Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин избежал худшего удара: ущерб от санкций ослабила нефть

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкПроект "Волны цветения" в парке "Зарядье"
Проект Волны цветения в парке Зарядье - ИноСМИ, 1920, 06.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономисты снижают прогнозы экономического спада в России на 2022 год из-за роста экспорта, сообщает Bloomberg. В июне компании сообщили о первом значительном росте производства и улучшили свои прогнозы. Однако риски сохраняются.
Похоже, рецессия в России окажется ниже, чем предрекали многие прогнозисты в начале года. Ущерб от санкций, введенных США и Европой в наказание за конфликт на Украине, смягчил рост нефтедобычи.
Экономисты из JPMorgan Chase & Co, Citigroup и других крупных банков снизили прогнозы падения производства в этом году до 3,5%, перечеркнув изначальные опасения, что с началом российской спецоперации на Украине Россию ждет глубочайшая рецессия за целое поколение.
Чиновники в Москве, прежде рассчитывавшие на сокращение в 12%, улучшили свои прогнозы почти вполовину.
"Сбитый с ног боксер зашевелился, – сказал главный экономист московской оценочной компании Expert RA Антон Табах. – Был нокдаун, но его во многом компенсировали комфортные экспортные цены, даже с учетом скидок, – плюс средства на решение проблем выделил бюджет".
Перспективы улучшились
Менее мрачные перспективы укрепили Кремль в уверенности, что он выдержит санкционный натиск со стороны США и их союзников, ведь лидеры этих стран сталкиваются с растущим давлением со стороны растущих цен на энергоносители и продовольствие вследствие украинского конфликта, а конфликт на Украине усугубил ситуацию. Попытки ввести новые санкции встречают все более жесткую оппозицию, а политически приемлемых вариантов остается немного.
Спад, но уже не столь глубокий
Экономический спад в России будет меньше, чем ожидалось изначально.
Но все равно рецессия ожидается самая существенная. Многие прогнозисты предрекают, что нынешний спад продлится дольше, чем прошлые, а последствия санкций в сфере ключевых технологий и других товаров со временем лишь усугубятся. Автомобильная промышленность страны уже практически остановилась: производство в мае сократилось на 97% из-за нехватки запчастей и ухода с рынка крупных иностранных производителей.
Но в других секторах экономики худшие опасения пока не воплотились в жизнь: стремительные шаги по стабилизации валюты в первые недели конфликта предотвратили финансовый крах, а за ними последовал приток экспортных поступлений.
В июне компании сообщили о первом значительном росте производства и улучшили свои прогнозы, сообщило во вторник S&P Global.
Производители понемногу адаптируются
"Рецессия в России гораздо мягче, чем многие опасались в самом начале спецоперации", – написали на этой неделе экономисты JPMorgan, сократив прогноз падения российской экономики с мартовских 7% до 3,5%.
Промышленное производство в мае выросло по сравнению с предыдущим месяцем на 1,7% с поправкой на сезонность, сообщает Центр развития при Высшей школе экономики в Москве. "Приостановка спада в мае может быть признаком того, что производители в первом приближении адаптировались к шокам, вызванным антироссийскими санкциями", – отметили в центре.
Резкое снижение
Санкции уже вызвали сокращение российской экономики: в апреле ВВП страны сократился по сравнению с предыдущим годом на 2,8%, а в мае – уже на 4,3%.
Однако немаловажным фактором стало восстановление нефтедобычи, которая снизилась с началом боевых действий, но в июне выросла на 7% благодаря внутреннему спросу и переключению на экспортных клиентов в Азии.
Добыча газа, еще один ключевой двигатель экономики, также снизилась, однако цены выросли – это также способствовало росту доходов.
"Мы пока не достигли того уровня стресса, на который рассчитывали в 2022 году, – сказал экономист "Росбанка" Евгений Кошелев. – И мы рассчитываем, что тенденции улучшатся, потому что и бюджетная, и денежно-кредитная политика в целом носят стимулирующий характер".
Сдержанная рецессия?
Розничные продажи упали примерно на 10%, но дальнейшее падение в отрасли, на чью долю приходится примерно половина экономики, похоже, стабилизировалось. Потребительское доверие выросло, а безработица остается на рекордно низком уровне. Данные свидетельствуют о том, что в конце июня обороты контрольно-кассовой техники выросли до февральского уровня, заявил министр экономики Максим Решетников на заседании правительства во вторник. "Но говорить о стабилизации пока рано", – заметил он.
Импорт, рухнувший в апреле на целых 40%, тоже демонстрирует признаки стабилизации.
Правительство также увеличило расходы на социальные программы и военные закупки – это придало дополнительный экономический импульс. Наконец, Центральный банк отменил все повышения ставок, введенные с началом спецоперации.
"Судя по показателям активности, существует значительный потенциал для дальнейшего сокращения спрогнозированного ранее годового спада в 7%", – сообщил экономист Goldman Клеменс Грейф (Clemens Grafe) в докладной записке.
И все же прогнозисты предостерегают, что в отношении дальнейших перспектив сохраняется значительная неопределенность. Более стремительные, чем ожидалось ранее, ограничения на российские энергоносители в Европе грозят ударить по доходам во втором полугодии, равно как и падение спроса, если опасения рецессии оправдаются.
Появившиеся за последние месяцы признаки сокращения российских запасов могут означать, что по мере их истощения ущерб от санкций в дальнейшем лишь усугубится. Укрепление рубля может привести к тому, что экспортеры сократят производство, поскольку их цены не соответствуют рыночным.
"Есть основания для оптимизма", – сказала главный экономист московской финансовой группы БКС Наталья Лаврова. "Риски на 2022 год несколько снизились, но при этом частично переместились на 2023 год из-за нефтяного эмбарго", – сказала она, имея в виду планы ЕС еще сильнее ограничить импорт в следующем году.
Статья написана при участии Бенджамина Харви (Benjamin Harvey)