Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
FT, ссылаясь на собственное "расследование", заявляет, что российские суда экспортируют продовольствие из Крыма в обход "международных" санкций. Авторы заявляют, что зерно "краденое", но признают, что у них нет ни улик, ни доказательств, что оно украдено с украинских территорий.
Полина Иванова (Polina Ivanova)
Лаура Пител (Laura Pitel)
Ранее в этом месяце судно "Федор" направилось на юг через Босфор в турецкую Бандырму к югу от Стамбула. Российский сухогруз доставил 9 000 тонн кукурузы покупателю Yayla Agro, одному из ведущих производителей бобовых, зерна и риса в стране.
По официальной документации, груз прибыл из небольшого российского порта на побережье Черного моря. Никаких юридических проблем при этом не возникло: Россия – главный мировой экспортер зерна, и на ее продовольствие санкции не распространяются.
Но в действительности похоже, что этот рейс – элемент Черноморского механизма для обхода санкций, который может использоваться и для контрабанды других товаров с Украины.
Financial Times установила, что на самом деле судно забирало груз в Севастополе – который Россия незаконно аннексировала в 2014 году вместе с Крымом. На фотографиях украинской группы активистов "Миротворец" "Федор" запечатлен в порту Севастополя 12 июня.
При помощи спутниковых снимков Planet Labs FT подтвердила заход в порт Севастополя. На фотографиях судно пришвартовано у терминала "Авель" для загрузки зерна и кукурузы.
Еще до того, как российские войска вошли на территорию Украины в феврале, вывоз товаров из Крыма для многих компаний был вне закона: после аннексии полуостров накрыло лоскутным одеялом санкций. Прямой мишенью для американских санкций стали владельцы севастопольского зернового терминала – дочернего предприятия российской "Объединенной судостроительной корпорации". Компаниям, торгующим с оккупированными территориями, также грозят меры со стороны украинской прокуратуры.
Но в последние недели шумиха вокруг поставок усугубилась: украинские власти заявили, что крымские порты, включая Севастополь, используются для экспорта "награбленного" зерна с подконтрольных России территорий. В начале июня российские государственные СМИ признали, что зерно из Мелитополя идет в Крым на экспорт.
Нет никаких доказательств того, что зерно, отгруженное из Крыма на "Федор" или другие суда, украдено с украинских территорий.
Но есть некая косвенная закономерность, свидетельствующая о росте контрабанды из Крыма. Хотя данные об объемах экспорта через порт скудные, украинские активисты и наблюдатели отмечают рост грузооборота зерна в Севастополе в мае и июне по сравнению с прошлыми годами.
Анализ спутниковых фотографий в сочетании с портовым учетом показывает, что в одном только мае из севастопольского терминала на экспорт ушло порядка 140 000 тонн зерна восемью отдельными партиями. Этот примерно 6% российского экспорта зерна за месяц. Россия – один из крупнейших в мире экспортеров продовольствия, и значительный объем зерна отгружается из порта, находящегося под международными санкциями.
Из восьми судов, сфотографированных в Севастополе, одно не удалось ни опознать, ни отследить. Четыре судна ушли в Сирию, причем по таможенным и портовым декларациям их груз составил около 90 000 тонн. Остальные три – с грузом порядка 43 000 тонн – отправились в Турцию.
Сведения из Севастополя подтверждаются деятельностью российского порта Кавказ напротив побережья Крыма. Специалисты отрасли назвали его ключевой точкой для контрабанды товаров из всего региона. Хотя это всего лишь скромный порт (порт Кавказ – пятый по грузообороту в России и второй по грузообороту в Черноморско-Азовском бассейне после Новороссийска, – прим. ИноСМИ), в последние месяцы там также наблюдается значительный и не приуроченный к сезону рост заявленного экспорта.
Указанные владельцы "Федора" и терминала "Аваль" на запрос о комментариях не откликнулись. Yayla, турецкая компания-покупатель, считает, что груз прибыл из российского порта и под санкции не подпадает.
Однако рейсы демонстрируют относительно простой механизм, имеющийся у российских черноморских компаний для обхода целого ряда санкций, – от отключения отслеживающих устройств до подделки документов.
