https://inosmi.ru/20220808/ukraina-255396497.html
Украинскую экономику ждет крах по вине Запада
Украинскую экономику ждет крах по вине Запада
Украинскую экономику ждет крах по вине Запада
Украина оказалась на грани коллапса из-за медлительности Запада в оказании ей финансовой помощи, пишет заместитель исполнительного директора Центра... | 08.08.2022, ИноСМИ
2022-08-08T01:22
2022-08-08T01:22
2022-08-08T10:47
foreign policy
украина
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/08/08/255399827_0:0:3071:1728_1920x0_80_0_0_4645a1b4c9592a7f039b30fef5639216.jpg
Потери растут быстрее, чем Киев с ними справляетсяМария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии УкраиныВ последние несколько недель дискуссии международных и украинских экономистов и политиков в основном строятся вокруг "Плана Маршалла" для Украины. Главным образом внимание уделяется техническим вопросам, связанным с восстановлением страны — от займов в обмен на обязательства по борьбе с коррупцией до "зеленой" повестки.Но, как отметил один мой европейский друг, близкий к тамошним политическим кругам: "Говорить о восстановлении Украины важно с точки зрения того, чтобы укрепить доверие и дать народу страны надежду. Но это тоже пустые разговоры".Запад дает щедрые обещания, но выполняет их, к сожалению, медленно. На данном этапе Украине пообещали в общей сложности 31 миллиард евро финансовой поддержки от самых важных доноров. Таковы подсчеты Кильского института мировой экономики, который отслеживает объемы обещанной Киеву финансовой помощи. Но с февраля по конец июня фактически было выделено всего 7,6 миллиарда. Сейчас общий объем оказанной помощи составляет около 11 миллиардов долларов — и это по-прежнему на порядок меньше той суммы, которая поступила России за ее углеводороды за тот же период.Одновременно с этим истощаются зарубежные валютные резервы, и 20 июля Украина попросила отсрочки у держателей еврооблигаций, поскольку обслуживание коммерческого долга становится слишком тяжелым бременем для госбюджета. То же самое — с точки зрения платежного баланса.Нацбанк Украины продавал до миллиарда долларов в неделю, чтобы обеспечить спрос на иностранную валюту и защитить фиксированный обменный курс. Только 20 июля было принято решение повысить этот показатель — с 29,25 гривны за доллар до 36,60.На конец июня объем зарубежных валютных резервов Украины составлял 23 миллиарда долларов. При текущем темпе потерь — если потоки финансовой поддержки не ускорятся — страна окажется на грани экономического краха. Есть ряд причин, по которым валютные резервы стремительно падают — и все они не во власти Украины.Российская операция разорвала украинскую экономику, и одной лишь иностранной помощи недостаточно, чтобы залатать дыру. Военные расходы взлетели до предела, а все остальные траты держатся на допустимом минимуме.Недостаток иностранного финансирования вынуждает Нацбанк покупать государственные облигации (фактически печатая гривну), чтобы покрыть колоссальный дефицит бюджета. В мае его размер достиг четырех миллиардов долларов, а в июне — уже шести миллиардов.С марта по май 2022 года собственные доходы государства покрыли только около 40% расходов, необходимых для управления страной и оплаты счетов. Еще 40% покрыл НБУ. Оставшуюся часть обеспечили грантами (около 7% расходов за три месяца полномасштабного конфликта), иностранными кредитами и внутренними облигациями. Когда эти средства попадают на рынок, их можно перенаправить на покупку иностранной валюты.Кроме того, Россия лишила Украину ресурсов и заблокировала бо́льшую часть экспорта. Довоенный объем экспорта достигал 40% ВВП. Двумя крупнейшими категориями было зерно и металлургия. Два важнейших металлургических завода страны были разрушены на ныне подконтрольной России территории Мариуполя, а зерно — на подконтрольных России территориях южной Украины — Москва присвоила. На оставшийся экспорт отчаянно не хватает транспортных мощностей. Товары в основном перевозились по морю, а черноморские порты сейчас заблокированы российскими военными судами.После ухода российских войск с острова Змеиный эту проблему частично стало возможно решить. Недавние переговоры при посредничестве Турции открыли экспорт украинского зерна из Одессы.˂…˃Между тем, растет объем импорта. Его подпитывает режим фиксированного обменного курса, восстановление потребительского спроса после первого шока от военных действий и рост цен на энергоносители.Украина сделала все, что могла, чтобы этому противостоять. В первый день российской операции, для поддержки гривны, НБУ ввел ограничения на валютные платежи за границу, которые не затронули перечень "критического импорта". Позже перечень расширили. В начале апреля, чтобы предотвратить товарный дефицит, бо́льшую часть импорта освободили от НДС и ввозных пошлин.