Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сформируется ли антироссийский картель?

© AP Photo / Richard DrewСпециалист Мерик Гринбаум следит за ценами на нефть на Нью-Йоркской бирже
Специалист Мерик Гринбаум следит за ценами на нефть на Нью-Йоркской бирже - ИноСМИ, 1920, 23.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тридцать лет американцы учили россиян, как это плохо - всякие нерыночные картели, тресты и прочие монополии. Но после того, как Россию не удалось завалить санкциями или даже прямым отъёмом денег, Минфин США вдруг нарушил "антитрестовые" табу. Минфин решил ударить по нашей стране монопольно низкими ценами на нефть. Ничего из этого не выйдет.
Пока что санкции практически не сократили доходы России от продажи сырья. Правительство США хочет изменить это положение и во время саммита G7 добиться установления верхней границы цены на российскую нефть. На первый взгляд, это — безумная затея, но она может сработать.
Тема о цене на бензин настигает президента США везде. Когда в начале этой недели Джо Байден в шортах и голубой рубашке-поло фланировал по пляжу городка Рхобот-Бич, где он проводит отпуск, в конце прогулки его поджидала группа журналистов с обычным вопросом: Что он собирается предпринять для снижения цены на бензин? Последняя идея в этом направлении: правительство США может упразднить федеральный налог на бензин, составляющий сейчас 20 центов с галлона (3,8 литров).
Это будет чисто символической акцией. Благодаря этой мере водитель пикапа сможет в среднем сэкономить всего лишь 5,52 доллара в неделю. При этом на демократов активно давят их отчаявшиеся избиратели, ждущие от правительства конкретных действий. Поэтому правительство разрешило пользоваться резервами нефти, позволило подмешивать к бензину больше этанола в том числе и летом и, кроме того, пригрозило нефтяным концернам карами за искусственное завышение цен.
Но пользы от всех этих мер мало. Эксперты ожидают, что цена на бензин к началу отпускного сезона поднимется до шести долларов за галлон (в пересчете 1,5 евро за литр). Возможно, немцам покажется, что это немного, но для американцев такое повышение цены станет знаковым событием.

