Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иностранные бренды бегут с российского рынка из-за конфликта, и пустоту заполняет Китай

© Sputnik / Перейти в фотобанкАвтомобили Geely
Автомобили Geely
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт на Украине и санкции ускорили поворот России к Азии. Западные бренды покидают ее рынок, но на их место уже появился претендент с Дальнего Востока, сообщает Bloomberg.
Китайские автомобили, телевизоры и смартфоны постепенно заменяют в России немецкий и южнокорейский импорт: рынок страны перестраивается из-за санкций и массового исхода брендов с началом конфликта на Украине.
В результате карта торговли перекраивается, а Россия пытается оградить себя от дальнейших сбоев, переключаясь на страны, не поддержавшие санкции США и их союзников. Кроме того, Москва переписывает собственные правила, чтобы ее суверенный фонд благосостояния смог инвестировать в валюты Китая, Индии и Турции, поскольку покупки в евро и долларах отпали из-за санкций.
"Кроме китайских автомобилей, больше ничего и нет", — комментирует топ-менеджер металлургической отрасли Владимир из Москвы, купивший в этом месяце новый внедорожник Tiggo от Chery Automobile. Свою фамилию он называть отказался.
"Но выбор приличный и, что удивительно, машины очень хорошие", — добавил он.
Конфликт ускорил для России крен в сторону Азии, и сдвиги, на которые раньше уходили годы, происходят за считанные месяцы.Это преображение подводит черту под процессом, начавшимся в самом начале двадцатилетнего правления Путина, а перемены охватили всю экономику от банковского сектора до энергетики.
В Россию хлынули китайские товары
Продажи автомобилей Great Wall Motor и Geely Automobile Holdings в июле оставались стабильными даже при том, что автомобильный рынок рухнул по сравнению с прошлым годом на 75%. Таким образом эти бренды вошли в число самых продаваемых. По данным аналитического агентства "Автостат", в прошлом квартале 81% импорта новых автомобилей пришлось на Китай (против всего 28% в первом квартале).
Российский центральный банк сообщил в докладе от 24 августа, что в автомобильной торговле впервые с начала спецоперации в феврале появился повод для оптимизма, поскольку рынок сместился с европейских производителей в Азию.
Samsung низложен
Изменился и рынок смартфонов — и тоже в пользу Китая, поскольку Apple и Samsung поставки приостановили. Их товары по-прежнему доступны через параллельный или "серый" импорт, но они завозятся без "благословения" производителя, а это, в свою очередь, отпугивает часть потребителей — они обходятся дороже и лишены всякой гарантии.
Самым продаваемым брендом смартфонов в России во втором квартале стал Xiaomi, свергнув Samsung. Вообще же из пяти ведущих брендов три оказались китайскими, сообщает крупнейший российский мобильный оператор МТС.
"Происходит перераспределение рынка, — объясняет руководитель телекоммуникационного подразделения Ozon Алексей Зайцев. — Мы видим повышенный спрос на Android-смартфоны китайских брендов".
Спрос на китайские телевизоры с началом спецоперации также почти удвоился, поскольку японские и корейские компании прекратили поставки, сообщила в прошлом месяце газета "Известия" со ссылкой на интернет-магазины.
Буму предшествовал сильнейший спад розничных продаж со времен пандемии коронавируса: в апреле-июне он составлял почти 10% в месяц. На расходы домохозяйств в России приходится более половины ВВП.
Торговля в юанях
Торговля с Пекином росла еще до конфликта, в прошлом году на Китай приходилось до 25% всего российского импорта. При этом налицо явная асимметрия: Россия составляет лишь 2,3% китайского экспорта.
Москва нуждается в поставках как никогда прежде, а выбор для потребителей сократится еще больше. В прошлом месяце Россия купила у Китая товаров на 6,7 млрд долларов — на 20% больше, чем в прошлом. На фоне дороговизны энергоносителей двусторонняя торговля может вырасти в 2022 году более чем на треть до 190 миллиардов долларов, сообщило 17 августа агентство ТАСС со ссылкой на российского чиновника.
Поскольку Китай как партнер становится все важнее, объем торгов в юанях на Московской бирже в этом году вырос более чем в 40 раз, отмечает главный экономист Citigroup по России Иван Чакаров.
По словам аналитика московского Центра стратегических разработок Бориса Копейкина, китайские компании постепенно выясняют, как ввозить товары в Россию, не нарушая санкций.
"Темпы растут, и к концу года ассортимент китайских товаров расширится еще больше", — заключил Копейкин.
Статья написана при участии Бенджамина Харви (Benjamin Harvey)