Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Представь себе: объявлена экономическая война, а на нее никто не пошел

© РИА Новости Александр Демьянчук / Перейти в фотобанкОдногривенная купюра горит на газовой конфорке
Одногривенная купюра горит на газовой конфорке - ИноСМИ, 1920, 22.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Деньги режиму Зеленского нужно давать радостно и щедро, заранее прощаясь с ними навсегда, считает автор немецкого "Шпигеля". Он порицает тех западных политиков, которые смеют жадничать. Пишет так: раз вы надели желто-голубые ленточки, разоряйте свои страны и не кобеньтесь. Вы же сами говорите: идет экономическая война.
Правительства в Европе и США активно вводят санкции против России, но не хотят брать на себя соответствующие расходы. А так дело не пойдет.
В кремлевской иерархии Дмитрий Медведев – всего лишь заместитель председателя Совета безопасности, но мало кто может сравниться с ним в стремлении угодить президенту России антизападной пропагандой. Так, например, на своем Telegram-канале он недавно запостил фотографии Бориса Джонсона и Марио Драги и снабдил их большим вопросительным знаком. Неясно, что это значит, но есть вероятность, что Медведев злорадно спрашивает: "Кто следующий?"
Медведев, с которым в России когда-то связывали определенные надежды на реформы, уже давно превратился в главного поджигателя войны в Москве, но в данном случае он попал в точку. Спустя пять месяцев после отправки русских войск на Украину Путин как никогда прочно сидит в седле. А вот некоторые главы правительств стран Большой семерки едва держатся в креслах. И это относится не только к кабинетам в Лондоне и Риме. Французский президент Эммануэль Макрон после неубедительной победы на парламентских выборах будет теперь иметь дело с оппозицией, состоящей из благосклонно настроенных к Путину правых и левых популистов. В США демократы Джо Байдена настроились на неудачу во время осенних выборов в конгресс. Федеральный канцлер Олаф Шольц пользовался у немецкого избирателя перед выборами значительно большей популярностью, чем теперь. Говорят, что Путин объединил Запад. Может, и так, но это не значит, что Путин сделал его сильнее.

Запад ведет экономическую войну без необходимой честности

Не в последнюю очередь причина такой ситуации кроется в экономической войне, о которой никак нельзя сказать, что она проходит по плану. На сегодняшний день антикремлевская коалиция приняла шесть санкционных пакетов. При этом еще больший спад, чем России, предрекают как раз инициаторам санкций. А воздействие на Россию пока что только обещают: есть лишь надежда, что беспрецедентная цепь торговых ограничений и запретов на экспорт технологий все же ввергнет Россию в рецессию до конца года.
Вот только на способность Путина продолжать боевые действия все эти меры пока особого влияния не оказали, потому что возросшие цены на энергоносители в то же самое время увеличили поток денег в российскую казну. Одновременно с этим выявился совершенно неприемлемый сопутствующий ущерб от антироссийских санкций на Западе. К показателям инфляции и в то же время к снижающимся показателям экономического роста. Поэтому все больше экономистов предсказывают еще до рецессии предсказывают рецессию в западном мире, как минимум в Европе. Сейчас все чаще возникает вопрос, а вдруг санкции ударили мимо цели?
Хочется верить, что это преждевременный вывод. И что большинство санкций и вправду рассчитано на долговременный эффект, а щепетильный Запад и вправду ограничит торговлю с военачальником из Кремля до минимума.
Но нельзя не заметить, что Запад проводит санкционную политику против Кремля без необходимого терпения, без решимости и честности. Экономическая война означает, что противнику наносят ущерб, но при этом не плачут, нанося тем же ударом ущерб и самому себе. Тот, кто говорит о санкциях, не должен молчать о связанных с ними убытках. Их нельзя игнорировать, а лучше по возможности справедливо распределить между всеми "нападающими" на проштрафившуюся страну участниками санкций.
Такова логика экономического конфликта. Но хитрецы-европейцы пытаются игнорировать вторую часть этой формулы. Известный пацифистский девиз можно было бы сегодня перефразировать так: "Представь себе, объявлена экономическая война, а никто на нее не пошел".
Экономике Украины россиянами нанесен огромный урон, поэтому правительство в Киеве срочно нуждается в деньгах, которые в создавшейся ситуации могут поступить только с Запада. Но когда европейские лидеры во время своих широко освещаемых прессой поездок в Киев появляются перед камерами, они много говорят об эфемерном вступлении Украины в ЕС. Но они очень не любят распространяться о финансовых средствах, необходимых уже этой осенью.
На конференции министров финансов стран G7 США решили выделить Украине семь миллиардов евро, а немцы – только один миллиард. А из девяти миллиардов евро, обещанных Брюсселем правительству Зеленского весной, одобрен всего лишь один миллиард. А ведь это только начало. Европейцам придется настроиться на более значительные выплаты Украине, сказал комиссар ЕС по бюджету Йоханнес Хан (Johannes Hahn) на этой неделе в интервью журналу Spiegel. Если же главы правительств и дальше будут жадничать в прежнем стиле, у Украины скорее кончатся деньги, чем боеприпасы. А это недопустимо.
О том, как Европа должна реагировать на рост цен на энергию, эксперты практически не спорят. Правительства обязаны поддержать нуждающиеся и малообеспеченные домохозяйства, но по возможности не сдерживать цены государственными миллиардами, чтобы сохранять стимул к экономии. Таким образом, неизбежные тяготы санкционной политики лягут на хорошо и очень хорошо зарабатывающих граждан, которым будет легче справиться с финансовыми потерями.