Сценарий, которого непременно хотел избежать Байден

Байден, как и другие главы западных правительств, оказался в трудном положении: антироссийские санкции через растущие цены на энергию во все большей степени ударяют по его собственному населению. А тем временем супостат Владимир Путин, как и все остальные лидеры, так и не принявшие демократии с ее санкциями и бойкотами, продолжает зарабатывать деньги благодаря возросшей цене на нефть. А именно этого сценария США хотели непременно избежать. Американские эксперты успокаивали: "Концепция наших санкций такова, что они должны ударить по российской экономике, а не по нашей". Но спустя четыре месяца после начала применения санкций в глубине нашего сознания начинает шевелиться ужасная мысль, что нам это просто не удалось.
Поэтому решение ЕС о введении эмбарго на российскую нефть восторга в Вашингтоне не вызвало. Сами США прекратили закупать нефть у России еще в марте, но американцы и раньше покупали российскую нефть в весьма ограниченных масштабах. А вот прекращение импорта российского газа в Европу приведет к реально большому росту цен для европейцев, предупредила министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen): "Это навредит Европе и другим частям света".
Но на днях министр финансов Йеллен положила на стол предложение, призванное решить эту прежде нерешаемую задачу. Она хочет установить верхнюю границу цены на российскую нефть, иными словами, сформировать антироссийский картель. (Много лет слова "картель" и "трест" имели в западном мире негативное звучание, поскольку обозначали традиционно непопулярное в американском обществе явление монополии с ее несправедливыми ценами. С этим явлением американское государство, скажем, при президенте Рузвельте боролось законодательно — прим. ИноСМИ.)
Как это должно работать на практике, Йеллен пояснила во время пресс-конференции на этой неделе. По ее словам, правительство США сейчас "очень активно" работает над тем, чтобы в ходе саммита G7 ("Большой семерки") в замке Эльмау в этот уикенд добиться принятия соответствующего решения. Задача в том, чтобы обеспечить снабжение мировых рынков русской нефтью, избежать дальнейших скачков цен, но в то же время сократить доходы Путина. "Следите за тем, как пойдет дело", — игриво посоветовала министр репортерам, попытавшимся задать ей уточняющие вопросы.
В действительности идея о подобном ограничении цен уже обращается некоторое время среди политиков, экономистов, экспертов по энергетике. Премьер-министр Италии Марио Драги (Mario Draghi) предложил нечто подобное в отношении импорта газа из России. Бывший глава Европейского Центрального Банка, Драги кое-что понимает в экономическом давлении, а потому уже во время встречи с Байденом в Вашингтоне, до своей поездки в Киев Драги говорил о создании "картеля покупателей" российской нефти.
Как бывший президент Европейского Центрального банка, Драги разбирается в таких вещах лучше, чем обычные политики", — заметил эксперт по нефти Клаудио Галимберти (Claudio Galimberti) из аналитической компании Rystad Energy. Он считает принятое в ЕС решение о прекращении импорта контрпродуктивным, так как Путин продает свою нефть со скидкой в Индию и Китай. По его мнению, эта мера только усиливает азиатских конкурентов свободного мира, не нанося вреда московскому агрессору. Как говорит Галимберти, "в данный момент Европа сама себе стреляет в ногу".
Вместо этого европейцы и американцы могли бы договориться и впредь платить за российскую нефть всего 50 процентов от реальной рыночной цены на нефть марки Brent или же установить фиксированную цену в 50 долларов за баррель — в зависимости от того, что выгоднее. В том, что Путин будет продавать свою нефть по более высоким ценам где-то в других местах, эксперт Галимберти особой опасности не видит. По его мнению, Япония и Южная Корея — надежные союзники Запада, они немедленно поддержат ограничение цены. "Китай и Индия, вероятно, скажут, что будут платить 51 процент. Но поставка в Индию занимает два месяца, а в Европу — две недели, — аргументирует он. — Путин будет вынужден продавать нефть в Европу".
Приблизительно также это представляет себе и Йеллен. Инструментом в этой ценовой модели могли бы стать страховки, без которых ни один танкер не выходит в море, потому что аварии там могут приводить к миллиардным убыткам. Страховым компаниям можно просто взять, да и запретить страховать перевозки нефти, продаваемой выше установленной предельной цены. А так как большинство страховых компаний, занимающихся морскими перевозками, находятся в Европе, экспорт нефти из России без снижения цены будет практически невозможным.
Около 95 процентов контрактов по страхованию от ущерба при танкерных перевозках нефти организуется "Международной группой клубов взаимного страхования ответственности" (International Group of P&I Clubs) в Лондоне. То, что ЕС умеет пользоваться этим рычагом, он уже доказал: в последнем пакете санкций предусмотрен и запрет на страхование транспортировки российской нефти в третьи страны. В крайнем случае Путин может попробовать обойти это запрет через локальных страховщиков, пообещав им государственные гарантии.
"План установить предельную цену убедителен", — считает и известный сырьевой трейдер Пьер Андюран (Pierre Andurand). И добавляет: "Не вижу в нем никаких проблем". Он тоже сомневается в том, что испытывающие острый энергетический голод азиатские государства будут поддерживать Путина. "С чего бы вдруг Китаю и Индии бороться за то, чтобы покупать нефть дороже других? Они любят скидки", — написал в "Твиттере" Андюран. Кроме того, министр финансов США Йеллен не исключила введения санкций против третьих стран, если они не будут соблюдать ценовые предписания могущественных Соединенных Штатов. Ее план можно вписать и в эмбарго ЕС, если исключить из запрета тот экспорт российской нефти, который будет проводиться ниже установленной цены. В этом случае нефть попадет на мировой рынок, но Путин не будет на ней обогащаться в той же мере, что до сих пор.
Однако Брюссель и Берлин настроены крайне скептически. Немцы считают предложенный механизм довольно сложным, сообщает финансовое агентство Bloomberg. Но прежде всего европейцев беспокоит другое: что с таким трудом согласованный 27 государствами ЕС санкционный пакет не перенесет еще одной переработки.
Инес Цётль (Ines Zöttl)