По мнению экспертов по судоходству, нарушение санкций в Крыму говорит о том, насколько сложно предотвратить контрабанду зерна и других награбленных товаров, а также пресечь экспорт других российских товаров через Черное море – включая уголь и сталь.
После того, как Россия объявила об открытии других подконтрольных ей черноморских портов, включая Бердянск и Мариуполь, ее обвинили в использовании тех же методов для контрабанды захваченной стали.
Старший аналитик по грузоперевозкам консалтинговой компании Kpler Мэтью Райт (Matthew Wright) назвал поставки из Севастополя за последние недели "едва ли не самым вопиющим нарушением на рынке зерна" – по его словам, товар мог быть украден и явно прибыл из подсанкционного порта.
Стратегическое расположение
Аннексировав Крым в 2014 году, Россия получила полный контроль над военно-морской базой в Севастополе, где уже давно базируется ее Черноморский флот. Но Москва стремится к коммерческому развитию порта. Ряд компаний по отгрузке зерна стали дочерними предприятиями российских государственных предприятий.
Россия стимулирует торговлю через Севастополь, чтобы поскорее интегрировать Крым и ускорить его международное признание. Financial Times выявила экспорт зерна из Крыма в Сирию, российскую союзницу, не поддержавшую санкции США, а также Ливию и Турцию.
По словам одного российского экспортера, вывозить зерно через Крым быстро и дешево из-за его инфраструктуры и положения. Глубоководный порт Севастополя, способный принимать крупнотоннажные суда, он "без ложной скромности" назвал "безусловно лучшим" в мире для экспорта зерна.
С начала спецоперации в конце февраля Севастополь стал ближайшим крупным портом к подконтрольным частям Украины. Сообщается, что с территории Украины на крымские склады и элеваторы едут грузовики с зерном.
Правительственные чиновники и отраслевики говорят, что отследить наличие в партиях зерна, украденного с украинских ферм, практически невозможно, потому что его легко ссыпать с зерном из легальных источников. Как объяснил один европейский чиновник, если компания берет урожай с Украины, а затем смешивает его с российским и экспортирует из российских портов, отследить его "очень сложно".
Суда c зерном из Крыма принимают меры, чтобы обойти санкции. Международное право обязывает суда использовать транспондеры – эти устройства автоматически сообщают об их местонахождении и маршруте другим судам и портам. Однако в целом ряде отслеженных случаев корабли в Черном море транспондеры отключали – причем нередко при подходе к Крыму.
Это значительно усложняет как отслеживание, так и поимку судов с поддельными документами: компания может убедительно заявить, что отгрузка осуществлялось в другом месте.
Yayla раскрыть своего поставщика отказалась, но отметила, что в контракте, в накладной, сертификате происхождения и других грузовых документах портом отгрузки значится порт Кавказ. Поставки зерна из российских портов под действие санкций не подпадают.
Три корабля, отбывших из Крыма в Турцию в мае, также указали пунктом отправления порт Кавказ. Об этих случаях турецким властям сообщили украинские чиновники. Как сообщила турецкая сторона, таможенники "провели должную проверку и удостоверились, что заявленная страна происхождения груза – Россия".
При этом чиновник оговорился, что это если судить по российским документам. "Определить точное географическое происхождение зерна технически очень сложно", – добавил он. Как сообщили турецкие отраслевики, портовые власти страны в курсе возможного крымского происхождении зерна из порта Кавказ.
Руководители зерновой отрасли говорят, что порт Кавказ играет еще одну важную роль в обходе санкций – для перевалки товаров с одного корабля на другой на якорных стоянках. Морская погрузка допускается, поскольку порт Кавказ не может принимать крупные суда. Но потенциально это ворота для контрабанды, поскольку место изначальной загрузки установить тем труднее.
Суда с грузом из Крыма или с подсанкционного предприятия могут осуществлять перегрузку прямо в море.
Российский экспортер зерна говорит, что одна из якорных стоянок порта Кавказ еще несколько лет назад стала излюбленным местом для "отмывания" и перегрузки крымского зерна.
"Лучший способ скрыть источник сухого груза – это перевалка с судна на судно, – говорит аналитик Райт. – Это, считай, вариант по умолчанию для любой незаконной деятельности".