"Эй, правительство, оплати мою предвыборную кампанию"

Но многие европейские лидеры так не считают, в особенности оказавшийся в затруднительном положении французский президент Эммануэль Макрон. Недавно он предложил своим соотечественникам объемистый пакет мер для поддержания покупательной способности. Там предусмотрены и долговременные субсидии на бензин. Они должны обеспечить французам цены на горючее на уровне, на котором они находились до конфликта на Украине. Представьте себе: это совершенно серьезно пообещал недавно министр экономики Брюно Лё Мэр (Bruno Le Maire). Но то, что такой шаг потребует огромных денег и, как выразился директор французского Центрального банка Франсуа Вильруа де Гало (François Villeroy de Galhau), только "даст пищу для опасной иллюзии, будто государственный долг Франции может расти неограниченно и бесплатно" - все это нынешнему хозяину Елисейского дворца безразлично. Ведь главное для него – исключить новые протесты "желтых жилетов".
Подобная ситуация сейчас во многих центрах европейской политики. Министры стран ЕС охотно прикалывают к пиджакам желто-голубые ленточки, но затыкают уши, когда речь заходит о финансовой помощи для Украины. Им нравится, когда их хвалят за решительные антироссийские санкции, но скромно отводят глаза, едва речь заходит о том, кто за них должен расплачиваться. Они пропагандируют смену эпох, но втайне надеются, что скоро все вновь будет так, как было до 24 февраля.
При этом опросы свидетельствуют о том, что при надлежащей обработке общественного мнения граждане европейских стран вполне готовы отказаться от своего благополучия ради Украины. Они раскошелятся, если им скажут, что расходы проводятся по понятной схеме и справедливо распределяются среди всех. Владимир Путин считает демократии слабыми и выродившимися. Правда в том, что на Западе есть такие политики, которые не очень-то доверяют своим гражданам. Например, Маркус Зёдер (Markus Söder), премьер-министр Баварии.
Вероятно, этот человек заметил, что выборы в баварский ландтаг в следующем году могут прийтись на период, когда избиратели все еще будут в шоке от последнего счета за газ. И поэтому в этот уикенд он потребовал от берлинского правительства, чтобы оно в тот момент приняло решение о введении финансируемой государством скидки на горючее и о снижении налогов. С тем же успехом это требование могло быть переформулировано так: "Эй, дорогое федеральное правительство, оплати мою предвыборную кампанию!"
С одной стороны, это вполне понятное желание политика, рейтинги которого в данный момент опустились ниже некуда. С другой стороны, это ложный посыл во время экономической войны.
Михаэль Зауга (Michael Sauga)