Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему украинцы даже сидеть так больше не хотят, как это делают русские

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанк"Почта России" запускает доставку с помощью роботов Яндекса
Почта России запускает доставку с помощью роботов Яндекса - ИноСМИ, 1920, 17.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор немецкой газеты "Вельт" радуется тому, что на Украине мало людей сидят на корточках. По поводу этой невинной манеры он развивает целую теорию, возводя ее к ГУЛАГу и "системе русско-советского рабства". Эта теория напоминает бытующий у немцев стереотип, что советские люди якобы не знали туалетной бумаги и унитазов.
Пиво, семечки, тренировочный костюм "Адидас", да вот еще манера сидеть на корточках — так мы себе представляем типичного славянина. Но с тех пор, как Россия начала захватнические действия, украинцы отказываются от этой типично русской позы. Ее происхождение имеет мрачную подоплеку.
В Советском Союзе по манере сидеть на корточках можно было легко догадаться, что сидящий так человек долгое время провел в заключении. Типичная поза такого человека: сидеть, полностью согнув ноги в коленях и прижав стопы к земле. При этом бедра соприкасались с голенями, как бы опираясь на них. В такой позе бывший заключенный мог сидеть довольно долго. Речь о "русских корточках", известных также под названием "славянские корточки".
Но как минимум после того, как Елена Зеленская, жена украинского президента, появилась на обложке нового Vogue сидящей с широко расставленными ногами на ступенях лестницы в здании украинского парламента, отношение к русским корточкам на Украине изменилось. Многие молодые украинки тут же стали размещать в социальных сетях свои фотографии в позе Зеленской.
Скриншот из аккаунта Vogue
Скриншот из аккаунта Vogue
Скриншот из аккаунта Vogue
Новая поза освободила Украину от одного из советских нарративов. Украина вырвалась из западного представления о том, что все славяне живут в унылых бетонных домах и целыми днями сидят на корточках. Поза Зеленской заставила забыть "русские корточки".

Поза, родившаяся в тюрьмах

Когда я путешествовал по Украине, Белоруссии и России, то часто видел сидящих на корточках людей. Весной — на стройке, зимой — на завалинке, летом — с бутылкой пива в руках: это были мужчины Восточной Европы, так называемые гопники. Большинство из них были людьми среднего возраста, с малым достатком. Некоторые — в тренировочных костюмах "Адидас", определенная часть — точно с тюремным прошлым.
Часто ошибочно предполагают, что манера так сидеть возникла у людей, тяжело работавших на полях, или у безработных славян, которые не могли себе позволить складного стула и поэтому целыми днями сидели на корточках. Нет, все не так. "Русские корточки" зародились в советских тюрьмах Украины, Белоруссии, России и всех других постсоветских государств.
О происхождении этой манеры есть разные мнения. Рассказывают и тюремные легенды. Якобы надзиратели часто заставляли заключенных так сидеть, чтобы лучше контролировать их. Контроль — в этом смысл корточек. С их помощью советские тюремщики могли регулировать передвижение масс заключенных в тюремных дворах.
Культура сидения на корточках комплексна и сложна. Она свидетельствует о презрении к людям, о контроле над ними. А еще — об унижении меньшинств. Сидящему на корточках заключенному не разрешается опускать вниз голову или сгибать корпус. И то, и другое в тюремной культуре рассматривается как поза подчинения. Это может привести к тому, что человек станет рабом, заняв низшее положение в тюремной иерархии. Кроме того, сгорбленный корпус может быть истолкован как признак гомосексуалиста, выполняющего при сексуальном акте пассивную роль. Итак, советские или русские корточки — продукт русско-советской культуры репрессий и контроля.
Манера сидеть на корточках — одно из свидетельств того сильного влияния, которое тюремная культура оказывает на постсоветское общество. Потому что если на Западе пенитенциарная система настроена на ресоциализацию заключенных, на их возвращение в общество в качестве свободных и счастливых людей, то важнейшей целью российской тюремной системы является наказание. Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2013 году, 25 процентов российских мужчин хоть раз в жизни сидели в тюрьме. Сегодня в России в заключении находится 400 человек на каждую сотню тысяч жителей. Это в восемь раз больше, чем в Германии. Такое положение вещей привело к тотальному контролю над обществом и ожесточению нравов. Контроль над обществом в России опирается на разветвленную сеть осведомителей и очень суровые наказания даже за незначительные проступки. А так как в России каждый следит за каждым, очень небольшому числу служащих тюрем удается держать под контролем большое количество заключенных.
То же самое относится и к российскому государству. "Русские корточки" — это символ разросшейся из русских корней системы подавления и наказания. Сегодня она определяет жизнь и в России, и в Белоруссии, но долгое время эта система была сильна и на Украине, находившейся под русско-советским влиянием. Сейчас же украинскому обществу удалось освободиться, выйти из положения угнетаемого, "опущенного". Украинские женщины завоевывают общественное пространство, где до сих пор доминировали мужчины. В социальных сетях они размещают свои фотографии, изображающие их сидящими со свободно раскинутыми ногами. За этими раздвинутыми ногами нетрудно рассмотреть и их политическую позицию. Широко раздвинутые ноги символизируют их стремление в свободе, ориентацию на Запад.
Манера сидеть с широко раздвинутыми ногами, ранее считавшаяся типично мужской, стала общественным феноменом в Германии в 2017 году. С тех пор многое изменилось. Германия стала более терпимой. Было бы неправильно утверждать, что именно эта поза сама по себе привела к каким-то изменениям, скорее она — индикатор благотворных перемен, выражение некого общественного процесса. Запад либеральнее России. А сегодня мы видим, что и Украина в своей манере поведения тоже может стать либеральнее, чем Россия.
Ростки этого уже пробиваются: президент Зеленский поручил правительству разработать варианты легализации гражданских партнерств для однополых пар. Украина подписала Стамбульскую конвенцию, раздвигающую права женщин и вширь, и вглубь. (Очевидно, настолько, что даже член НАТО Турция вышла из этой конвенции — прим. ИноСМИ.) Поза, в которой сидит Зеленская, показывает, что Украина освобождается от своего (пост-)советского нарратива, от системы подавления и принуждения. А Россия и ее пропагандисты потерпели поражение в культурной борьбе за Украину.
Артур Вайгандт (Artur Weigandt)