Судя по спутниковым фотографиям Planet Labs, на сегодняшний день на якорной стоянке порта Кавказ происходит перевалка сразу с нескольких кораблей. Хотя в начале конфликта эта практика прервалась на целый месяц, уже майские спутниковые фотографии показывают, что идет перегрузка с семи больших кораблей на более мелкие.
Нам удалось выявить заходы в порт Кавказ с включенными транспондерами непосредственно перед заходом в Крым или сразу после – это создает иллюзию загрузки в российском порту. В ряде случаях в портовых документов для российских властей пунктом загрузки значился Севастополь, а для других стран – порт Кавказ.
Хотя прямых доказательств, что из порта Кавказ в последние недели экспортируется краденое, нет, грузопоток через порт в этом году вырос. По данным системы отслеживания судов Shipfix, в мае из порта поступило 576 000 тонн сельхозпродукции. Это значительный поток для этого время года, хотя торговля и прервалась на несколько месяцев в связи с боевыми действиями.
В мае на порт Кавказ приходилось 28% всего российского экспорта зерна – для сравнения среднемесячный показатель за четыре предыдущих года составил около 11%.
Обвинения в контрабанде зерна через Черное море – острая дилемма для западных правительств, которые ввели санкции против России. С одной стороны, они не хотят усугублять глобальный продовольственный кризис, с другой – закрывать глаза на контрабанду.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в прошлом году на Россию и Украину пришлось более четверти мирового экспорта зерна и чуть менее трети всего экспорта пшеницы. Исторически черноморская пшеница играла особую роль в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
"В идеале Россия и Украина должны и дальше поставлять зерно остальному миру, – объясняет старший научный сотрудник вашингтонского Института Питерсона Чад Боун (Chad Bown). – Но мы не хотим, чтобы Россия на этом зарабатывала. И уж точно не хотим, чтобы она наживалась на краденом зерне с занятых украинских территорий".
На прошлой неделе министры иностранных дел "Большой семерки" обсудили шаги ООН по урегулированию поставок украинского зерна из Одесского порта, который не оккупирован Россией, но закрыт с начала боевых действий. ООН пытается разрешить ситуацию, однако высокопоставленный представитель США признал, что администрация смотрит на успех переговоров скептически.
Экспортные процедуры из Крыма могут обходить и другие санкции. В отличие от мер ООН против Ирана, санкции против России поддержали главным образом западные правительства. Это значит, что применяются они фрагментарно.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чья страна контролирует две важнейших артерии, соединяющих Черное море со Средиземным, с началом операции стремится сохранять шаткое равновесие. Как член НАТО, Анкара поставила Киеву боевые беспилотники и ограничила доступ российских военных в свои воды и воздушное пространство. Но при этом Эрдоган старается не портить свои близкие отношения с Владимиром Путиным и санкции Запада не поддержал.
Директива Турецкой палаты судоходства от 2017 года рекомендует портам не принимать суда из Крыма в соответствии с требованием главного прокурора Украины. На прошлой неделе министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара расследует утверждения о поставках якобы награбленного зерна, и пообещал пресечь их, если сведения подтвердятся.
Однако останавливать суда с краденым, по утверждениям Киева, зерном турецкие официальные лица не хотят, ссылаясь на отсутствие доказательств. Башак Алды из стамбульской юридической фирмы AKT говорит, что судам из Крыма теоретически грозят штрафы, но и эти меры будут применяться лишь в том случае, если судно заходит прямо из крымских портов без промежуточной остановки.
Двойственная позиция Анкары стала поводом для беспокойства в Вашингтоне и ЕС: там не хотят, чтобы Турция стала прибежищем контрабандистов. На прошлой неделе заместитель министра финансов США Уолли Адейемо (Wally Adeyemo) посетил Турцию и обсудил с высокопоставленными турецкими чиновниками координацию санкций. Украина также работает над созданием правового механизма для поимки и привлечения к ответственности международных покупателей зерна из крымских портов.
Даже если Турция решит не вводить санкции, риски для крупных компаний, ведущих дела с организациями из черного списка, сохраняются. Если выяснится, что компания из страны, не поддержавшей санкции против России, занимается торговлей, запрещенной Великобританией, ЕС или США, крупные транснациональные компании из этих стран могут перестать с нею торговать из боязни косвенно стать нарушителем, объяснил партнер Hogan Lovells Алин Дуссен (Aline Doussin).
