Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если напряженность вокруг Тайваня сохранится, Китай вполне может решить, что пора увеличить военную поддержку России, считает автор Asia Times. Если это произойдет, расстановка сил в Восточной Европе изменится.
После хаотического вывода американских войск из Афганистана в августе 2021 года и начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года Вашингтон изо всех сил пытается доказать свою приверженность союзникам и партнерам.
Визит спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань 2 августа успокоил Тайбэй и подчеркнул, что остров остается ключевым элементом тихоокеанской стратегии США.
Это событие даже сплотило обе партии — редкий случай в современной американской практике: поездку Пелоси поддержали двадцать шесть сенаторов-республиканцев, а 14 августа остров посетила группа законодателей как от Демократической, так и от Республиканской партий. Отдельную поездку на Тайвань 22 августа совершил губернатор Индианы республиканец Эрик Холкомб (Eric Holcomb).
Министерство иностранных дел Китая пригрозило "серьезными последствиями" в преддверии поездки Пелоси, однако даже после целой вереницы визитов американских политиков на Тайвань Пекин едва ли пойдет на военную эскалацию. Это чревато повторением
Третьего кризиса в Тайваньском проливе 1995-1996 годов, который кончился тем, что китайское руководство потеряло лицо.
Третий кризис начался в 1995 году, когда США предоставили тогдашнему президенту Тайваня Ли Дэнхуэю визу для участия в мероприятии Корнеллского университета в штате Нью-Йорк. Китай расценил визит тайваньского лидера как серьезную провокацию и ответил серией ракетных испытаний и переброской войск в течение следующих месяцев.
В ответ США неуклонно наращивали в Азиатско-Тихоокеанском регионе военную мощь, и в марте 1996 года отправили туда две авианосных группы. Китайские ракетные испытания завершились спустя всего несколько дней, и Пекин вынужденно смирился с американским господством. Дальше протестов против визита тогдашнего спикера Ньюта Гингрича на Тайвань в 1997 году дело не пошло.
Однако Третий кризис в Тайваньском проливе вызвал живой интерес России: Москва почуяла желание Китая дать отпор США и решила этим воспользоваться.
Еще в 1996 году российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр предположил, что оборонные контракты с Китаем станут "не только возможностью сохранить рабочие места и заработать денег для нашего злополучного военно-промышленного комплекса, но и началом долгосрочного стратегического партнерства и новой расстановки сил в Азии — более благоприятной для России".
Оправившись от распада Советского Союза, Россия резко нарастила в Китай экспорт оружия после Третьего кризиса в Тайваньском проливе. Это омолодило российскую военную промышленность и позволило ей сохранить второе место по экспорту вооружений в мире.
После терактов 11 сентября 2001 года Вашингтон переключился на Ближний Восток, и Китай получал расширенный доступ к российским ракетным системам, самолетам, кораблям и другим военным технологиям.
Современное оружие для Пекина
Поначалу импорт из России ограничивался оружием советских времен. Но с развитием внутреннего потенциала Китая за последнее десятилетие Россия предлагает оружие все более современное и сложное. С одной стороны, она не отпускает ценного покупателя, а с другой — подрывает стратегию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В результате этого тайваньские и американские силы в регионе стали гораздо уязвимее для китайских ракет, самолетов и кораблей. После визита Пелоси Пекин провел вблизи Тайваня ряд ракетных испытаний и отправил в регион два авианосца 2012 и 2019 года постройки.
Только 21 августа вокруг Тайваня было обнаружено пять китайских кораблей и 12 самолетов.
Пекин также провозгласил, что намерен регулярно патрулировать акваторию вокруг острова.
Администрация Джо Байдена старалась не потворствовать визиту Пелоси и всячески призывала к спокойствию.
Хотя за несколько недель до ее поездки ВМС США провели военные корабли через Тайваньский пролив в рамках так называемой "операции по обеспечению свободы судоходства", по возвращении Пелоси Вашингтон всячески избегал эскалации. Вместо того, чтобы отомстить Китаю за череду учений, американская авианосная группа и два десантных корабля держатся от острова подальше.
12 августа координатор США по Индо-Тихоокеанскому региону Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell) заявил, что в ближайшие недели Америка планирует осторожно возобновить торговое и военное присутствие в Тайваньском проливе в соответствии с вышеозначенной "свободой судоходства". Встревоженные российской спецоперацией на Украине, американские военные уже не могут рисковать конфронтацией с Китаем, как четверть века назад.
