Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Су-37 "Терминатор": этот забытый российский истребитель вошел в историю

© CC BY-SA 1.0 / Mike FreerСу-37 на авиашоу Фарнборо-1996
Су-37 на авиашоу Фарнборо-1996 - ИноСМИ, 1920, 05.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Су-37 приблизил ВВС России к лучшему будущему, пишет 19FortyFive. Несмотря на нововведения и успех на авиасалонах, было построено всего два предсерийных истребителя. Но надо отдать должное: примененные нововведения проложили путь к дальнейшим разработкам.
Брент Иствуд (Brent Eastwood)
В середине 1990-х, после холодной войны, ВВС России пришлось решать следующую проблему: у неё было слишком много самолетов и слишком мало врагов. Экспериментальный истребитель Су-37 по прозвищу "Терминатор" изначально выбивался из общего ряда. Это был демонстрационный образец технологий для разработки позднейших моделей. С распадом Советского Союза Россия свернула ряд истребительных программ из-за нехватки средств и за отсутствием необходимости. Ее оборонная промышленность была на грани смерти, но Су-37 выжил и продемонстрировал новшества, опередившие свое время.
"Терминатор" вырывается вперед
Россия рассчитывала, что разработку Су-37 профинансирует экспорт Су-27, и этот гамбит отчасти оправдался: ряд заказов разместили Китай и Вьетнам. Благодаря этому программа "Терминатор" продолжилась. К 1995 году у России был планер, который отправили на опытно-конструкторский завод Сухого для установки сопел с управляемым вектором тяги. В 1996 году Су-37 совершил первый полет.
Ключ — управление вектором тяги
В результате на одноместном Су-37 появились двигатели с трехмерным вектором тяги, которые впоследствии начали устанавливать на перспективных истребителях. Это придало ему достаточную маневренность и большой угол атаки. Конструкторы колебались между двумя двигателями и в конечном итоге выбрали более дешевый и менее надежный АЛ-31ФП. Но при этом не поскупились на цифровую электродистанционную систему автоматического управления вектором тяги — одно из главных нововведений Су-37. Если истребитель и выходил из-под контроля или "сваливался", он быстро восстанавливался и мог выполнять дальнейшие маневры.
Датчики на высоте
Радары с доплеровской фазированной решеткой, в том числе обращенный назад, и система управления огнем позволяли "Терминатору" отслеживать до 20 целей одновременно и запускать ракеты по восьми из них. Благодаря этому "Терминатор" мог стать многоцелевым истребителем, уничтожать вражеские самолеты или запускать ракеты класса "земля – поверхность". Пилоты оценили его превосходные способности воздушного боя.
Мощный комплект оружия
Су-37 имел 12 узлов подвески для доставки оружия общим весом 8 тонн. По данным Military Today, он мог нести сочетание ракет малой дальности Р-73Э и Р-77 для воздушного боя и различных ракет с инфракрасным и радиолокационным самонаведением для наземных целей. В дополнение к отсеку радиоэлектронной борьбы на борту также имелась 30-мм пушка.
Пилоты похвалили кабину и характеристики
Кабина с четырьмя жидкокристаллическими дисплеями для лучшей ситуационной осведомленности была удобной для пилота. Кроме того, истребитель отличался от других российских самолетов короткоходной ручкой управления вместо ручки с центральным положением.
Максимальная скорость экспериментального самолета составляла 2 500 км/ч. Дальность полета составляла 4 000 км при потолке в 18 000 м.
Ковбой авиасалонов
Су-37 отличился на авиашоу и поразил зрителей. Вот как его выставочный полет в 1996 году на выставке в Фарнборо описал сайт Globalsecurity.org: "Летчик впервые продемонстрировал своеобразный воздушный кульбит — разворот на 360 градусов в плоскости симметрии. Иными словами, это была мертвая петля малого радиуса, выполняемая на малой скорости — позже она получит название "Чакра Фролова" в честь российского летчика-испытателя. Но даже привычные фигуры в исполнении Су-37 смотрелись как новые. Так, выполняя "Кобру", он выходил на угол атаки свыше 150 градусов и находился в таком положении 3-4 секунды".
Несмотря на нововведения и успех на авиасалонах, было построено всего два предсерийных Су-37. В 2002 году из-за неисправности системы управления полетом один из них разбился, и ВВС России от этой программы отказались. Но надо отдать должное Су-37: примененные нововведения проложили путь к дальнейшим разработкам. Россия смогла сосредоточиться на воздушной технике и маневренности истребителей даже несмотря на нехватку средств и ресурсов после холодной войны.
Таким образом, Су-37 стал для ВВС России ступенькой в лучшее будущее.
Брент Иствуд — редактор журнала Defense and National Security, автор книги "Люди, машины и данные: будущие тенденции в военном деле". Эксперт по новым угрозам и бывший офицер пехоты армии США, имеет докторскую степень по политологии и международным отношениям