Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как "Большая семерка" рассчитывает положить конец российскому нефтяному буму

© AFP 2022 / JOHN MACDOUGALLЛидеры стран G7 во время саммита в Германии
Лидеры стран G7 во время саммита в Германии - ИноСМИ, 1920, 29.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В G7 хотят, чтобы ценовой потолок на российскую нефть установили страховщики, пишет FT. Но если страховка не будет полностью покрывать поставки, это приведет к еще большему скачку цен на топливо.
Сэм Флеминг (Sam Fleming), Ян Смит (Ian Smith), Том Уилсон (Tom Wilson)
На встрече в Баварских Альпах во вторник лидеры "Большой семерки" поставили перед собой амбициозную цель: не позволить России наживаться на украинской кампании, которая уже привела к резкому росту цен на энергоносители, и свести при этом к минимуму экономический ущерб.
Президент США Джо Байден и его союзники обсудили перспективу запуска нового непроверенного механизма, который установит ценовой потолок на российскую нефть. Канцлер Германии и хозяин форума Олаф Шольц назвал планы "весьма амбициозными" и заметил, что для их успешного воплощения должен сложиться целый ряд факторов.
Что предлагается?
Смысл ценового потолка в том, чтобы пустить российскую нефть на рынки, свободные от запретов, особенно в страны с низким и средним уровнем дохода, – это ослабит повышающее давление на мировые цены и ограничит доходы Москвы.
"Большая семерка" и ЕС не указали, какой именно будет предельная цена, отметив лишь, что должный уровень будет выбран "совместно с международными партнерами". Аналитики предположили, что она может быть лишь немногим выше себестоимости производства, чтобы у России сохранился стимул к экспорту.
Потолок будет установлен при помощи схемы стимулирования, которую, как надеется "Большая семерка", поддержат страны-импортеры по всему миру. Если страны захотят заручиться страховым покрытием "Большой семерки" или ЕС, или воспользоваться их услугами по транспортировке российской нефти, им придется соблюдать установленный потолок.
Американские политики выступали за ограничение цен на нефть еще до того, как ЕС решил запретить к концу года 90% российского импорта. Вашингтон запретил импорт российской нефти в марте, но опасается, что полное эмбарго приведет к скачку цен.
США также обеспокоены последствиями полного запрета ЕС на страхование российской нефти, который был введен ранее в июне и который планирует повторить Великобритания. Страховщики из ЕС и Великобритании играют ключевую роль на нефтяных рынках, и без их услуг заручиться морскими доставками российской нефти очень трудно.
Что может помешать?
Как подчеркнул советник по национальной безопасности США Джейк Салливан, предложенное – не "готовый и проверенный метод", который можно в любой момент "взять с полки".
По словам одного представителя ЕС, сложнее всего будет убедить достаточное количество стран и крупных страховщиков поддержать предложенную схему.
Специалист по нефти и глава глобального отдела сырья в RBC Capital Markets Хелима Крофт (Helima Croft) сказала, что инициатива исходит из того, что на нее подпишутся страны вроде Индии, которая с начала кризиса значительно нарастила закупки российской нефти со скидкой, в расчете на то, что это собьет цены еще ниже.
Крофт сомневается, возможно ли в принципе установить цену, достаточно низкую, чтобы урезать нефтяные доходы Москвы, но достаточно высокую, чтобы Россия не прекратила экспорт как таковой.
Кроме того, ЕС придется скорректировать свой режим санкций, а это далеко не просто, учитывая, что изменения должны поддержать все 27 государств-членов.
По мнению аналитиков, Россия вполне может попытаться обойти запрет на страхование. Даже если российские нефтяные грузы фактически окажутся под запретом для большей части мирового танкерного флота, не исключено, что Индия и Китай захотят продолжить торговлю с использованием собственных судов или российских.
Как отреагируют страховщики?
Представители лондонского рынка, глобального центра морского страхования, в частном порядке выразили обеспокоенность по поводу перекладывания механизма правоприменения на страховщиков через запрет страхового покрытия для грузов стоимостью выше установленной. Они подчеркнули, что торговая цена груза как правило хорошо известна.
Официальный представитель Евросоюза сказал, что "Большой семерке" и европейским властям придется поучаствовать в контроле цен, иначе страховщики откажутся работать, учитывая многочисленные судебные препоны в случае несоблюдения предписанного.
Если же страховщики захотят избежать юридических рисков и не будут полностью покрывать российские поставки, это лишь усугубит опасения Вашингтона насчет еще худшего скачка цен на нефть.
Что думают нефтяники?
Руководители нефтяных компаний также настроены скептически. Генеральный директор ExxonMobil Даррен Вудс (Darren Woods) сообщил Financial Times, что зафиксировать цены на нефть будет непросто. "Мне вот совсем не очевидно, как этот механизм будет работать, – посетовал он. – В нефтегазовой отрасли рынки работают очень эффективно и результативно".
Самый главный риск в том, что Россия откажется играть по этим правилам и обострит энергетическую войну. Ранее в этом месяце ее газовая монополия "Газпром" уже прекратила поставки в Европу.
Однако аналитики считают, что провернуть то же самое с нефтью Москве будет сложнее: на нее приходится значительная доля доходов российского бюджета. К тому же остановка нефтедобычи сопряжена с серьезными рисками: месторождениям может быть нанесен невосполнимый ущерб.
Однако сокращение поставок ради повышения цен и "съеживания" западных экономик в краткосрочной перспективе не исключено. "Мы почему-то рассчитываем, что русские будут охотно подыгрывать, пока Запад решает, как поудобнее сократить импорт", – заключила Крофт.
Статья написана при участии Дэвида Шеппарда (David Sheppard)