Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис довел до импичмента: как Черногория выбирает между путем на Запад и "русским миром"

© AP Photo / Risto BozovicЗаседание в парламенте Черногории
Заседание в парламенте Черногории - ИноСМИ, 1920, 29.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Черногории набирает обороты политический кризис, разразившийся из-за противостояния президента и парламентского большинства, пишет "Европейська правда". В случае формирования пророссийского правительства страна вновь поставит на паузу путь к членству в ЕС и станет "троянским конем" внутри НАТО.
Юрий Панченко
Президент, который пытается распустить парламент и парламентское большинство, которое инициирует импичмент президенту. До такого уровня политического кризиса Черногорию довела попытка сформировать новое правительство – просербское и пророссийское.
Ситуация в самой маленькой балканской стране продолжает обостряться, и есть большая вероятность того, что с новым правительством страна вновь поставит на паузу свой путь к членству в ЕС, а также станет "троянским конем" внутри НАТО.
Ситуацию осложняет тот факт, что rонституционный суд, который должен становиться арбитром в подобных кризисах, в стране не работает. И не факт, что сможет заработать в ближайшем будущем.
Как Черногория подошла к такому глубокому кризису? И кто имеет наибольшие шансы одержать победу в этом противостоянии: президент Мило Джуканович или парламентское большинство, которое активно поддерживают Белград и Москва?

Неизбывные (неистребимые) "сербы"

Коалиция, которая состоит из партий, представляющих национальные меньшинства, тогда как политические силы, защищающие титульную нацию, остались в оппозиции – такой расклад выглядит несколько странно, но для Черногории это реальность на протяжении двух лет.
На парламентских выборах 2020 года впервые в новейшей истории этой страны победу (причем только в один мандат) праздновали партии, представляющие интересы сербов и других этнических меньшинств.
Такой странный выбор объясняется усталостью от правления президента Мило Джукановича, находящегося у власти с 1991 года (сначала в Черногории в составе Югославии, а впоследствии и независимой страны), а также его партии ДПС (Демократическая партия социалистов).
За годы правления Джуканович и его партия создали немалый коррупционный шлейф – поэтому для многих черногорцев смена власти выглядела желанной, даже несмотря на то, кто приходил на смену.
Более года Черногорией руководило "правительство апостолов", названное так по числу министров, а главное – за преданность интересам Сербской православной церкви. За это время были закрыты дела, связанные с попыткой государственного мятежа, предпринятого при поддержке РФ, курс на вступление в ЕС был поставлен на паузу, а у НАТО появились основания не доверять черногорским властям тайные документы.
А вдобавок – санкции против РФ, которые Черногория должна была ввести как страна – кандидат в члены ЕС, были введены лишь формально.
Конец наступил неожиданно. Из коалиции вышел один из участников – партия URA, которая сформировала правительство меньшинства, а ее лидер Дритан Абазович стал новым премьер-министром. Новое правительство анонсировало разблокирование евроинтеграции, а для принятия законов опиралось на формально оппозиционную ДПС.
Ситуация резко изменилась в августе – лишь после ста дней работы нового правительства. Без предупреждений и консультаций премьер Абазович подписал соглашение с Сербской православной церковью, где гарантировал ей право собственности на церковные здания и де-факто давал право экстерриториальности.
Против такого шага выступила прочерногорская оппозиция, проголосовавшая за вотум недоверия правительству. Однако победа была недолгой – Абазович и его партия договорились с просербской оппозицией о восстановлении предыдущей коалиции. Угроза пророссийского реванша для Черногории вновь стала актуальной.
Антиправительственная демонстрация в Праге, Чехия. 3 сентября 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 28.09.2022
Шанс на реванш: как дружественная Украине власть Чехии устояла перед "друзьями Путина"На местных выборах в Чехии наибольшего успеха добились оппозиционные партии. Их победа – тревожный сигнал для Украины, пишет "Европейська правда". Велика вероятность, что при смене власти в Чехии уровень поддержки Киева существенно упадет.

Роспуск против импичмента

"Все депутаты парламентского большинства, победившего на выборах 30 августа 2020 года, подписали инициативу об увольнении Джукановича, и этот процесс скоро пойдет", – такое заявление сделал лидер главной просербськой партии "Демфронт" Андрия Мандич.
Договорившись о восстановлении старой коалиции, партии быстро определились и с кандидатурой нового премьера. Учитывая, что руководство "Демфронта" имеет токсичную репутацию, пост председателя правительства был предложен лидеру движения DEMOS Миодрагу Лекичу – политику еще югославских времен.
Впрочем, если этот выбор и выглядит более компромиссным, то не настолько. Лекич имеет репутацию антизападного и пророссийского политика, хотя и относительно умеренного (по крайней мере, если сравнивать с упомянутым Мандичем).
В частности, Лекич выступал против независимости Черногории (хотя сам позиционирует себя как черногорца). Также он не голосовал за постановление черногорского парламента, осуждавшее спецоперацию России на Украину (хотя до того осуждал действия Путина).
Такой расклад оказался крайне неприемлемым для президента Джукановича.
Воспользовавшись формальным поводом – коалиция не объявила соответствующим образом о консультациях, – президент предложил досрочно прекратить полномочия парламента и объявить досрочные выборы.
При этом первое письмо Джукановича с таким предложением было отклонено парламентом – тоже из-за несоответствия формальных процедур. Однако повторное письмо проигнорировать уже не удалось.
В ответ "старое-новое" парламентское большинство заявило о нарушении Джукановичем своих полномочий и о том, что голоса для его импичмента уже собраны.
"Президент злоупотреблял своим положением для достижения собственной политической выгоды, действуя против Черногории и ее граждан, нарушая конституцию и законы. Это запрещено и наказуемо. Правильное место для применения наказания – парламент Черногории", – заявил Мандич.
Таким образом политическая ситуация зашла в тупик фактически без шансов разрешить кризис через компромисс.

Равнение на столицу

Ситуацию в Черногории осложняет тот факт, что в стране пока нет работающего конституционного суда – органа, который мог бы стать арбитром в решении политического конфликта.
Этот факт играет на пользу Джукановичу – ведь импичменту должно предшествовать решение конституционного суда о превышении президентом своих полномочий. При отсутствии такого решения любое голосование парламента будет иметь скорее символическое значение и не будет означать отставки президента.
Запустить работу конституционного суда крайне трудно – для этого нужно две трети депутатских голосов, чего у коалиции нет – они имеют преимущество лишь в один голос.
Более того, даже при самом оптимистичном для коалиции сценарии процедура запуска конституционного суда займет время и рассмотрение импичмента может начаться не раньше декабря.
Это дает президенту Джукановичу достаточно времени, чтобы попытаться переманить на сторону оппозиции хотя бы одного депутата коалиции.
Это диаметрально изменит расклады в парламенте и позволит проголосовать за его роспуск. Задача, которая для опытного политика Джукановича вовсе не является непосильной.
Еще один возможный сценарий – все решится после двадцать третьего октября. В этот день в крупнейших городах Черногории: Бари, Будве, а главное – в столице Подгорице, пройдут местные выборы.
Сейчас шансы просербских и прочерногорских партий выглядят примерно одинаковыми. Однако тот, кто победит в столице, получит преимущество над конкурентами и сможет выйти победителем из нынешнего политического кризиса.