Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин и его мировой продовольственный кризис

Уборка урожая пшеницы в Крыму - ИноСМИ, 1920, 16.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт в Европе начался вслед за усугубляющимся климатическим кризисом, пандемией COVID-19 и взлётом цен на энергоносители. И это было последнее, в чём "нуждалась" хрупкая мировая продовольственная система. Почти 50 млн человек в мире сегодня оказались на пороге голодной смерти.
Руби Осман (Ruby Osman), Джейкоб Делормэ (Jacob Delorme)
Конфликт в Европе начался вслед за усугубляющимся климатическим кризисом, пандемией COVID-19 и взлётом цен на энергоносители; это было последнее, в чём нуждалась хрупкая мировая продовольственная система.
Почти 50 млн человек в мире сегодня оказались на пороге голодной смерти. Из-за российской блокады Чёрного моря в украинских портах оказались заперты примерно 20 млн тонн зерна, что соответствует годовому объёму потребления всех наименее развитых стран в мире вместе взятых. Но даже если эти поставки удастся осуществить, этого будет недостаточно, потому украинский конфликт стал лишь очередным ударом по уже надломленной мировой продовольственной системе. Сегодня мир должен готовиться к продовольственному кризису, который продлится годы, а не месяцы.
Нынешний кризис является кризисом цен: составляемый Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН индекс продовольственных цен взлетел до рекордных высот. Но уже через год вполне может начаться кризис, связанный с физическим отсутствием продовольствия. В нашем новом докладе о глобальных последствиях украинского конфликта рассматриваются вопросы, как сбои в посевной повлияют на экспорт аграрной продукции с Украины, и как глобальный кризис на рынке удобрений, усугубляемый нынешним конфликтом, уменьшит возможности многих стран прокормить себя самостоятельно.
В этом году урожай пшеницы на Украине (на долю этой страны обычно приходится 10% мирового экспорта пшеницы), скорее всего, окажется на 42% меньше, чем в 2021 году. По словам бывшего министра сельского хозяйства Украины Романа Лещенко, посевная площадь зерновых в 2022 году может не достигнуть и половины довоенного уровня, а это значит, что ущерб урожаю следующего года уже нанесён. А когда, наконец, закончатся боевые действия, потребуются годы, чтобы восстановить фермы, почвы и хранилища. Последствия не ограничиваются Украиной. Средние цены на удобрения, повысившиеся в прошлом году на 80%, с начала 2022 года выросли ещё на 30% из-за сочетания российских экспортных ограничений с западными санкциями. Химические удобрения являются основой современного сельского хозяйства.
Именно благодаря им мировое производство зерновых утроилось с 1960-х годов, что сделало возможным самый быстрый рост мирового населения за всю историю. Мировой кризис на рынке удобрений означает, что теперь – как никогда – странам мира надо обеспечивать себя самостоятельно. Как показывает быстрый рост цен в Великобритании и США, даже страны развитого мира не обладают иммунитетом к глобальным последствиям этого конфликта. Но во многих странах, которые уже покачивались на грани нестабильности, ситуация стала просто отчаянной. В Шри-Ланке, где годовая инфляция сегодня достигла 54%, более 80% населения вынуждено ложиться спать, не поев. Голод в странах Сахеля достиг рекордных уровней. Для гуманитарных организаций последствия тоже негативны. Рекордно высокие цены на продовольствие и быстрый рост транспортных издержек, ставший результатом попыток богатых стран найти других поставщиков энергоносителей помимо России, превращаются в смертоносную комбинацию для 274 миллионов человек, которым, согласно оценкам ООН, в этом году понадобится гуманитарная помощь. И это лишь только начало. Мировые продовольственные кризисы 2008 и 2012 годов показали, что дефицит продовольствия усугубляет уже существующие проблемы, а в худших случаях служит искрой для новых конфликтов.
Протестующие на Шри-Ланке, которая испытывает затруднения с импортом продовольствия и топлива, заставили президента уйти в отставку, а тем временем фермеры Перу, оставшиеся без удобрений, заблокировали дороги и грабят магазины. Согласно новой модели, опубликованной журналом Economist, в ближайший год десятки стран ожидает значительный рост "беспорядков", таких как конфликты и политическая турбулентность, а многие другие страны могут пострадать от сбоев в экономике. Международному сообществу нужно срочно начать действовать, чтобы не допустить возникновения этого порочного круга. Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы (WFP) Дэвид Бисли написал в своём предисловии к нашему докладу, что власти обязаны не допустить, чтобы из-за конфликта на Украине пострадали миллионы семей, ведущих смертельно опасную борьбу с голодом. Поскольку серебряных пуль, которые бы помогли урегулировать продовольственный кризис, не существует, мир должен приступить к реализации срочной программы по смягчению нанесённого ущерба, одновременно помня о долгосрочных перспективах. В краткосрочной перспективе международное сообщество должно справиться с российской блокадой и открыть безопасный проход с военно-морским эскортом для грузовых судов, которые вывезут 20 млн тонн пшеницы, застрявшей в украинских портах. Согласованные действия нужны также для предотвращения протекционизма, ставшего для некоторых коленным рефлексом. В частности, с 24 февраля уже 23 страны ввели ограничения на экспорт продовольствия, на долю которого приходится 17,3% всех торгуемых в мире калорий.
И здесь многосторонние органы, подобные Всемирной торговой организации, должны стимулировать экономически крупнейшие страны координироваться и открывать продовольственные резервы с целью не допустить дальнейшего роста цен. Кроме того, правительства могут отреагировать на кризис продовольственных цен поставками гуманитарной помощи наиболее уязвимым странам и увеличением финансирования гуманитарных организаций, которые с трудом справляются с быстрорастущими издержками на закупки и транспортировку.
Впрочем, одной только гуманитарной помощи будет недостаточно, если мы хотим не допустить перерастания кризиса продовольственных цен в кризис физического отсутствия продовольствия. Нам нужно содействовать укреплению самодостаточности, в том числе помогая развивающимся странам диверсифицировать источники импорта и внедрять новые технологии редактирования геномов для повышения урожайности. Нужно также помочь африканским странам увеличить производство удобрений. Многие страны, в том числе Мозамбик, Того, Тунис и Нигерия, обладают значительными неосвоенными запасами сырья, необходимого для производства собственных удобрений и сокращения зависимости Африки от поставок из России.
Наконец, нынешний кризис подчёркивает важность улучшения внешнеторговой координации. Например, недавно созданная Африканская континентальная зона свободной торговли обещает содействовать расширению внутрирегиональной торговли и формированию определённой защиты от будущих внешних шоков.
Не только на Путине, которые превратил поставки продовольствия в оружие, лежит ответственность за нынешний кризис, однако украинский конфликт ухудшил и без того плохую ситуацию. Нам предстоит длительная борьба, потому что мы должны справиться не только с черноморской блокадой, но и со структурными проблемами, которые собственно и сделали мир столь уязвимым для перебоев в поставках продовольствия.