Первого июля власти восстановили довоенные правила взимания НДС и таможенных пошлин. Это ослабит давление на государственные финансы, повысит конкурентоспособность украинских товаров и улучшит торговый баланс.Беженцы из страны тем временем тратят деньги с украинских счетов по всему миру. По разным оценкам, число людей, покинувших Украину, на июнь составляет более пяти миллионов. Не все из них бедны, живут на социальные выплаты или в приютах. Многие продолжают удаленно работать на украинские организации, а женщины и дети получают финансовую поддержку от оставшихся на Украине мужей и отцов. В целом, украинцы за рубежом тратят со своих гривневых банковских карт около полутора миллиардов долларов в месяц. Эти деньги поддерживают экономику стран-получателей, но и истощают резервы НБУ.НБУ и Министерство финансов проделали отличную работу по поддержанию устойчивости экономики и финансового сектора страны. Банки функционируют, пенсии и социальные выплаты осуществляются, зарплаты выплачиваются. Но возможности ведомств по борьбе с сильнейшим экономическим спадом и продолжающимися разрушениями инфраструктуры и производственных активов в условиях военного конфликта ограничены.Если Украина потеряет финансовую и экономическую стабильность, это пошатнет и ситуацию на фронте. Тыл должен работать так, чтобы военные могли делать свою работу — и, если обещания о деньгах и оружии так и останутся на бумаге, это будет невозможно. Группа украинских экономистов сформулировала следующие принципы поддержки Украины Западом для сохранения ее экономической стабильности.Действовать нужно быстро, чтобы Украина не проиграла экономическую войну. Сроки имеют здесь ключевое значение. Возможности для повышения налогов или сокращения расходов сильно ограничены. Нужен быстрый и стабильный приток денежных средств. Его объем должен покрыть разрыв в бюджете, в том числе обеспечить нужды по восстановлению отвоеванных территорий. Необязательно дожидаться окончания конфликта, чтобы запускать процесс восстановления. Люди в городах и селах, пострадавшие от действий российских военных, нуждаются в жилье; инфраструктура должна быть восстановлена до наступления зимы; дети должны пойти в школы; пожилые и больные должны быть обеспечены доступом к медицинским услугам.Помимо инфраструктуры и физических активов, Украина уже сейчас нуждается в восстановлении (либо создании) сильных институтов. Механизмы обеспечения прозрачности и отчетности зарубежной поддержки могут лечь в основу некоторых из этих институтов. Эти механизмы должны быть задействованы на всех этапах: обеспечивать публичный доступ к информации о финансовых соглашениях, возможных государственно-частных партнерствах и концессиях, государственных закупках и использовании средств. Кроме того, должны быть обеспечены доступные механизмы рассмотрения жалоб и мониторинга заинтересованных сторон. При восстановлении инфраструктуры необходимо учитывать растущую интеграцию Украины в ЕС с точки зрения социальных, экологических и управленческих стандартов.Гранты предпочтительнее кредитов. Привлекая даже долгосрочные и льготные кредиты, украинское правительство наращивает долговое бремя. После окончания конфликта оно будет разрушительно для экономики. При нынешних условиях соотношение долг/ВВП может вырасти с довоенного уровня в 50% до 100%. При этом только 18% помощи поступает в виде грантов, а остальную часть составляют долгосрочные кредиты.Кремль должен заплатить. Добровольные вливания международного сообщества и правительства Украины сыграют свою роль, но восстановление должно финансироваться в основном за счет активов российского государства и близких к нему олигархов. Это требует определенной законодательной работы со стороны стран, в которых россияне держат свои активы. Однако выбор между собственными налогоплательщиками и развязавшим военный конфликт государством должен быть очевиден.Наконец, финансовая поддержка и усилия по восстановлению должны быть инклюзивными и не допускающими дискриминации как в плане участия гражданского общества, представителей жертв и представителей бизнеса, чьи интересы оказались задеты, так и в том, что касается определения выгодоприобретателей. Предпочтение в части принятия решений и их реализации должно отдаваться тем сообществам и регионам, которые непосредственно представляют пострадавшее население на местах.Военная, гуманитарная и финансовая помощь Украине заслуживает похвалы. Однако понимания безотлагательности ситуации по-прежнему не хватает. Его убаюкивают разговорами о долгосрочном восстановлении и будущем Украины в ЕС. Но военный конфликт еще не выигран, и поддержка Украине нужна прямо сейчас.
/20220807/kalibr-255392837.html
/20220807/vengriya-255391915.html
украина
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/08/08/255399827_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_1ed9b83b00c9afa1164352feb040e4cd.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
foreign policy, украина