Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Суровая зима станет для Европы проверкой на прочность в вопросе поддержки Украины

© AP Photo / Michael ProbstСкульптура Евро во Франкфурте, Германия
Скульптура Евро во Франкфурте, Германия - ИноСМИ, 1920, 22.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейские лидеры обеспокоены: существующие договоренности по поддержке Украины могут оказаться под угрозой, сообщает CNN. Тревога связана со скорым наступлением холодной зимы с растущими ценами на продукты, нехваткой энергоресурсов для отопления домов и вполне реальной рецессией.
Люк Макги (Luke McGee)
Прошло шесть месяцев с начала российской военной операции против Украины, а реакция Запада на этот кризис остается решительной и в основном сплоченной, что вызывает удивление у многих.
Несмотря на ухудшение отношений при бывшем президенте США Дональде Трампе и во время пандемии Сovid-19, трансатлантический альянс сумел собраться и договориться о финансовой помощи и о поставках оружия Киеву, об отказе от российских энергоресурсов и о санкциях, призванных нанести удар по президенту Владимиру Путину и его окружению.
Однако сегодня, когда кризис переваливает на второе полугодие, европейские руководители выражают тревогу по поводу того, что существующее единодушие развалится, когда на континент придет безрадостная зима с растущими продовольственными ценами, нехваткой энергоресурсов для отопления домов и вполне реальной возможностью рецессии.
При подготовке этой статьи журналисты Си-эн-эн побеседовали со многими западными официальными лицами и дипломатами, которые попросили о сохранении анонимности.
Давая почувствовать, какие еще драконовские меры будут приняты, столица Германии Берлин в целях экономии электроэнергии отключила подсветку памятников, а французские владельцы магазинов получили указание закрывать двери при работающих кондиционерах. В противном случае им грозит штраф.
Украинский президент Владимир Зеленский, поразивший воображение Запада и настаивающий на том, чтобы зарубежные страны поддержали его военные усилия, может столкнуться с тем, что в условиях затянувшегося конфликта ему будет сложнее добиваться внимания европейских руководителей.
"Проблема для Украины сегодня такая же, как и в первый день: чтобы Запад остался на ее стороне в условиях, когда поддержка Киеву негативно отражается на ситуации в его странах. И речь идет не только о путинском газовом и зерновом шантаже, но и об издержках от экономической и гуманитарной помощи", - говорит старший научный сотрудник Королевского института международных отношений "Чатем-хаус" Кир Джайлз (Keir Giles).
"Может, именно поэтому Зеленский говорит, что хочет добиться окончания войны до Рождества, потому что вполне реальные трудности могут помешать Западу выполнять свои обещания в перспективе".
Европейские руководители и дипломаты каждый день думают о ждущем их зимой топливном кризисе, ведь в 2021 году на долю России пришлось около 55% от общего объема европейского импорта газа.
Европейским странам также нужна нефть из России, потому что почти половина российского нефтяного экспорта идет в Европу. По имеющейся информации, в 2021 году ЕС импортировал по 2,2 миллиона баррелей нефти в день.
"В Евросоюзе будет очень трудно, но мы должны постараться сдержать свое обещание и лишить Россию прибылей от продажи газа и других энергоресурсов", – говорит высокопоставленный европейский дипломат, имея в виду договоренность стран-членов ЕС снизить потребление российского газа на 15%.
Однако эту договоренность многие критикуют, так как сокращение потребления является добровольным, и есть опасения, что, когда станет по-настоящему трудно, некоторые страны ЕС просто откажутся ее выполнять.
"В Западной Европе есть кучка стран, защищенных расстоянием, и их невозможно убедить, что зависимость от российской энергии является катастрофической уязвимостью, которую они сами создали. Они даже сейчас надеются на возвращение к нормальным отношениям с Россией", – говорит Джайлз.
Официальные лица также опасаются, что западная стратегия вооружения Украины становится краткосрочным решением долгосрочной проблемы: войны, у которой нет четко обозначенной конечной точки.
Французское оружие в настоящее время находится на полях сражений на Украине, а Германия отказалась от своей многолетней политики пацифизма, увеличила собственные расходы на оборону и стала поставлять оружие. Правда, ее критикуют за то, что поставки такого оружия заняли больше времени, чем необходимо.
"В начале реакция Запада была жестче, чем ожидала Россия. В тактическом плане Кремль многое понял не так. В политическом плане было довольно легко сплотиться вокруг Украины и выдвинуть доводы в пользу поставок оружия и предоставления денежной помощи", - рассказал Си-эн-эн один натовский военачальник.