Хотя серьезной эскалации Пекин также избегает, окрепший военный потенциал позволяет Китаю помогать российской кампании на Украине. С начала спецоперации Китай нарастил продажи микросхем, оксида алюминия и другого сырья для нужд российской оборонной промышленности. В июне США занесли в черный список ряд китайских компаний за помощь российским военным.
Война в Нагорном Карабахе 2020 года между Арменией и Азербайджаном высветила ключевую роль беспилотников в межгосударственных конфликтах, с тех пор Россия отчаянно пытается восполнить их дефицит на Украине. Российские военные уже доработали под запросы военных массу китайских гражданских беспилотников и роботов, потому что те оказались дешевле и доступнее российских аналогов.
Китайская компания по производству беспилотных летательных аппаратов Da-Jiang Innovations (DJI), крупнейшая в мире, в апреле приостановила продажи в Россию и Украину, чтобы предотвратить неправомерное использование своей продукции. Однако ее технология наблюдения под названием AeroScope позволяет отслеживать аппараты DJI вместе с местоположением оператора, и украинские эксперты отмечают, что российские военные продолжают ими пользоваться.
Хотя представители DJI и других китайских производителей беспилотных аппаратов и робототехники заявили, не поддерживают использование своей продукции в боевых действиях, в конечном счете они подчиняются Пекину.
Российский президент Владимир Путин визит Пелоси раскритиковал как "тщательно спланированную провокацию". А еще ранее — включил Тайвань в список недружественных стран и территорий. Таким образом Пекин может закрыть глаза на использование гражданских беспилотников китайского производства в украинском конфликте.
Мало того, что китайские и российские военные упрочили технологическое сотрудничество, за последние два десятилетия они еще и углубили оперативную совместимость. Первые совместные учения состоялись в 2003 году, и с тех пор по всему миру прошли десятки других.
Китай планирует принять участие в учениях "Восток" (наряду с Индией, Монголией, Белоруссией и Таджикистаном), которые пройдут на российском Дальнем Востоке с 30 августа по 5 сентября.
Однако для дальнейшего военного сотрудничества между двумя державами существует ряд ограничений. Китай воспринимает в штыки все сравнения между украинско-российским конфликтом и собственным спором с Тайванем. С начала века Пекин наращивает экономическое давление на Тайвань, одновременно изолируя его дипломатически.
При этом Китай не хочет ни рисковать относительно конструктивными отношениями с Украиной, ни подставляться под экономические санкции Запада за открытую поддержку России.
Некоторые российские компании также критикуют Китай за кражу оружейных технологий, тогда как китайский экспорт растет и уже начал угрожать российской доле рынка, переманивая ее традиционных клиентов.
Эти факторы отражают многолетнее недоверие между Москвой и Пекином.
Однако взаимного противостояния Америке пока достаточно, чтобы сгладить эти проблемы. США уже предостерегали Китай от помощи военным действиям России, но очевидно, что Китай готов ослушаться.
Учитывая, что США ежегодно поставляют Тайваню оружия на миллиарды долларов и размещают на острове силы специального назначения как минимум с 2019 года, это и немудрено.
Военное сотрудничество между Китаем и Россией подпитывается поставками энергоносителей и общим желанием создать не только международные институты вроде Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но и независимые финансовые платежные системы в обход американских.
Китайско-российские отношения оживились всего за несколько недель до начала российской спецоперации, когда было провозглашено партнерство "без ограничений".
И Китай, и Россия сознают, что укрепят свои позиции в случае, если США рассеют внимание между Украиной и Тайванем. Сдержанная реакция США на военные шаги Китая вокруг Тайваня после визита Пелоси еще раз говорит о том, что Вашингтон не сможет противостоять России и Китаю одновременно, особенно если те сплотятся еще сильнее и выступят единым фронтом.
Если напряженность вокруг Тайваня сохранится, Китай вполне может решить, что пора увеличить военную поддержку России. И если это произойдет, расстановка сил в Восточной Европе изменится — точно так же, как до этого в Восточной Азии благодаря российской военной помощи Китаю.
Джон Рул — австралийско-американский журналист из Вашингтона, округ Колумбия. Пишущий редактор журнала Strategic Policy и автор ряда публикаций о международных отношениях. Заканчивает книгу о России, которая выйдет в 2022 году.