сейчас, когда идет беспощадная борьба против Украины, которую путинский режим сопровождает историко-ревизионистской пропагандой".
Президент Германского исторического музея Рафаэль Гросс также рассматривает особое значение документационный центр в контексте сегодняшней обороны Украины: "Я не хочу сказать, что этим мы предотвратим войны, но мы сможем лучше понимать настоящее и, возможно, в будущем правильнее реагировать на некоторые события".
Ребекка Риккер (Rebecca Ricker)