"Со временем мы начали поставлять все более современное оружие, и мы усовершенствовали подготовку, необходимую для его применения. Хорошая новость в том, что данное оружие помогает украинцам выстоять. А плохая новость в том, что чем дольше длится война, тем меньше будет таких поставок, хотя отказаться от них будет трудно", - добавил этот военачальник.
На щедрость Запада отрицательно влияют не только экономические и военные издержки, но и серьезная обеспокоенность, что в мире возникнет усталость от войны, а конфликт затянется.
"В феврале было легко запрыгнуть на подножку антипутинского поезда. Но сейчас война вступила в скучную стратегическую фазу. Будет меньше ежедневных успехов и потерь, и будет меньше возможностей сделать эффектные снимки", – сказал один натовский дипломат.
Конечно, напрямую от помощи Киеву страны не откажутся. Но они могут изменить параметры того результата, который готовы поддержать.
Некоторые страны Западной Европы, прежде всего, Германия и Франция, открыто говорят о необходимости наладить диалог между Западом и Москвой. Французский президент Эммануэль Макрон неоднократно заявлял, что, по его мнению, в какой-то момент надо будет начать переговоры между Россией и Украиной. А канцлер Германии Олаф Шольц подвергся критике за свои неоднозначные сигналы по поводу российского газа, а в последнее время и за сомнения относительно того, должна ли Европа отказать россиянам в туристических визах.
"У нас по-прежнему единое мнение о конечном результате? Все вернется к границам того времени, когда Россия начала операцию? Или к более раннему времени, до 2014 года, когда Россия аннексировала Крым? И будем ли мы вести дела с Путиным после войны, или ему придется уйти? – говорит европейский дипломат. – Это вопросы на перспективу, которые мы должны задавать, но не задаем. Сейчас эти вопросы лучше не задавать".
Предстоящие месяцы станут для европейских стран самыми сложными с начала военных действий. Граждане всего континента почувствуют удорожание жизни. Кому-то придется выбирать: отапливать дома или покупать продукты. Кризис наступает в условиях, когда многие европейские страны уже приняли у себя тысячи беженцев с Украины. На этом фоне политическим руководителям трудно объяснить денежные и физические затраты на помощь далекой стране, особенно когда их собственные граждане чувствуют, что они проявили уже достаточно щедрости.
Многочисленные западные представители рассказали Си-эн-эн о своей обеспокоенности, ведь в какой-то момент политическое руководство может решить, что лучше всего договориться о мирной сделке и отказаться от конечного итога, которому отдает предпочтение Украина, то есть от принуждения российских войск к отходу к прежним границам.
"В определенных кругах нарастает обеспокоенность в том, что, если Украина начнет проигрывать России, то усилятся призывы урегулировать вопрос переговорным путем. Зеленский должен сохранять свою пиар-магию и подавать сигналы, что Киев добивается успехов, упорно сражается и нуждается в оружии", – рассказала Си-эн-эн директор Центра российских, европейских и азиатских исследований Тереза Фаллон (Theresa Fallon).
"Как только люди почувствуют, что Киев терпит поражение, многие начнут спрашивать, зачем поставлять Украине дорогостоящее оружие во времена экономических трудностей. Зачем мы швыряем деньги на ветер", – сказала она.
Это чрезвычайно важно, подчеркивает Фаллон, потому что многие ключевые политические союзники переживают неспокойные политические времена у себя дома. В Италии пройдут выборы, в Британии будет новый премьер-министр, а в США состоятся промежуточные выборы, которые решат, каким будет оставшаяся часть первого президентского срока Джо Байдена. "Когда начнут выходить на первый план внутриполитические проблемы, граждане станут спрашивать, почему мы помогаем Украине вместо того, чтобы строить у себя инфраструктуру", – добавляет Фаллон.
Запад не без оснований может похвалить себя за свою первоначальную реакцию на кризис, но в перспективе ситуация станет намного сложнее. Большинство официальных лиц признает, что никому неизвестно, чем закончится этот конфликт. Конечно, большинству очень хочется, чтобы Украина достигла своих целей и выстояла в борьбе с Путиным, изгнав его из страны; но этому большинству еще предстоит пройти проверку на решимость.
Неприятная правда заключается в том, что, если наступит это время, переговоры о мире с участием Путина могут показаться удобным, приемлемым вариантом для стран, у которых нет общей границы с Россией, и которые считают Москву не единственной причиной этого опаснейшего кризиса.