Yayla, которая экспортирует свою продукцию по всему миру, подтвердила, что купила партию с судна "Федор", но заверила, что "работа в рамках этических норм и осуществление торговли в соответствии с международным правом" – ее главнейший приоритет.
Компания заявила, что проведет расследование предъявленных обвинений: "Наша обязанность как компании – проверить, значатся ли наши торговые партнеры в международном санкционном списке, и обеспечить выполнение заключенного контракта в соответствии принятыми положениями".
Конфликт продолжается, и риск уклонения черноморской торговли от санкций может возрасти – равно как и перспектива сбыта других награбленных товаров.
Украина утверждает, что одного только зерна было украдено 500 000 тонн. Один из примеров – грузовое судно "Леди Августа", которое, судя по спутниковым фотографиям, село на мель в занятом Мариуполе, где пришвартовалось перед началом конфликта, чтобы забрать 6500 тонн пшеницы. Теперь на него претендуют сепаратисты из так называемой Донецкой Народной Республики.
Коммерческий директор HarvEast Татьяна Алавердова сообщила, что с февраля ее грузовая компания лишилась 52 000 тонн зерна в занятых Россией районах. "Мы слышали, что часть зерна с наших складов попросту исчезла. Но в каких именно объемах, мы не знаем", – говорит она.
Кроме того, украинские фермеры на занятых территориях вынуждены сбывать урожай за гроши. Маша Беликова, зерновой аналитик из Fastmarkets Agricensus, говорит со ссылкой на трейдеров, что российские предприятия закупают в подконтрольных регионах по бросовым ценам.
Ранее в июне, до недавнего падения цен, пшеница в безопасной центральной Украине стоила 192 доллара за тонну, а на занятых Россией территориях – от 90 до 100 долларов.
Цена на пшеницу на европейском рынке на сегодняшний день доходит почти до 370 долларов, то есть прибыль выходит огромная. Yayla заверила, что свою последнюю партию закупила по рыночным ценам.
Помимо зерна возможна контрабанда и других награбленных товаров. На сталелитейном заводе "Азотовал" (так в тексте, по-видимому, имеется в виду "Азовсталь", – прим. перев.) в Мариуполе до начала боевых действий находилось порядка 234 000 тонн металла на сумму около 148 миллионов долларов. Представители компании "Метинвест", которой принадлежит сталь, говорят, что теперь все это перешло под контроль России.
Компания заявила, что минимум 2 500 тонн ушло из Мариуполя в Ростов-на-Дону.
"По нашим данным, самые вероятные пункты назначения – это страны Азии и Африки. Есть лишь небольшая вероятность, что некоторые товары, а именно слябовые заготовки, попадут в Европу, поскольку торговое эмбарго их не касается", – говорит главный юрисконсульт "Метинвеста" Светлана Романова.
Романова говорит, что "Метинвест" подал жалобы правительству Украины и рассматривает иные возможности, но четкого механизма пока не видит.
Кража стали сигнализирует о еще одной проблеме: открывается все больше занятых Россией портов. По словам украинских чиновников в Донецке (так в оригинале, – прим. перев.), в порт Мариуполя для погрузки стали зашли минимум три судна. Это утверждение подтверждается спутниковой фотографией.
Назначенный Россией местный глава Александр Сауленко заявил, что порт Бердянск скоро начнет экспортировать зерно с занятых территорий.
"Зерно пойдет отсюда 100%. Зерна достаточно много в районе. Учитывая, что у нас скоро будет новый урожай, и надо будет освобождать складские помещения, с имеющимся зерном нужно что-то делать. И фермерам нужно его продать, чтобы заработать. Мы рассчитываем заключить контракты с Турцией", – заявил Сауленко.
Весь июнь работа в севастопольском порту кипела: поставки в Турцию продолжались. Около полудня в прошлый вторник "Федор" миновал Стамбул и направился на север через Босфор в Черное море. После этого судно отключило транспондер. Судя по последним сообщениям, "Федор" направлялся в порт Кавказ.
Статья написана при участии Эмико Теразоно (Emiko Terazono), Фелиции Шварц (Felicia Schwartz) и Йорюка Ишика (Yörük Işık)