Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Вы, немцы, слишком много фишек поставили на Россию"

Брежнев и Шмидт - ИноСМИ, 1920, 22.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ошибка Германии была в том, что она сделала слишком большую ставку на Россию, заявил в интервью Die Welt американский эксперт Митчелл Рейсс. Он призывает Берлин не идти на компромиссы с Москвой по украинскому вопросу. Причина проста – борьба России и ЕС выгодна для США.
Политолог Митчелл Рейсс считает, что в общении с Китаем следует учитывать опыт неудачной политики Германии в отношении с Россией.
Митчелл Рейсс (Mitchell Reiss) уже не одно десятилетие занимается тонкостями геостратегии и внешней политики, вел переговоры в сложных регионах, от Северной Ирландии до Северной Кореи. 65-летний дипломат, работающий сейчас для аналитического центра Brunswick Group, пришел на интервью на самый верх одного из небоскребов в сердце Берлина.
Сегодня солнечный день, глядя из окна, он говорит: "Тут потрясающе, Европа приняла много правильных решений". Он имеет в виду, что Европа истратила много денег на социальные нужды, поэтому и живет в достатке. Но Рейсс считает также, что европа слишком экономит в другой области.
Welt: Господин Рейсс, Россия больше не поставляет нам газ, люди в Германии опасаются, что будут мерзнуть зимой в своих квартирах. Была ли наша страна слепа во внешней политике?
Митчелл Рейсс: Задним умом все сильны. Но нельзя забывать: мы живем в опасном мире, поэтому риски нужно рассредоточивать. Ошибка Германии состоит не в том, что она сделала ставку на Россию, а в том, что она поставила на нее слишком много фишек. Но у федерального правительства всегда были аргументы, чтобы это оправдать.
– Вы имеете в виду лозунг "Изменения - через торговлю"? (Вариация на тему популярного в 1970-е годы лозунга политики ФРГ в отношении ГДР и Советского Союза "Изменения – через сближение" - прим. ИноСМИ.)
- Именно. Но Германия – не единственная страна, сделавшая ставку на эту идею. Пару десятилетий назад США поступили так же в отношении Китая. Но вспомним о том, что и перед Первой мировой войной Норман Эйнджелл (Norman Angell) в своей знаменитой книге "Великое заблуждение" выдвинул тезис, что война немыслима, потому что экономики Европы слишком тесно переплетены между собой.
– Недавно федеральный канцлер провозгласил "смену эпох". Вы верите, что Берлин будет по-новому мыслить в своей внешней и военной политике?
– Мы надеемся на это. Знаменитая речь вашего канцлера в парламенте – хорошее начало. Но посмотрим, что последует за этим в ближайшие годы.
– А что пока? Немецкая помощь Украине все еще выглядит менее решительной, чем американская …
– В украинской ситуации и нашей реакции на нее есть три неизвестные величины, и от изменения этих переменных зависит ответ на ваш вопрос. Во-первых: как долго будет сражаться украинский народ? Пока может. Во-вторых: как долго будут сражаться русские при Путине? Пока могут. Открытым остается ответ на третий вопрос: будут ли европейцы помогать Украине этой зимой и потом? Или они дадут слабину и принудят Зеленского к миру, вредящему как Украине, так и будущей безопасности Европы.
– Когда в Германии в прошедшем десятилетии речь шла об энергетической политике, то думали прежде всего об окружающей среде. Риски для национальной безопасности считались почти равными нулю…
– И даже ниже нуля (смеется)! А вот мы, американцы, в вопросах энергетики всегда учитываем и такой фактор, как национальная безопасность. Мы стараемся не слишком сильно зависеть от зарубежных источников энергии. Правда, у нас больше собственного сырья, чем у вас в Европе. Но другие вещи Германия может изменить: я нахожу ее дебаты об атомной энергии весьма необычными. Как и то, что Зеленая партия предпочитает сейчас угольные электростанции атомным… (Зеленые в Германии так долго поддерживали одновременно санкции против России и выход страны из атомной энергетики, что в конце концов вызвали в стране энергетический кризис и стали покрывать дефицит энергии вреднейшим для экологии энергоносителем – углем, прим. ИноСМИ.) Мы в США сделали ставку на сланцевый газ. У немцев тоже есть собственные сырьевые ресурсы, и люди должны решить, хотят ли они их использовать.
– Есть еще выход: покупать энергоносители у других стран, а не у России. Германия обратилась к Катару. Но это вызвало критику, так как Катар – недемократическая страна.
– Принципиально хорошо уже то, что ваш портфолио диверсифицируется, выкидывая из себя российские контракты. Но независимо от этого я нахожу странным, что кто-то у вас ставит на одну доску режимы в России и Катаре. Да, Катар – автократия. Но Россия – империалистическое государство. Россия становится более репрессивной, Катар – более свободным. Россия запрещает свободные СМИ, Катар – родина "Аль-Джазиры", независимого информационного канала, который открыто критикует другие арабские государства. Германия должна приспособиться к новой реальности. Хорошо, что в лице США у вас есть союзник. Легче переживать трудные времена вместе с друзьями.
– Вы уверены, что после выборов 2024 года вы будете думать точно так же?
– Это справедливый вопрос. Сейчас, когда вполне возможно, что Дональд Трамп будет вновь номинирован и избран, каждая страна должна спросить себя: насколько я хочу зависеть от США? Ведь французский президент Макрон сказал, что Европа должна быть стратегически автономной, причем Макрон сказал это именно в тот период, когда Трамп был у власти.
Быть свободным от Трампа разумно, но я не вижу, чтобы Европа что-то делала для реализации этой идеи. И даже если Европе не нравится эта мысль, ей придется поставить на США больше фишек, чем ей хочется. Это – единственный путь для Европы обеспечить себе безопасность, в которой она жила последние 70 лет.
– Это звучит не очень комплиментарно для Европы.
– У вас проблема со старением населения. Вам нужно платить пенсии, брать на себя возросшие расходы на медицинское страхование. С помощью миграции вы можете привлечь в ваши страны больше молодых людей, но в свою очередь это создает проблемы, связанные с усилением популистских партий. Посмотрите в свое окно! Какой милый европейский вид! Европа приняла много хороших решений. Но независимо от того, что военные не пользуются тут тем же уважением, как в США, бросьте вы все разговоры против американского "оборонного зонтика". Европе просто не хватает денег, чтобы стать независимой от США в области безопасности. Если Германия будет тратить два процента ВВП за оборону, то вы станете несколько менее зависимыми, несколько более уверенными в себе, но от нас не уйдете. Связав себя с США, Европа приняла определенные решения, тут просто нельзя начинать с нуля.
– В политике по отношению к России были допущены ошибки. Какие уроки из этого может извлечь Европа для общения с Китаем?
– Нельзя и в этом случае верить в то, что торговля магическим образом приведет в расцвету нашей демократии в Китае. Вспомните судьбу формулы "сближение через торговлю" с Россией. Мы должны держать китайские фирмы подальше от чувствительных областей, должны защищать интеллектуальную собственность. Но я не думаю, что нам необходимо сдерживать себя во всем и не брать у Китая все, что он может нам дать. Не следует слишком бояться Китая.
Клаус Гайгер (Klaus Geiger)